Блог Артёма Краснова
Четверг, 25.04.2024, 01:32

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2016 » Июнь » 8 » Очередной коллапс ОСАГО
12:42
Очередной коллапс ОСАГО

 

Фото с сайта autochel.ru, рубрика "Автокатастрофы"

Каждый понедельник по пути в редакцию «Комсомольской правды» на Красной, 4 я втягиваю живот, прижимаю плотнее локти и протискиваюсь через толпу людей, стоящих в очереди за ОСАГО — в этом же здании располагается офис АСКО. Как я понял, это чуть ли не единственная крупная страховая в городе, которая еще работает с автогражданкой. Когда через полчаса я иду обратно, очередь становится еще больше и злее. Людей вызывают поименно; люди нервничают, но терпят. Действо очень напоминает времена совкового дефицита, а он, как известно, намекает на системную проблему.

Если говорить без обиняков, страховые забюрокрачивают тему, чтобы ограничить продажи полисов в Челябинске. В силу каких-то непонятных причин наша область уже давненько попала в список самых убыточных регионов с точки зрения ОСАГО. Казалось, в 2015 году проблема должна была решиться, ведь помимо двукратного (относительно 2004-2014 года) повышения базового тарифа мы получили максимальный территориальный коэффициент — 2,1 (такой же только у Мурманска, он тоже в черном списке, но там высокий уровень автомобилизации и специфический автопарк). Однако, предпринятые меры оказались не лечением, а лишь анестезией, и уже в этом году ОСАГО снова буксануло, а лучшее — впереди.

Понятно, что помимо повышения тарифов возросли и лимиты выплат (до 400-500 тысяч), плюс два раза в год корректируется справочник стоимости запчастей, плюс инфляция — все это подъедает интерес страховых. В Челябинской области они традиционно жалуются на шибко злых автоюристов, хотя лично я так и не уяснил, почему у нас они злее, чем, допустим, в Екатеринбурге или Питере, где региональные коэффициенты ниже челябинских (в обоих городах - 1,8).

Вчера страховщики объяснили проблемы ОСАГО в ряде регионов, включая наш, дефицитом бланков, однако всем понятно, что дефицит — не причина, а лишь повод для отказа продавать невыгодную, по мнению страховщиков, услугу. Вчера же эксперты банковской ассоциации АКРА опубликовали собственные результаты анализа рынка, и пришли к выводу, что коэффициент убыточности ОСАГО уже приближается к 100% (граничное значение), а примерно через полгода уйдет в зону полной убыточности, что вынудит страховые еще активнее динамить клиентов и лоббировать очередное повышение тарифов.

Власти вроде бы не видят проблемы и пытаются регулировать рынок так, будто ничего не происходит. В частности, в мае Центробанк обязал страховые занять в проблемных регионах такую же удельную долю рынка, как в среднем по России (грубо говоря, если компания Х держит по стране 5% рынка ОСАГО, она должна обеспечить 5% и в Челябинской области). Думаю, что страховщики найдут способ забить на это распоряжение, сославшись на то же отсутствие бланков.

Центробанк советует страховщикам искать другие пути заработка, кроме ОСАГО. Ряд экспертов однако полагает, что в проблемных регионах они уже работают с отрицательной прибыльностью, и со временем эта «минусовая маржа» станет настолько неприглядной, что даже под давлением Центробанка страховые не будут продавать ОСАГО.

В борьбе с навязанными страховками Центробанк обязал с 1 июня возвращать клиентам деньги за ненужные им страховки (жизнь, риски, каско) в течение пяти дней с заключения договора. Инициатива хорошая, но восстановить рынок ОСАГО она вряд ли поможет.

Теперь к более концептуальным вопросам: а нужно ли нам ОСАГО, которое нельзя купить даже за большие деньги? Ситуация становится настолько карикатурной, что все чаще звучат возгласы отменить его к едрене фене.

Проблема ОСАГО в том, что государство рассматривает его как инструмент для решения социальных проблем, для которого прибыльность не является критерием. Грубо, собрали 100 млрд, раздали 90 млрд, 10 млрд — на административку, и шито-крыто. Однако страховые — не благотворительные организации. Они работают по ОСАГО в первую очередь ради навара (о его размере можно спорить, но он должен быть). Соответственно, если уйти от концепции «свободного ОСАГО» (тарифы формирует рынок), то идея заключается в том, чтобы выбрать такие цены на страховку, при которых страховые имеют небольшую, но все же плюсовую маржу. И как я вижу, проблема ровно в том, что в переменчивых условиях российской экономики обеспечить стабильность «прибыльных тарифов» сложно. ОСАГО постоянно требует ручного вмешательства, без которого заходит в тупик то в отдельных регионах, то в России в целом.

