Блог Артёма Краснова
Четверг, 25.04.2024, 11:58

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2013 » Ноябрь » 11 » Обгонный кодекс
20:10
Обгонный кодекс


Во время вояжа в Верхотурье пришлось много обгонять. И вот, во время очередного маневра я поймал себя на такой не вполне однозначной мысли.

Конечно, обгон нужно завершать вовремя, не создавая помех ни попуткам, ни встречным машинам. Тем не менее, даже если случилась та пиковая ситуация, когда не успеваешь, избежать лобового ДТП зачастую можно – сама ширина проезжей части плюс обочин чаще всего позволяет разминуться встречным машинам или, как минимум, снизить последствия.

Проблема зачастую в том, что в столь критической ситуации успех или неудача зависят от действий всех участников процесса: попутной машины, обгоняющей и встречной. А иногда – и от их соседей.

По-моему, в России не хватает некого кодекса, который бы помогал водителям действовать в подобных ситуациях. Некого сборника советов о том, как минимизировать риски на трассе, где часто происходят обгоны. Я бы включил в него такие пункты.

1.       Никогда не обгонять, прижавшись вплотную к машине впереди и выныривая на полосу в последний момент. Лучшая стратегия – оттянуться назад, после освобождения встречки набрать скорость в своей полосе и выйти на обгон по пологой траектории. Как минимум это позволяет встречным водителем заметить вас раньше и предпринять меры.

2.       Еще до начала обгона продумать, что делать в случае неудачи. Оценить ширину своей полосы, а также надежность обочин – есть ли шанс уйти на них? Если место заужено, обочина зыбкая, а трафик плотный – по возможности отказаться от обгона.

3.       Когда водитель понимает, что закончить маневр не удастся, первой реакцией должно быть интенсивное торможение. Однако интенсивное настолько, чтобы не дестабилизировать машину – последнее особенно важно для машин без АБС или с примитивными системами, которые не обеспечивают безопасного распределение тормозных усилий.

4.       В ситуации, когда две машины несутся навстречу друг другу по одной полосе, водители могут не понять друг друга и одновременно сместиться в одну сторону. Вероятно, за базовый алгоритм разумнее принять смещение всех участников вправо (для встречной машины «право» - это для нас «лево»). То есть мы прижимаемся ближе к центру, встречная – на свою обочину. К сожалению, это правило отнюдь не универсально: если встречка не намерена уступать, разумнее отпрыгнуть влево – нередко водители спасались именно так. Как определить? Внимательно следить за встречной машиной.

5.       Если инцидент происходит во время обгона фуры и ширины трассы для разъезда хватает впритык, нужно быть морально готовым максимально прижаться к обгоняемой машине вплоть до контакта. Из двух зол выбрать меньшее.

6.       Нужно обязательно иметь в виду резкое отличие управляемости автомобиля в гражданских режимах и критических. Любой резкий маневр, особенно на зыбких/скользких покрытиях и на большой скорости – это риск полной потери контроля. Учитывать дорожные условия нужно до любых пируэтов, а органами управления работать по возможности плавно. Решительно, но без паникерства.

7.       Когда видишь встречную машину, которая вышла на сомнительный обгон, лучше начать притормаживать до прояснения ситуации. Если она накалилась – тормозить с максимальной интенсивностью еще до ухода на обочину.

8.       Регулярно анализировать  состояние обочины и прикидывать, на какой скорости можно выехать на нее без риска.

9.       Если нас обгоняет машина, которая явно не успевает, стоит по возможности сместиться вправо. Либо изменить скорость в «противофазе»: если обгоняемая машина ускоряется – притормозить и дать ей место впереди, если уже тормозит – поддать газку.

