Будь у меня машина с ESP, никогда бы не отключал. Ну разве что на льду озера
Какая модель с системой стабилизации в России самая доступная? Удивительно, не Lada Granta, а Ravon R3 Nexia, который имеет ESP в базовой версии уже за 479 тысяч рублей. Я заинтересовался вопросом после недавней дискуссии с Geram74, который предложил сделать ESP в России обязательной, как ABS. Стоит ли?
Система стабилизации доступна сегодня для подавляющего большинства моделей, а у некоторых, вроде Lada Vesta, Ford Focus, Lifan X50 или нового Hyundai Solaris включена уже в базу. Есть, конечно, исключения, вроде Ravon Gentra, которая, в отличие от младшей сестры Nexia, не имеет ESP даже в топе за 809 тысяч. Но «Равон» - марка не совсем типичная, а в остальном «не устойчивых» моделей в России все меньше: даже Lada Granta получила систему ESP Bosch 9-го поколения, правда, в топовой комплектации за 572 400 рублей (для «Калины» - 593 800 рублей). Кстати, Priora, которую я как-то тестировал с ESP, лишилась этой опции.
А ведь до 2013 года даже Toyota Corolla не предлагала систему стабилизации россиянам - сегодня подобный шаг выглядел бы моветоном. ESP тихо и незаметно превращается в почти обязательную опцию.
Однако для недорогих и среднеценовых моделей ESP чаще идет в близких к максимальным комплектациям, например, минимальный Duster с оной — это почти 800 тысяч. И дело, скорее, не в цене системы, которая к машинам с АБС добавляет от силы 20-30 тысяч рублей, а в стереотипе, что для россиян она не входит в список приоритетных опций. Маркетологи не хотят утяжелять базовые версии системой, назначение которой в России понимает далеко не каждый.
Но все меняется: Lada Vesta стала первой «бюджетницей» с ESP в базе, задав тренд: думаю, через пару лет такой подход станет нормой.
Я не считаю ESP обязательной опцией хотя бы потому, что наши деды и отцы ездили без ESP на куда худших машинах и худшей резине, уповая на «врожденную систему стабилизации», чем электронную. С другой стороны, у бывалых водителей той поры была в заначке история, как их вертело на трассе, и ладно, если все обошлось испугом и пополнением копилки опыта. Сегодня интенсивность движения такова, что авторы веселых заносов не склонны вспоминать об этом с прибаутками.
Так вот, пусть я не считаю ESP обязательной везде, это крайне полезная опцией вне зависимости от водительского опыта. Ее главная добродетель — способность подавлять заносы, опасность которых я как-то наглядно показывал. Да, опытные водители знают мантры про контрвращение, но занос чаще всего возникает настолько внезапно и в такой тесноте, что не спасает и опыт. ESP — это как презерватив. Когда понимаешь, что было нужно, уже поздно.
Современные ESP работают эффективно, ненавязчиво, умеют бороться с недостаточной поворачиваемостью, имитируют работу межколесного дифференциала, настраиваются по уровню «строгости». Если ESP включена в базу автомобиля, у инженеров появляется возможность сделать шасси более острым, то есть склонным к избыточной поворачиваемости — случай Lada Vesta.
Минусы ESP — повышенный износ тормозных колодок, стоимость и, вероятно, самоуверенность, которую они селят в иных водителях. Хотя причем тут ESP? Самоуверенность селят шипы, подушки, тонировка, полный привод, значок Subaru. ESP тут далеко не первая в списке.
Еще неотключаемые ESP могут мешать при медленном маневрировании в снегу и песке, но большинство машин имеет кнопку их деактивации (X-Ray получил ее уже после выхода на рынок).
ESP спасают жизни, и делают это незаметно, не требуя ни похвалы, ни зарплаты. Чаще всего водитель даже не осознает, что ESP вытащила его из беды. В этом смысле они полезнее подушки безопасности, которая есть в базе у всех авто для российского рынка.
Так может, пора добавить туда и ESP? Думаю, мы придем к этому лет через пять. В Европе это случилось несколько лет назад, и если произойдет у нас, я буду только рад.
Но конкретно сейчас не самое удачное время: зашкаливающие цены на авто и необходимость внедрять ЭРА-ГЛОНАСС и так повысили планку доступности автомобилей, а ESP в базе даст новый повод к подорожанию. Тем более, их производство монополизировано рядом крупных гигантов (Bosch, Continental, Aisin, TRW и т.д.), а российских аналогов нет.
Впрочем, при средней цене 20-25 тысяч рублей ESP является одной из самых полезных опций из расчета на потраченный рубль. Обесценивание оного добавляет к цене авто куда больше.
|