При сравнимой простоте кузова Peugeot 405 кажется мне гораздо симпатичнее "Логана"
Ведь раньше машины были лучше, а? Они были простыми,
неприхотливыми и не такими вычурными. Они были честнее, чище. А может быть, вместо выпуска новых, все более дорогих и
ломучих моделей стоило оставить прежние, хотя бы в статусе Special for Russia? Ну пусть бы у нас
делали Mitsubishi Lancer IX,
симпатичный первый RAV4
или Peugeot 405? Я вдруг вспомнил, что в начале нулевых
подобная стратегия в самом деле казалась правильной. Правильной и провальной.
GM-AvtoVAZ решил выпускать Opel Astra популярного поколения G – полное
фиаско. Россияне волокли «Астру» из
Германии, а новый автомобиль просроченного поколения невзлюбили. Еще
оглушительней был провал Volga Siber,
в девичестве Chrysler Sebring
(Dodge
Stratus). Стремясь
найти замену «Волге», ГАЗ купил в США целый завод, трансплантировал в
Россию, адаптировал модель и… И ничего: вместо 65 000 продаж – жалкие несколько
сотен машин. Да и то под конец карьеры «Сайбер» впихивали госструктурам, как
холодную манную кашу.
Ну казалось бы, в чем проблема? Большая американская машина
с серьезными моторами (2.0 и 2.4), акцентом на комфорт, приличной внешности. А
с другой стороны, на момент российского дебюта модели было 8 лет, подвеска
оказалась слишком мягкой для наши дорог даже после перенастройки, просвет –
маленьким, салон – недостаточно большим. Цена при этом была сопоставима с
корейскими машинами D-класса,
вроде Hyundai Sonata,
и это, я думаю, вынесло «Сайберу» приговор.
Многие уже не помнят, но обжегся даже Volkswagen. Модель Gol (Pointer) была разработана бразильским
офисом для тамошнего рынка, и взорвала его: самый продаваемый автомобиль на протяжении
трех десятилетий. Маленький, неприхотливый – что-то вроде реинкарнации «Жука».
И снова провал: не захотели россияне платить за хетч размером с «Калину»,
который был дороже и в базе оснащался литровым мотором, а по оснащенности
спорил с «Жигулями».
И возникает вопрос: эти провалы были обусловлены какими-то
локальными причинами или россияне в принципе не хотят платить за устаревшие
модели? Предтеча Nexia - Opel Kadett 1984 года
Вообще-то есть примеры успеха, и самый очевидный – Daewoo Nexia, которая переродилась
из Opel Kadett
конца 80-х. Почему «Нексию», несмотря на еще большую архаичность, мы полюбили,
а Chevrolet Viva – нет?
Просто потому, что Nexia, в отличие от остальных примеров, стоила не больше, чем
один важный для россиян рубеж – средняя стоимость «Лад». Ведь и бэушки
покупатели в основном те, кто принципиально не хотел садиться на «Ладу».
АвтоВАЗ долгое время задавал такую низкую технологическую планку, что
конкурировать с ним могла и третьесортная машина, будь она чуть комфортнее
верстака. Я помню первые впечатление от «Нексии» - иномарка с большой буквы.
Нынче же на нее без слез не взглянешь.
Но едва мы обрастаем финансовым жирком, как срабатывает
переключатель. Мы, россияне, хоть и любим пожаловаться на жизнь, на простецких
машинах, как бразильцы, ездить не желаем. Может быть, мы страна третьего мира,
но самооценка и менталитет у нас – первосортные (не буду выносить никаких вердиктов
- просто констатирую факт). Соответственно, за стоимость «дороже Лады» мы уже
не терпим никаких компромиссов, и старому доброму всегда предпочтем новое злое.