 

Я осознаю условность подобных наставлений, потому что ситуаций – бесконечное множество, а события разворачиваются так быстро, что действовать будешь рефлекторно. Но я уверен, что правильные предустановки иной раз позволят и в критической ситуации среагировать чуть более правильно. Иногда этого чуть достаточно. Как минимум, сам стараюсь просчитать пути отступления перед каждым обгоном, и если чувствую, что их почти нет – тошню дальше. Кстати, обращали внимание, каким долгим кажется торможение, когда пытаешься спрятаться за обгоняемой фурой после осознания излишнего оптимизма? Есть точка, после которой спрятаться уже не удается, и тут для спасения нужны и все средства.  

Полагаю, лобовые атаки – это на 80% недооценка ситуации обгоняющей машиной, и на 20% - растерянность других водителей. Наши реалии таковы, что маневры уворота нужно просчитывать почти каждую минуту, пока едешь по двухполосной трассе.  Даже если обгоняют другие.

Категория: На злобу дня | Просмотров: 954 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: Безопасность, обгон | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 22
1 kriptonus  
Дороги нормальные строить надо, хотя бы федерального значения. Тогда и  количество обгонов на загруженных трассах снизится. а то весь грузопоток с железной дороги теперь перевозится по асфальту а дорожная инфраструктура не намного лучше конца 90-х.

2 zemen  
kriptonus ага, а еще страну надо поменять, чтоб дороги можно было нормально строить, ну и климат заодно. Готов пойти строить, уже можно?
Речь-то не об этом, как понимаю, а о том, как остаться живым и здоровым после поездок по направлениям расейским.

По теме. Так-то тыщу лет назад сказано: не уверен - не обгоняй. Видишь обгоняющего дебила (все равно в какую сторону летит) - тормози. Вот и весь совет.
Регулярно езжу на дачу за 35 км от города. Дорога несложная, трафик в сторону Кургана тухлый. Но даже на таком участке наблюдения показывают, что подавляющее большинство водятлов умеют только держаться за руль. Говорить о каких-то просчетах на пару шагов вперед - с ума сошли? Тем более о кодексе правил из такого количества пунктов? Да ну нафик, сильнамногабукав! Лучше тапку прижать, "моя шоха с турбовым двиглом о 5 литрах (иностранныйсуперавтомобиль на ракетном приводе) хоть кого обгонит, тем более я умею смотреть сквозь любые предметы на любом расстоянии!"
Приведенный ролик в большинстве случаев еще раз это доказывает.

Стараюсь обгонять только с 200% уверенностью в том, что смогу завершить маневр и в условиях нормальной видимости. Иначе - буду тупо тошнить, даже если кажется, что вроде бы можно обогнать. И стараюсь держаться подальше от таких вот "фартовых".

Кстати, насчет 1 совета еще добавил бы, что если впереди идет фура, то неплохо как чуток отстать-оттянуться, так и чуть помаячить сзади, чтобы увидеть ее зеркала заднего вида. Потому что если ты не видишь зеркало фуры - ее водитель не видит тебя. И ведет фуру так, будто тебя нет. А ведь фура большая и железная.

3 Артем_КРАСНОВ  
"Не уверен - не обгоняй" полностью поддерживаю.
Но может быть это не так заметно по дороге к Кургану, как на М-5 или других перегруженных трассах, там случаются напряженные ситуации. Когда нужно обгонять, а трасса из сплошных зон запрета и поворотов, и если не хочешь провести за фурой следующие 20 км, нужно где-то решаться. Бывает, что-то недооценишь - все мы люди. По крайней мере, нужно допускать возможность. Наивно жить в святой уверенности, что каждый твой обгон стопроцентно "уверен". Ну, я бы не стал, по крайней мере.
Полагаю, принцип "не уверен..." и изложенное выше не противоречат друг другу, а дополняют.

