Тест «Патриота» стал делом личным, и не потому, что я собираюсь его покупать. Просто, осоловев от однообразно-качественных паркетников, очень хотелось чего-нибудь этакого, терпкого, самобытного и не китайца. А тут российский тру-внедорожник с камерой заднего вида, навигацией, подогревом сидений (обоих рядов), АБС, кондиционером... Звучит прямо как трейлер к фантастическому фильму.
А салончик неплох. Может, это и 90-е, но вполне приятные глазу
Машина стояла холодная и с замерзшим стеклом, поэтому я завел двигатель и открутил обдув. Мотор прогревается поразительно быстро: 2,7 честных атмосферных литра даже объемный салон «Патриота» без труда превращают в парилку. А мог бы вообще не мучаться – позже обнаружился подогрев лобового стекла. Вот только чахоточные струйки омывайки и вялые дворники брутальному имиджу не идут.
Уже на выезде с парковки ясно, что Patriot задает свои стандарты. Хотя бы в том, что касается радиуса поворота: по легковым меркам он велик и напоминает, скорее, коммерческий транспорт. Руль длинноходный, гидроусиленный, нетяжелый, но крутить его нужно размашисто.
Пожалуй, главная эргономическая странность: заваленный рычаг коробки передач, который при включении первой занимает более-менее вертикальной положение, а в нейтрали косит вправо. Соответственно, включенная третья ладонью ощущается, как пятая, а на пятой рычаг близок к обморочному состоянию.
На мелочах не зацикливаюсь: вяловатая поначалу педаль тормоза очень быстро кажется привычной, АБС страхует от чрезмерного рвения, газ флегматичный, руль тоже, но я ведь не жду остроты от подобной машины, так? Стало быть, полчаса на привыкание, и Patriot перестает казаться откровенным увальнем.
Двигатель слабый, но честный. Динамика разгона позволяет держаться в потоке, но при желании вас сделает любая легковушка, у которой это желание возникнет. Характер у мотора ровный - этакий чуть уставший от критики и похвалы труженик, который тянет свою лямку и орденов не просит. Выше 1000 об/мин он упорен, и пусть никакой феерии в разгоне нет, процесс не кажется утомительным.
А вот управляемость… Не помню, когда последний раз отлавливал машину в заносе, который не провоцировал сам. А тут едем спокойно, среднескоростной поворот, третья передач, никакого ажиотажа и вдруг…
В такие моменты время растягивает жевательной резинкой. Ты чувствуешь, что машина ушла из-под тебя, как выбитый табурет. Руки сами делают контрвращение, картинка в лобовом стекле уплывает вбок. Машина норовит проскользить аж на встречную полосу, но у тебя уже нет способа воздействовать на нее, кроме как надеяться, что предпринятого ранее будет достаточно. Занос тягучий, затяжной, инерционный… Отловил…
И буквально через десять километров тоже самое, только теперь на выезде со второстепенки. Резкий занос, набегающие сзади машины… Кое-как успеваем вписаться и избежать маятниковой раскачки, которую в случае с «Патриотом» вряд ли поймаешь…
Оба раза были совершенно неожиданными, и если сверяться с внутренним «рискометром», рискованной езды не было. После этого я и пассажиры сошлись во мнении, что на «Патриоте» нужно оставить эти свои легковые замашки и ехать с двукратным запасом прочности. С трехкратным.
Вообще, отчасти я грешу на шины. Всесезонки «Кама» напрягли меня сразу, ибо на такой резине я не ездил и особенного доверия к ней не испытывал. А поскольку все универсальное компромиссно, по сегодняшним дорогам лучше ездить на чем-то проверенном и с шипами. С другой стороны, склонность к заносу как таковая не определяется только шинами.
Моя комфортная скорость на UAZ Patriot – 80 км/час. Примечательно, что разница, допустим, с 90 км/час ощущается весьма, а быстрее по зимней дороге уже не тянет совсем. После наших экзерсисов стало ясно: случись что впереди, и ты станешь зрителем, который может лишь молиться и скользить. Поэтому 80 км/час и ни километра быстрее.