Gentra из Узбекистана: попытка повторить успех Nexia, только на этот раз с платформой Chevrolet Lacetti. Поглядим, удастся ли ей такой финт. Я бы поставил на то, что не удастся
Почему? Потому что новые машины крупнее, имеют современный
набор опций, лучшие рейтинги безопасности, но главное – потому что они
актуальнее. Психология важна, ведь мы жуткие пижоны. Нет, мы можем ездить на Chevrolet Lacetti, но с появлением Cruze вокруг «лачика»
поднялся душок второсортности, и большинству (не всем) он щиплет ноздри. Чем
был плох «Лачетти»: простой, вполне себе управляемый и комфортный? Но пока есть
нефтедоллары, нам сложно остаться в стороне от автомобильной моды.
Западные концерны, угорев с первыми, небрежными попытками
подсунуть нам вторсырье, стали хитрее. Появились бюджетные иномарки. Это нечто
среднее между миром новых машин и старых: от первых дух актуальности и
портняжная подгонка к современным условиям, а от вторых – упрощение конструкции,
где это возможно, а с ней – и цены. Volkswagen Poiner уступил место Polo Sedan. Концерн учел все
ошибки: практичный кузов, нормальный мотор, современный автомат – и завод
поперхнулся заказами.
А теперь забудем про упомянутую мной пижонистость. И вот
тогда старые лицензионные машины перестают резать глаз, ведь тот же Polo Sedan вряд ли на голову лучше
какой-нибудь позапрошлой Jetta,
и она, подозреваю, могла бы даже конкурировать с ним по цене.
АвтоВАЗ так напугал нас долголетием «Жигулей», что мы панически
боимся потерять темп. Мы хотим покупать новое и современное, и статистика
продаж показывает: сейчас, при стагнации рынка, стреляют в основном модели с
приставкой New. Россияне
отчаянно кидаются на иглы новых, очень
сложных и непроверенных еще моделей, и виновата, я думаю, именно психология.
О том, что бывает по-другому, меня заставил задуматься пост Игоря Владимирского из «Авторевю»,
процитирую: «А знаете, какие машины составляют основу японского таксопарка?
Чемоданообразные седаны Toyota Crown родом из восьмидесятых. Причем эти машины
до сих пор выпускают, но только для «флитовых» продаж. Работающий на газе
113-сильный двигатель, четырехступенчатый «автомат» (в некоторых версиях — с
подрулевым селектором), задний привод с неразрезным мостом, неудобные сиденья с
низенькими подголовниками… Зато — простор на заднем ряду, огромный багажник, и
фантастическая надежность! У всех машин, на которых мне удалось проехать, -
естественно, пассажиром, - на одометре было не меньше 550 тысяч км, но
состояние любой – на пятерку. И в этом
вся Япония! Эта страна находится на пике технологического прогресса, но в то же
время очень консервативна — даже по части техники и электроники». Я далек от мысли, что возродить из пепла усопшую модель - такая уж элементарная задача. Очень важно, чтобы она была конкурентоспособной, проще говоря - дешевой. Но при этом сохраняла все сильные стороны оригинала, особенно надежность. Есть масса подводных камней, например, современные машины делают из современных компонентов, а где взять в нужном количестве старые гидроуселители или моторы десятилетней давности? Нужно, чтобы компания-мама их выпускала (скажем, на запчасти), либо организовывать производство с нуля, но тогда увеличиваются риски. В общем, задача разрешимая, но непраздная.
На роль вневременного динозавра подходит не любая модель:
очевидно, какой-нибудь Fiat Stilo
или Renault Laguna
вряд ли очаровали бы нас. Однако многие «старички» не утратили своих качеств и
по сей день, старички из поры, когда машины принято было делать «вечными». Но главный плюс - это доступность, в основе которой - простота конструкции и низкая стоимость эксплуатации. Ведь старая модель тем и хороша, что о ней известно все: от рейтинга надежности
до слабых мест. Взял бы кто-нибудь в производство Crown или какой-нибудь древний «Мерс» -
глядишь, образовался бы новый сегмент рынка. Одним ведь шашечки подавай, а
другим просто ехать.
|