4 zemen  
Артем, надеюсь, ты не подумал, что мне за 12 лет водительского стажа приходилось только тошнить 35 км в сторону Кургана и назад? smile
Я потому и написал про Курган, что даже на такой малозагруженной трассе, где по сравнению с М5 трафика, можно сказать, вообще нет, некоторые умники умудряются так тупить и создавать такие аварийные ситуации, что только диву даешься... Об этом было замечание.
Насчет противоречий я вроде не говорил, как раз таки с дополнением выступил smile

И Пусть я буду жить в святой уверенности, но никогда не полезу, если не уверен. И решаться буду тоже с этой мыслью. Пусть даже проползу следующие 20 км за фурой. По крайней мере, проползу, а не буду колбаситься как некоторые "что-то недооценившие" люди из ролика. Наивно думать, что вокруг грамотные водители с навыками контраварийного вождения. И возможность мне бы хотелось допускать только одну: добраться живым и здоровым. Лучше потошнить, но доехать, ничего настолько ужасающего в 20 км за фурой нет, чтобы из-за этого добавлять собой цифры в печальной статистике. Расслабься и получай удовольствие. smile Все время вспоминаются 2 фразы, сказанные мне двумя разными людьми: "ТУДА я пока не тороплюсь" и "Невозможно быть осторожным чрезмерно".
Поэтому в копилку советов я бы добавил еще один: считать окружающих водителей новичками, впервые севшими за руль и просчитывать их маневры, в том числе по обгону, за них. Лучше ошибиться, чем столкнуться с тем, что это окажется правдой. Не знаешь, куда встречный-поперечный-попутный может шарахнуться? Держись от него подальше, целее будешь.

7 Артем_КРАСНОВ  
Твой осторожный настрой я поддерживаю и сам езжу примерно также, другой вопрос, ты когда-нибудь проезжал, например, 800-900 км по трассе, типа той же М-5?  Тут уж хочешь не хочешь, а сидеть 20 км за фурой, которая идет 15 км/час в гору и 5 км/час с горы не получается. Мы как-то посчитали - только до Уфы, чтобы ехать по правилам, нужно совершить 100 обгонов. То есть чтобы просто поддерживать среднюю скорость 60-70 км/час.

14 zemen  
Ездил в прошлом году до Самары, 1000 км. И даже обгонял. smile Доехал за 10 часов.
Я ж речь веду не насчет запрещения обгонов, а только за максимальную осторожность при их совершении, на грани перестраховки. Тем более, на таких трассах, как М5.

15 Артем_КРАСНОВ  
Ну... Как воскликнул бы Станиславский - не верю!
Чтобы поддерживать среднюю 100 км/час на длительной дистанции, нужно на свободных участках жарить этак 130-160 км/час, и с обогонами сильно не церемониться, проверено многолетней практикой. ИМХО, это далековато от понятия безопасного вождения, и о какой перестраховке речь?
Ездил несколько лет назад в Самару, выдвинулись ночью по пустой трассе, держали 130 км/час, показали среднюю скорость 88 км/час. Но это почти без обгонов.

16 zemen  
Ну, твое право. Приведенное время - без учета двух остановок на еду. Реально: выезд из Че в 10, приезд в Самару засветло, то есть в районе 22 (дело было 9 июня 2012, суббота. Обратно чуть подольше, встряли на М5 из-за какой-то аварии, выезд в 10, приезд около 24, тоже 2 остановки.
Не говорю и не говорил, что ехал со скоростью 90, но быстрее 120 не езжу. И приведенная информация никак не противоречит перестраховке при обгонах. Об одном казусе писал выше, когда не рассчитал запас расстояния до встречной фуры, был обложен матом по рации.
Вообще не вижу предмета разногласий, ездим с превышением или тошним - обгоняем осторожненько. Все дела smile

17 Артем_КРАСНОВ  
Окей, я готов признать, что ты водитель от бога, который, как Шумахер и Феттель, умеет в любой ситуации пройти по самой бровке разумного риска. 
По моему опыту, поддерживать среднюю скорость 100 км/час без жесткого (я бы сказал, неоправданно жесткого) нарушения правил невозможно. Может быть, ты слегка лукавишь насчет реальной безопасности совершаемых тобой маневров?