Так может, отменить его? Мое мнение такое: отменять нельзя. Ибо ОСАГО при всех его минусах выполняет две важные функции. Первая - «релаксирующая»: оно избавляет суды от лишних исков водителей друг на друга и от последующего муторного выбивания денег с частного лица, равно как избавляет и криминальных разборок. Вторая функция — регулирующая, когда тарифы ОСАГО вынуждают водителей ездить аккуратнее, чтобы не получить «малус» в карму. Эта функция очень развита на Западе, а в России пока находится в зачаточном состоянии.

Перевод ОСАГО в категорию добровольного страхования приведет к тому, что не иметь страховки будут именно те, кто с наибольшей вероятностью разобьет завтра чужую машину: аварийные водители как правило и самые безответственные. И судиться с ними можно до посинения: российское правосудие весьма гуманно к маргиналом всех мастей. ОСАГО в России, если хотите - это средство от финансовой безграмотности, ибо россияне любят надеяться на авось, и чем больше цена вопроса - тем больше авось (будут торговаться за помидоры, а потом, не глядя, влезут в ипотеку под конский процент).

Соответственно, если ОСАГО вновь балансирует на грани фола, нужно поднять тарифы, но не всем, а конкретно тем, кто делает ОСАГО убыточным — аварийным водителям. Одна авария — тройной тариф. Две аварии — коэффициент 8. Три аварии — запретительный тариф. Пусть аварийные водители оплачивают свои шалости, и в любом случае цена ОСАГО будет для них меньше потенциального ущерба, который они наносят своей бестолковостью.

При этом к безаварийным водителям нужно применять понижающие коэффициенты, чтобы через 10-20 лет такой езды страховка стала бы для них почти бесплатной — это снизит негатив в отношении ОСАГО, ибо тем, кто не попадает в аварии, тошно оплачивать ошибки других (и прибыль страховых). Сейчас максимальная скидка составляет 50% от базовой цены, при этом страховые самым нахальным образом замыливают коэффициент КБМ, ссылаясь то на сбои техники, то на погоду.

Мое резюме такое: ОСАГО — быть, но с диким градиентом цен в пользу безаварийных водителей. Глядишь, иной раз и не побегут в страховую ради мелкого ДТП, чтобы не множить тарифы на следующий год. И пробок будет меньше.

Категория: На злобу дня | Просмотров: 668 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: осаго | Рейтинг: 5.0/2


Всего комментариев: 18
1 Cиплый  
Бля...опять...как же надоела эта песня про убыточность осаго...вот тут...они сами пишут, что собрали на 40% больше чем выплатили...они тупо выжимают повышение тарифов, какой-то ККУ придумали...экономического обоснования этому повышению нет...просто "кюшать очень хочецца"...в Германии не более 2% сборов по обязательным видам страхования идут в карман компании...т.е. собрали 100 млрд. выплатили 98 млрд...у нас собрали 100, выплатили 60, и при этом убыточны...дак разбейтесь об стену...вы не умеете работать...у нас тоже самое происходит во всех монополизированных сферах...по теплогенерации например...я там конкретные цифры знаю...думаю в страховании наглость еще поболе будет...нет никакой убыточности...не зря единственная контора, которая хотя и со скрипом, но продолжает продавать полисы - АСКО, потому что местная, федеральные конторы уже давно всё порешали и сформировали монопольный сговор...АСКО пока не в том кругу, чтобы их приглашать в такие картели, потому и продает пока полисы...брать всех за я..ца и заставлять работать надо, а не тарифы повышать...

Ну вроде ЦБ очень грозно пригрозил - либо сами решаете проблему ОСАГО, или мы без вас ее решим. Типа Госкорпорацию по страхованию замутят.

Вот я и думаю, может на самом деле пора уже этих крохоборов нах послать, если сами работать не хотят или не хватает "эффективности" своих менеджеров.