Даже на такой скорости машина слегка поплясывает на дороге, все время держа водителя в тонусе. Может быть, я пытался дуть на воду, но мозжечек не выходил из состояния боевой готовности. Нет ли заноса? Проедем ли ту колею? Не бросит ли на выбоине?
По управлению Patriot вовсе не размазня, как иные китайские джипы с пустыми баранками и аморфными повадками. У руля есть зона нечувствительности, но терпимая, сами реакции вполне понятны, передачи включаются неплохо (задняя еще и со звуковым сигналом). Поднастроить бы ему шасси, и был бы вполне приличный авто для вояжей по трассе. Впрочем, в следующем году обещают поставить импортную ESP: вот тут-то она будет уместна. Скажем, за счет 4-канальной ABS Patriot довольно уверенно тормозит на миксте, лишь слегка смещаясь в сторону более цепкого покрытия.
Управляемость Patriot зависит также от привода. Передние колеса подключаются жестко (без дифференциала), причем подключаются не рычагом, а удобной шайбой прямо на ходу. Однако ездить по земной тверди на таком приводе нельзя – он для скользких и зыбких покрытий. В заднеприводном режиме «Патриот» склонен к заносу от избыточной тяги или спонтанным верчениям, как в нашем случае. Но стоит включить полный привод, и машина превращается в утюг: спровоцировать занос можно лишь специально, зато появляется изрядная недостаточная поворачиваемость. Есть еще понижающая передача, включать которую можно на стоящей машине той же шайбой.
Комфорт в «Патриоте» - понятие относительное. Относительное в прямом смысле – с чем сравнивать. На фоне легковушек он шумный и чувствительный к стыкам асфальта, но если учесть, что его покупают все же люди посуровее, чего-то особенно критичного нет. Скажем, в новой модификации с коробкой и раздаткой Dymos не слышно трансмиссионных шумов – из «механики» солирует двигатель.
Есть и плюсы. На одном участке начала меня подпирать какая-то «Ауди». Поскольку ехать быстрее я не мог, поглядывал в зеркала и ждал, когда она решится на обгон. И вдруг смотрю – нет «Ауди» ни сзади, ни сборку, ни впереди. Растворилась. Глянул еще раз в зеркало – метрах в 100 позади она еле-еле переваливается через участок разбитого асфальта, который я, засмотревшись в зеркало, маханул, не глядя. И никто не поморщился: чем хреновее дорога, тем комфортнее «Патриот».
Новые сиденья хоть и имеют поясничный подпор, но к концу поездки спина все же дала о себе знать, заныла. В целом же эргономика совсем не плоха, а высокая посадка – известный плюс и на трассе, и в городе.
Во время фотосъемки у берега озера Patriot сначала огорошил изрядным ерзаньем в колее, но виноваты опять же шины: скользят по любому поводу. Первое время меня не покидало ощущение, что вот-вот стащит целину и засосет.
Но постепенно Patriot начал раскрываться. Нужно отбросить паркетные привычки и обходиться с ним смелее. Больше газу, увереннее со сцепление, не миндальничать рулем. Когда заточенный под паркетники мозг говорит «сейчас сядем», Patriot по-крейсерски прет и прет. Даже на скользких шинах при включении полного привода он бороздит снег, попутно сглатывая кочки и пропуская промеж колес пеньки.
И быстро становится понятно, что Patriot, как вообще любая серьезная машина, очень чувствителен к опыту водителя. Дилетант дальше уедет на паркетнике. Для опытного человека «Патриот» - это инструмент, который позволяет выбирать разные алгоритмы штурма препятствий, а где-то использовать силовые приемы. Но если ты боишься его и толком не понимаешь, что делаешь, то «чем круче джип…» и далее по тексту. Я, кстати, обещал руководству салона не усердствовать с бездорожьем, и не пожалел: на таких шинах мы бы до сих пор откапывались ))
Правда, не хватает ему блокировки межколесных дифференциалов, в связи с чем боишься вывеситься по диагонали или засадить в снег так, что пара колес на разных осях разгрузятся слишком сильно. Дифференциалы с блокировками, впрочем, доступны за доплату, как и масса всяких мужских штучек, вроде светодионых фар-искателей, плоских канистр, лебедок и много чего еще.
