В дополнение к сокам «Я», пиву «Т», городу «Ч» мы скоро
получим автомобиль «Ё» - такое название народного гибрида утвердил Михаил
Прохоров. Короче говоря… Хотя куда уж короче.
Буква «ё», по мнению разработчиков (а я уверен, работал
целый комитет лингвистов), олицетворяет русскость проекта, потому что ё
встречается только в кириллице. Хотя… Я, конечно, не лингвист, но на крышке
багажника моей машины написано Citroёn… Как бы не заставили
отколупывать точечки – знаем мы их методы.
С точки зрения русскости лучше «й». Это вообще буква-герой –
если бы, не дай бог, она в свое время продалась латиносам, как «х» и «у»,
некрасивых автомобильных номеров было бы больше. Тут, как говорится, русскость
налицо.
Но у «ё» есть второй агрумент. Она - седьмая буква алфавита,
а это большой плюс. Это, друзья, колоссальный плюс. Почему – не уточняется.
Просто поверьте. Зря что ли три миллиона освоили.
Как корабль назовёшь – так он и поплывёт (привыкаем
использовать ё при наборе текста). Вообще, какое слово на ё первым приходит на
ум? Ёжик и ёлка? Ого, мой блог читают дошколята… У нас, стариков, ассоциации
разнообразнее, и ёшкин кот – не худшая из них. В памяти даже всплыл банный
насос, хотя причём тут банный насос? Чёрт, потерял мысль…
Впрочем (или впрочём?), главное - имидж самой буквы. Как она
употребляется? «Ё, права дома забыл…», «Да ё! Горячая, ё!», «Ой ёёёёё… Никто не
услышит…» В русской речи буква ё никогда не обозначает положительную эмоцию,
все чаще досаду, злость и тоску. Так что в семантическом плане выбор несколько
странный.
Разговор в ресторане:
- Чьё там Ё поперёк впёрлось?
- Ё – моё!
- Ну, ты на Ё наскрёб денег, паркуйся, ё, как человек!
- А чё ты мне тычешь, ё? Моя Ы вот стоит.
- А чё говоришь: «Ё – моё»?
- Я говорю: ёмоё, Пашка-то в туалет ушёл. А ключи у него.
А можно ли её склонять? Допустим, «я езжу на Ё» или «на Йе»?
«Купил Ё» или «купил Йу»? «Столкнулись два Ё» или «две Йы»? А может, два «Йа»?
Какого оно вообще рода?
И как быть с любопытными сочетаниями, которые могут
закрасться даже в серьёзные статьи. Например, фраза «у Мазды бывает проблема с
отопителем», в случае с новинкой звучит интригующе: «у Ё бывает проблема с
отопителем»… Смысл тот же, но выражено ярче.
Сами разработчики призывают величать новый гибрид ё-мобилем.
Опять же, странно: «авто-» - означает «само-», в случае с автомобилем - самодвижущийся
объект. Ё-мобиль – это некий природный феномен, который движется через ё.
Закрадывается подозрение, что на ё-мобилях Россия ездит не первый десяток лет,
просто кто-то решился сказать правду.
А если серьезно, народ не проведешь. Мерседесы мы называем
меринами, БМВ – бумерами, Лады – тазами, так что и для Ё словечко найдется.
Подождём.
Лады и мерседесы обрели народные названия, потому что народ реально массово на них ездит. "Ё" же (ёже, хехе) так и останется прожектом - думаю, столь экстравагантное название как бы намекает, что главная и единственная цель проекта - эффектный пиар.
Судя по агрессивности ё-маркетинга, бредовости заявленных планов и близости обещанных сроков их реализации, у меня только одно разумное предположение о дальнейших перспективах. Организатор(ы) афёры сложат полученные от ивесторов денежки в аккуратные чемоданчики, и тихо свалят на Сейшелы. Других способов разрулить настолько лихо закрученный сюжет я не вижу.
Только мне не даёт покоя вопрос - чьи деньги пилятся, и кем? Традиционно распилу подвергаются бюджетные деньги, но бывают и редкие исключения. Неужели Ё финансируется из бюджета? Или ещё существуют в природе олигархи, верящие в Деда Мороза и готовые тратить на это деньги?