2 HQ74  
Налицо картельный сговор. А правительство дебилов все это кроет.

3 Ilia  
К стоимости машин бы еще привязать, а то средняя цена а/м растет и тянет за собой большие суммы на ремонт

4 Партизан  
Прилетел в Челябинск, из аэропорта, прямиком на встречу, поворачиваем на Советскую и видим эту кашу, из перевернувшегося джипа и всех остальных машин. До этого, по дороге из аэропорта, ехали, ржали по поводу того, чтов России переходя через дорогу, кроме того что посмотреть налево-направо, нужно еще посмотреть наверх. Заезжаем на Советскую и вот оно....Он с неба упал...

6 Графиня-2  
позавчера оформляла осаго и каско в ресо-гарантия. у них сменилась политика относительно осаго. бланков море - несколько дней, как получили из москвы. добро пожаловать. впервые за много лет страховому агенту дали ПЛАН на осаго. старые бланки будут выдавать до 10 ноября и действовать они будут весь срок, на который выданы. по каско цены снижены. по сравнению с прошлым годом страховка логана упала на 9т.р., что приятно удивило.

7 antonio1985  
Да кто ищет тот найдет, а кто хочет в очередях постоять, тот постоит без проблем. Для этого всегда условия есть. Что конечно же не оправдывает действий гадких, жадных страховщиков.

8 Артем_КРАСНОВ  
0
Не только Сиплого, но и Центробанк, похоже, заколебало нытье страховщиков http://www.gazeta.ru/auto/2016/06/08_a_8292191.shtml

В общем-то, посыл правильный, раз ОСАГО решает социальную проблему, им должна ведать компания, не ориентированная на прибыль. Но лично меня тревожит, что эта компания может стать дотационной, и тогда получим еще один ручеек бюджетных денег. Причем оплачиваться ими будет ошибки лихачей, которые получат низкие тарифы ОСАГО и будут лупиться с удвоенным рвением. Мне все же нравится вариант с лютым коэффициентом бонус-малус. Не вижу ни одного минуса в этой схеме, кроме недовольства аварийных водителей, которое, ИМХО, они должны отзеркалить на самих себя.

9 Geram74  
как введение диких коэфициэнтов на аварийщиков "накормят" жадность страховщиков? а никак. коммерции всегда будет мало.
идея про осагу хороша, реализация - безобразна. очередная сфера где "рука рынка не нарегулировала а обосрала саму идею и себя"

по мне так - максимум 3 предупреждения по их "самодеятельности"и страховую в данной области национализировать. не понимают коммерсы только доброе слово, без револьвера не доходит до их мозга.

10 Артем_КРАСНОВ  
0
Мне лень ввязываться в длинный спор, выскажу просто мнение, может быть, ошибочное.
Видим, что страховые отказываются от ОСАГО. Т.е. ситуация не такая, что они продают его взахлеб, но жалуются на отсутствие прибылей, а они вообще предпочитают уходить из регионов. Продавать что угодно, но не ОСАГО. С точки зрения коммерса и просто здравого смысла, при наличии хоть каких-то там прибылей нет никакого резона в таком шаге. Так что...
Меня больше интересует вопрос, почему Челябинская область в таком удручающем положении. Т.е. чем мы отличаемся от других областей, где по ОСАГО все более-менее ровно при том, что оно там значительно дешевле.
По России ситуация такая: в некоторых регионах выгодно работать, и там страховые работают и не жалуются. А вот конкретно у нас почему-то не хотят. Это что, картельный сговор конкретно против избранных областей? Ну как-то слабо верится.
К слову, с 1 июня наступило некоторое облегчение насчет ОСАГО в Челябинске, потому что запущенна специальная программа РСА, но вот надолго ли ее хватит...
Как я вижу, ну не может коммерс рисковать попасть под санкции Центробанка и добровольно отказываться от прибыли, игнорируя ОСАГО без веской причины. А значит, причина все-таки есть.

11 Ilia  
Может у вас много юристов развелось которые выкачивают из страховых в разы больше убытка? По ОСАГО же не следят, я в свое время за одну и ту же фару с бампером несколько раз деньги получал при каждом новом факте дтп.
Я вот только не понимаю что мешает взять страховку в инете? Сейчас же можно так сделать? Сам не пробовал т.к мне с каско его оформляют без проблем на несколько машин и даже домой привозят.