И конечно, «Патриот» имеет огромный салон. Заднее сиденье после рестайлинга стало даже чуть просторнее по запасу ног для коленей. Посадка, конечно, не легковая – пол высокий, а спинка сиденья низковата. Зато много места и воздуха, есть подогрев задних сидений и блок управления «климатом» с дефлекторами.
Багажник так и вовсе беспрецедентный – Андрей Винников грузил штатив с монорельсом, не разбирая. Спинки сидений можно сложить (пол с небольшой ступенькой), а спинку переднего откинуть назад до упора, образовав спальное место. В этом смысле Patriot не имеет равных в своей ценовой категории.
Что касается цены, то говорить о ней сложно. Сегодня свободных машин почти нет, а базовая стоимость начинается от 649 тысяч рубелей. Наша комплектация стоит 749 990 рублей, однако список оборудования достоин иномарок: и сенсорный дисплей, и навигация, и камера, и кондиционер, и АБС. Кстати, все опции работают неплохо. Можно придраться к бликующему экрану и качеству радио, но камера заднего вида дает разборчивую картинку, а управление климатом сделано вполне цивильно – ничего не заедает и тактильные ощущения неплохие.
Но сколько будет стоить такой Patriot в следующем году – сказать сложно. Пусть он и российский автомобиль, но российского в нем – лишь сама внедорожная основа да двигатель. Коробки передач, раздатки, тормоза, фары, электроника и много чего еще последние годы менялось на импортные компоненты, в результате «степень локализации» Patriot в стоимостном выражении… меньше 50%! То есть, он зависим от курса доллара в большей степени, чем некоторые иномарки местной сборки. Поэтому оставим рассуждения о том, насколько он дорог, до прояснения ситуации.
А вообще мне нравятся такие машины. Нравятся тем, что зовут в путь и заставляют развиваться. Не дают закиснуть. Провоцируют. Patriot сразу же рожается дцать идей, куда можно отправиться, что с собой взять и как дообрудовать машину. Он позволяет заглянуть туда, куда на кроссовере не сунуться, а попутно поэкспериментировать с арсеналом его внедорожных примочек. А еще он располагает к себе людей: там, где меня гоняли охранники, когда я просил сфотографировать иномарку на фоне карьера, Patriot впустили с распростертыми объятьями и еще ракурсы подсказали. Ну что сказать – время сейчас такое, патриотичное. Пусть и с локализацией 50%.
Камера заднего вида вполне юзабельная
Неудачно сфотографировал навигацию - в данном месте реальное поле с едва заметной дорогой, и тот факт. что навигация ее распознала, вполне убедителен
Сенсорный экран бликует, примерно как у "Тойоты Короллы"
У "Патриота" два бака по 43 литра. Прикольно, но неудобно. Чуть дальше шайба включения полного привода и "понижайки"
Приборы вполне современные
Фотоаппарат в бокс входит, но не всякий
Первая передача, ниже пятая и задняя
Двигатель объемом 2,7 литра развивает 128 л.с. и 210 Н*м (при 2500 об/мин). Есть еще дизель, у клиентов непопулярный
Сиденье регулируется по высоте
Просвет - 21 см, обе подвески зависимые (мосты)
Довольно современный блок управления кондиционером и вентиляцией
Пассажирам - свой "климат" и подогрев сидений
Огромный багажник (вверху - с частично сложенным сиденьем)
Появился задний стабилизатор поперечной устойчивости, который за счет хитрой формы не уменьшает просвет (21 см под картером моста)