19 zemen  
ага, щас, я простой советский паренек, иногда - такой же водятел, как многие.

П.С. Кстати, после той поездки сделал для себя вывод, что до этого, как оказалось, совершенно не владел умением грамотно обгонять, в том числе грамотно с точки зрения именно управления и чувства возможностей автомобиля, типа выбора нужной передачи (у меня мешалка). Поэтому свой скромный опыт вождения считаю именно весьма скромным, а личный пробег за весь водительский стаж (порядка 170 тыс.км.) - детским. И лукавить тут ни к чему и незачем.

18 Артем_КРАСНОВ  
Цитата
Об одном казусе писал выше, когда не рассчитал запас расстояния до встречной фуры, был обложен матом по рации.


Даже одна эта ситуация на 10-часовую поездку говорит о том, что риск есть всегда. Это то, о чем и спор: если ехать в более-менее вменяемом темпе, так или иначе могут возникать острые моменты, и нужно в том числе быть готовым к ним тоже.

21 zemen  
Артем, ты прости, но я вообще не вижу никакого спора, если честно.
Не отрицаю наличие острых моментов, в том числе относительно превышений скорости (если уж отклоняться в сторону всяких вышеописанных поездок). Да, местами приходится ехать быстро. Да, обгонять. И да, ситуация была. Которая и послужила кнопкой, включившей дополнительное ощущение: стало страшновато. Поэтому при всех рискованных моментах, которые бывают на дороге и которые отрицать смысла нет, в который раз повторю свою мысль, которая растеклась тут среди моего словоблудия: в любой неясной ситуации лучше избежать обгона, пока ситуация не станет более безопасной, и если для этого нужно подождать какое-то время - я подожду.

5 zemen  
И еще вдогонку насчет трассы. Как уже неоднократно писал, на трассе рация рулит, но чтобы понять это - надо попробовать. Получил этому подтверждение, дав другу попользовать свою для поездки в столицу, он оценил.
А еще стоит послушать в эфире мнение дальнобойщиков относительно всякого рода обгоняльщиков-шныряльщиков, вот уж там многоэтажность витиеватая smile (каюсь, было дело, совершил разок необдуманный маневр на М5 по пути в Самару, много о себе услышал smile

6 Cиплый  
Видос просто жесть...каждый раз как смотришь такие подборки аж дыхание перехватывает, как будто сам там в той машине...пару раз аж из штанов вытряхивал...первое желание - послать эту машину на х*р...и ездить на автобусе...абсолютной гарантии безопасности не получить даже если вообще не обгонять...а уж если обгонять - то каждый обгон, проход по лезвию...в некоторых случаях оно конечно толстое, это лезвие, но всё равно - лезвие...где-то читал статистику, самый безопасный вид транспорта - самолет.

8 PsKoT  
Кот предлагает кодекс упростить: 1. Соблюдать знаки и разметку. 2. Не уверен - не обгоняй. 3. Думай за себя и за того парня. 4. Дай дорогу дураку. 5. Не торопись, а то успеешь.

9 Артем_КРАСНОВ  
Тоже верно

10 Black-n-White  
Этим летом попал (чуть не попал) на трассе в неприятную ситуацию. На извилистой дороге решил обогнать попутку. Едва разминулись со встречным мерсом, он ушел правой стороной на свою обочину.

Всякое бывает, конечно, но в этой ситуации я не то, что был не уверен, я предвидел опасность: знал, за каким поворотом можно ожидать встречки, знал, что если эта встречка будет, может получится беда. Причем обгонял не фуру, даже не Газель, а достаточно резвую Приору, которая ехала примерно 100 км/ч. До сих пор спрашиваю сам себя: зачем?