14 Cиплый  
С точки зрения коммерса и просто здравого смысла, при наличии хоть каких-то там прибылей нет никакого резона в таком шаге.

Дак ведь "прибыль" можно понимать по разному...и я верю, что Москвичам её не хватает, чтобы видеть смысл в продолжении своего присутствия в регионе...в этом деле нужен постоянный контроль...я не берусь судить за всех, но если взять "как обычно", то какая главная цель любого директора "по найму"? Она очевидна - раздуть накладные расходы, желательно с откатами себе любимому, или вообще завязать все расходы на подконтрольные структуры...чтобы в итоге показать собственнику ноль, ну или небольшой убыток, чтобы не снимал свои дивиденды, и при этом красиво так заунывно, но правдоподобно с бумагами объяснить почему так получилось...они в этом постоянно практикуются, поэтому разряд имеют хороший...в итоге москвичи искренне верят в "убыток" на местах и начинают постепенно сворачивать бизнес...ну или не верят, но сил изменить ситуацию у них нет...это решается либо личным присутствием собственника, либо его очень доверенного лица, которых на все регионы не напасешься...кароче "убыток" для них настоящий, но никто не виноват, что они не могут организовать собственных подчиненных на более эффективный труд...это вообще главная фобия любого мало-мальски высокого руководителя, типа "я окружен негодяями, ворами и предателями", и где взять нормальных ума не приложу....потому всякие Дубровские подтягивают на приближенные посты своих протеже, т.к. действующим они не доверяют от слова совсем, и я их искренне понимаю, но выхода не вижу.

15 Cиплый  
Вообще походу в правительстве и ЦБ перечитывают этот форум...сначала я предложил собирать плату с дальнобойщиков и через 3 года её начали таки собирать, теперь вспомнил вот этот диалог 4-х летней давности...(прост №45)...я там как раз за ГОСКОМПАНИЮ говорил...и вот нате вам...сам ЦБ таки до этого додумался...может сделать сразу сборник предложений, чтобы им все архивы не перечитывать...

16 Geram74  
так причина простая - в ряде "убыточных" регионов просто не получается доить население как не "неубыточных"
а учитывая что их нытье регулярно продавливает выгодные им решения (по повышению ставок, коэф, и прочего) то они как дети малые у своих родителей регулярным и постоянным нытьем выпрашивают потребное им.
вот РГС тока лишился права страхования, так тут же прокладку создал для продолжения страхования такого "убыточного" ОСАГО

ЗЫ отмаза, типа злобные авто-юристы, меня просто до колик смеха доводят. какой бы не был гениальный автоюрист, но больше реальной стоимости ремонта он не сдерет. привыкли жировать и брить просто водителей, что теперь им подгорает от авто-юристов, что берут с них по полной.

"Не только Сиплого, но и Центробанк, похоже, заколебало нытье страховщиков" (С)

А в каменте №5 разве не про тоже самое по ссылке?

"Ходишь, ходишь...." (С)

Пишешь, пишешь.....никто не читает.

18 Артем_КРАСНОВ  
0
Извини, не заметил

13 Black-n-White  
Страховался в АСКО на Красной в конце апреля. В то время уже были введены талоны.
Начал беспокоиться примерно за 2 недели до истечения срока предыдущего полиса. Прошел техосмотр отдельно на официальном пункте (тут ничего интересного). Потом попробовал заказать продление полиса на сайте. Сайт выдал сообщение примерно такого содержания: "В связи с большим объемом запросов сервис приостановлен. По вопросам продления полисов звоните..."
Позвонил. У меня уточнили, нет ли изменений в полисе в сторону добавления новых данных (смена собственника, добавления водителя). У меня их не было. Потом спросили, в какое время мне (!) удобно подъехать. Сразу назвали сумму с учетом КБМ (класс повысился на 1 за год).
Подъехал в назначенное время, у них обед и дверь для клиентов закрыта. В коридоре несколько человек.
Поймал в коридоре сотрудницу АСКО, объяснил про интернет-магазин и назначенное время, она провела через служебный вход. Минут через 5 вышел с полисом. Доп. услуги не навязывали.

17 ТотЧувачок  
да продлить полис в аско можно именно таким способом. у них на продлении отдельный человек. в прошлом году так делал и в этом году тоже надеюсь без очередей обойтись. )))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |