Два года назад я купил шкаф. Купил и пожалел. Собственно,
сам шкаф оказался классным, но вот процесс его доставки и сборки напоминал
анекдот.
На неделю позже срока сборщики привезли разобранный
шкаф к подъезду. Но не заметили индекса «А» в номере моего дома,
поэтому доставили запчасти к соседнему зданию. Наш дом - 10-этажный, а соседний – 9-этажный, и
квартира с моим номером в соседнем доме находилась не на первом этаже,
как у меня, а на последнем. Сборщики-грузчики, ничуть не смущаясь, вперли
детали трехсекционного шкафа на 9 этаж и стали названивать в пустую квартиру. И только тогда они позвонили мне с возмущенными криками.
Мы долго разбирались, почему они звонят в дверь, а я не слышу, а потом еще минут сорок
спускали шкаф, грузили обратно в «Газель», доставляли к нашему дому, снова
разгружали.
Я все пытаюсь постичь логику этих пряников. Ну,
привез ты громадный шкаф по незнакомому адресу, так неужели первым логичным
действием не представляется набрать заказчику и убедиться, что он дома?
Уточнить адрес, подъезд и этаж? Это ж так элементарно.
Очень злые, сборщики принялись за дело, часа два мастерили
шкаф, и то, что я увидел в итоге, повергло меня в шок. Ну ладно, окантовка не венге,
а, скорее, ржавчина (перепутали). Ну бог с ним, сами панели не под французский
дуб, а под вологодскую репу (перепутали). Но зазоры-то! Чтобы вытащить майку или даже штаны шкаф
можно даже не открывать. С полчаса меня убеждали, что зазоры в два пальца- явление сугубо технологическое и так и должно быть, после чего я выгнал их, не заплатив. Через
неделю привезли "рестайлинговый" шкаф с нужными кантами и вменяемыми зазорами – почти
как у выставочного образца. Цвет, правда, так и остался «под репу».
Это один из примеров беспросветной российской
неорганизованности и необязательности. И ладно бы, это был какой-то
исключительный казус, который происходит раз в десять лет. Нифига –подобное случается
на каждом шагу, потому что разгильдяйство цветет в наших краях пышнее сирени. Другой раз мы заказали диван, который сделали
с неправильной обивкой, а привезли грязным. Мастер стер мохнатой рукой масляные
опилки с валиков и прошипел: «Да ладно, сейчас такие пены есть – сразу отчистят».
Балда, нафига мне новый диван, для которого нужно покупать какие-то чудо пены? И неужели ты не в
состоянии сравнить образцы ткани с выставочного образца и произведенного тобой?
Ну что делать – снова перепутали. В тот раз мы вообще отказались от покупки.
Я уже привык, что поручая что-то незнакомым людям, нужно постоянно
держать руку на пульсе. У нас нельзя просто дать денег и забыть. Хочется, но
нельзя. Нужно все время звонить, уточнять, напоминать. И главное, нужно иметь
богатую фантазию, чтобы предвидеть возможные «косяки», порой даже самые абсурдные.
Ну, например, как-то диктовал свой
электронный адрес: «krasnov, s –
как доллар, v – как галка».
Девушка так и записала - kra$nov - и мы потеряли полдня в
попытках разобраться, почему я не получаю ее писем. Ну, это, скорее,
недоразумение, но бывает и хуже.
Последний пример из этой области – попытки съездить в
Таиланд. Собственно, сегодня я должен был оттуда вернуться …
Мы купили тур с полной предоплатой еще в начале ноября. Планировали
вылететь 7 января. И вот 5-го вечером я получаю письмо от турфирмы, что наш
вылет состоялся 5-го января в 00:10 утра. То есть, примерно 10 часов назад.
Нахрена вообще присылать это трогательное сообщение?
С конца прошлого года
я одолевал сотрудницу турфирмы просьбами выдать памятку с точным временем
вылета. Много раз она меня динамила, не перезванивая в ответ на мои запросы,
наконец сообщила, что дата вылета - примерно 7 января, но точное время будет
известно за сутки. Лично меня эта расплывчатость нервировала, я донимал ее
3-го, 4-го, 5-го января, но она была непреклонна: "Вы не переживайте, у меня
все под контролем". Ё-маё, два дня до вылета, а мы не знаем точное время… Меня
не покидало ощущение, что в списке ее приоритетов мы - клиенты номер 250, и по
сути, так оно и было.
Наутро 6 января она позвонила мне с извинениями за свою
ошибку и обещанием предоставить другой тур. Вежливость сотрудников этой фирмы
вообще выше всяких похвал, хоть промо-ролики снимай, но вот беда – кроме вежливости,
ничего. В этом заключалось особое
коварство: если бы они сидели в грязном офисе и вели себя по хамски, это было
бы честнее – я бы распознал засаду раньше. Но они являли собой образец учтивости,
и мы решили попробовать еще раз, хотя из-за ребенка переносить время вылета
очень неудобно.
Новая попытка улететь
в Таиланд была назначена на 14 января. Мы сразу оговорили, что нам интересует
железный вариант, и директор турфирмы лично клялся, что мест на самолете
полно, и на этот раз все получится.
Потом снова туман: подтверждения вылета не было ни на
следующий день, ни в следующий понедельник, а 12 января, за два дня до вылета, звонит
эта девушка: «Ну нишмагла, мужик, нишмагла…» Тут выясняется, что «железный
вариант» подразумевал лишь два свободных места на самолете, одно из которых – в
бизнес-классе, и оно уже куплено, и еще какие-то объяснения, слушать которые я
не стал.
Мы решили забрать деньги и поискать счастья в другом месте. Жалко
было терять столько времени, но интуиция подсказывала, что конкретно эта фирма
может динамить нас до самого марта.
Чтобы купить горячий тур, естественно, требовалось вернуть
деньги побыстрее. Директор фирмы дал расписку, что сделает это на следующий
день, но в итоге все затянулось почти на неделю. Причем, по довольно дерьмовой
схеме, вроде: «Давайте встретимся в два часа». Приезжаем в два часа – «Ой, мне нужно еще час». Потом еще полчаса. Потом еще.
Время полседьмого – «Ой, у меня не получилось». И так пять дней подряд. А вы
говорите, почему я матерюсь в постах. Это я еще сдерживаюсь.
Короче говоря, не турфирма, а сплошное недоразумение. Не
думаю, что они делали это специально, но, видимо, масштабы российского
разгильдяйства даже больше, чем я предполагал. Тут забыли, там не учли, тут не
повезло, а в сумме – полная жопа. Извините, вырвалось…
А вообще, я не склонен разводить пессимизм, ибо есть примеры
совершенно обратные. Ну, например, в отчаянии мы обратились в другую турфирму,
и то, что я увидел, воодушевляет. Подтверждение тура – за десять минут (в первой
фирме это занимало недели), памятка с временем вылета – на следующий день (в первой
- через два месяца). Ну и так далее. Молодцы – без пафоса, зато быстро и по существу.
Если мне еще в Таиланд удастся слетать – я буду ими вообще доволен и скажу
вам название.
А вот еще позитивный пример – установщик водяных фильтров, который
приходит к нам раз в год менять фильтрующие элементы. Приятно посмотреть: работает быстро, разбирается в физике процесса, владеет терминологией,
лишнего не впаривает… Короче – профи. Отдаю ему деньги с чувством глубокого потребительского удовлетворения, как врачу-венерологу, который сообщает хорошую новость. Может быть, раньше он разрабатывал
фильтры для подводных лодок, отсюда и квалификация?
Или взять того же Алексея Игнатова (раллиста) и его команду.
Как-то они попросили меня одолжить блок зажигания для раллийной машины. Я
приехал в гараж в смутных подозрениях, что пересадка блока займет часа полтора.
Воображение рисовало картины, знакомые по сервисам некоторых официальных
дилеров: безразличные мастера, которые фланируют по боксу в поисках головки на
16 или тестера… А на самом деле – просто балет. Пока я вылезал из машины, с «Ситроена»
сняли декоративную крышку. Пока я здоровался с Ярославом Федоровым – блок зажигания
был у Игнатова в руках. Пока я ходил раздеваться, они уже заводили гоночный «Ситроен».
Снимаю шляпу.
Теперь самое время обобщить разношерстные примеры. Дело
не в том, что мы деградировали, как нация. Совсем нет: примеры профессионализма
есть среди людей всех поколений. Но беда в том, что в России профессионализм –
это сугубо личная инициатива, а не результат действия некого общепринятого стандарта.
То есть профессионалы существуют не благодаря, а вопреки. Вопреки общей установке,
как это не печально. Потому что пусть на словах президент ратует за высокий
профессионализм тут и там, на местах мы видим обратное.
Профессионалам сложно – они требовательные, честные, любят
предсказуемость, прозрачность и т.д. и т.п. Все это неудобно, потому что мешает зарабатывать
деньги. Деньги зарабатываются распилом бабла, а если не повезло пригреться во
власти - то реализацией больших объемов чего бы то ни было – мебели,
турпутевок, машин. И тут важно не удовлетворение клиента, а скорость, с который
ты метишь территорию. Эта бедовая турфирма, похоже, по такому принципу и живет –
набрали клиентов, а там война план покажет. Короче говоря, в России хорошо
живут не столько профессионалы, сколько те, кто умеют ими казаться. Вот это на
самом деле ценится, и вкупе с некоторой сговорчивостью совести является хорошим
способом ездить на иномарке за 1,5 миллиона.
Да и вообще такие качества как обязательность и
пунктуальность у нас не очень ценятся. К сожалению, я и сам начал перенимать
этот «госстандарт» и уже замечаю, что если раньше на все встречи приезжал с
10-минутным запасом, то теперь порой думаю: «Да ничего, подождут». Плохо.
Один знакомый, служивший в свое время в Германии, рассказывал
мне, как они организовывали встречу российского торгпредства за бугром. Один
немец должен был забронировать гостиницы. Мой знакомый позвонил ему накануне с
вполне будничным вопросом: «Ну как там у тебя? Не забыл? Все получается?» И,
представляете, немец страшно обиделся. «Что значит – не забыл? Что значит –
получается? Мне не нужно повторять два раза…» Ну и так далее.
А у нас наоборот: «Ты же не позвонил вчера, вот я и
замотался». Так я позавчера звонил! «Вот именно, позавчера! А замотался я вчера...».
|