Объяснение я вижу такое: эта ситуация случилась ближе к концу поездки, на протяжении которой я ехал нарочито аккуратно, скорость не больше 100 км/ч. Это не мой стиль вождения, поэтому такая аккуратность меня сильно выматывает и лишает реакции какой-то цепкости. Таким глупым маневром я просто решил как бы разорвать нерешительность этого темпа, который лично мне просто претит.

После этой ситуации (единственной в моей практике) придерживаюсь правила: правильно выбранный ритм движения позволяет более эффективно поддерживать себя в тонусе. Не за счет адреналина, а благодаря такой собранности, при которой все решения аргументированы и дискретны, а сомнениям просто нет места.
И дело даже не в скорости. Если устал или плохо себя чувствую, мне комфортней тошнить в пределах разрешенного диапазона скоростей.

И, кстати, большое спасибо водителю того мерса, который не стал моргать, сигналить и отстаивать свое преимущество на полосе, а увидел мою ошибку и грамотно провел контраварийные действия: оттормозился и ушел на обочину. Полагаю, я тоже все сделал правильно, учитывая уже допущенную ошибку: прижался к попутке и включил правый поворотник (а здесь уже спасибо Артему, когда-то читал у него про поворотники в таких ситуациях и среагировал почти рефлекторно).

11 Артем_КРАСНОВ  
Ай маладец! Жирно плюсую. Позицию Жени легко критиковать с правдорубческих рубежей, но чисто из практики - абсолютно такие же выводы делаю. 
Небольшое превышение скорости иногда безопаснее, чем длительная езда по правилам, которая тебя утомляет. Слишком осторожные обгоны с десятикратной перестраховкой могут так действовать на нервы, что в конце концов в совершенно простой ситуации наломаешь дров. Тут нужен некий баланс, и важно помимо ПДД соблюдать еще две вещи: держать себя в постоянном тонусе и приезжать к месту отдыха по возможности не через 15-20 часов после старта.

12 Black-n-White  
Спасибо. Я никого не призываю двигаться с такой скоростью, при которой опасно даже моргать, чтобы быть максимально сосредоточенным именно на вождении. Надо соизмерять стиль вождения с внутренним комфортным ритмом, но только при условии, что спокоен и не спешишь. В обратной ситуации нужно понимать необъективность самооценки.
Сколько раз подлетал к светофору в момент смены сигнала на запрещающий, последнее время не позволяю себе ни при каких обстоятельствах продолжать движение на красный. Лучше опоздать, чем совсем не приехать.

20 PsKoT  
Сегодня у Кота также получилось. Остановился прямо перед поворотом направо. В последний момент пришла мысль, что нафиг это "проскачу" - слава Богу - Приора стартовала с перекрестия... Еще раз вспомнил, что отписал с утра и принял сие к действу... а так на обед хотелось )) А так бы там и стоял....

13 Black-n-White  
Абсолютно убежден, что по возможности нужно стараться максимально информировать других участников движения о своих намерениях: и в гражданских режимах, и в критических. Не всегда на это есть время - да, но я верю, что это мое действие было одной из причин благоприятного исхода ситуации.

22 PsKoT  
Еще раз про М5 - трасса не из простых, но и не из хардовых... Хз... Кот тока по ней катается - сравнить не с чем. Знаки стоят грамотно. Кот бы еще кое где поурезал даже обгон. Проводил опыт: ехал с Челябы в Сим - 140 км/ч на двенашке старался держать - итог 4 часа 15 минут. Потом на тойоте спокойно 90-110 - итог 4 часа 40 минут. При это расход бензина на 30-40 % меньше, утомляемость аналогично. Теперь на шевроне так и катаюся, иногда даже 90-100. Кстати за 3 года поездок ни 1 претензий от гайцев))) По времени получается 4:15 - 4:40. И то, чаще задержки от каких-либо аварий на дороге.
P.S.: подборку по видео глянул - 1,2 везунчика и куча дураков.... не судите строго...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |