Еженедельно мне приходят письма автомобилистов, готовых взяться за гранатомет. Они просят предупредить читателей о какой-нибудь
зловредной фирме или способствовать решению своей проблемы. К сожалению,
большинство конфликтов весьма запутано, но есть у них
общая черта – гипертрофированность проблемы. Если бы российские компании умели не
доводить своих клиентов до крайней степени возмущения, люди бы реже вспоминали
о гранатометах.
У CitroenC4
Сергея накрылся стартера. Сергей купил замену в компании «Витессе», установил в
проверенном сервисе («Витессе» не настаивала на установки у себя), но через
неделю стартер перестал работать. Дальше все весьма традиционно: потребовали предоставить
узел на диагностику (естественно, снятие за счет клиента), вернули, он сломался
снова, провели еще одну диагоностику-ремонт, все равно работает нестабильно, отправили
узел поставщику в Москву, тот ответил отказом возврата денег по причине того,
что узел вскрывали… Тут стоит заметить, что вскрывали его по инициативе самой
компании «Витессе». Короче говоря, клиент почувствовал себя обманутым.
Я не знаю всех деталей истории, и уверен, что у «Витессе»
своя правда. Может быть, даже закон на их стороне – российские законы в области
защиты потребительского права вообще весьма эфемерны. Суть даже не в этом, а в
манере российских компаний видеть в любом недовольном клиенте потребительского
экстремиста. Маньяка, которые непременно хочет нажиться на замене стартера, и
которому по жизни нечем заняться, кроме как тратить личное время на бесконечные
терки с продавцами и поездки в сервис.
Я думаю, потребительские экстремисты встречаются, но их пропорция
среди общего числа недовольных клиентов – 1:1000. Остальные 999 человек имеют
вполне объективный мотив для претензий, и если бы компании вникали в суть дела и чуть проще относились к
ситуации, ущерб для обеих сторон был бы минимальный.
Взять ту же «Витессе»: если обвинения Сергея напрасны и
стартер исправен – почему не заменить его, а исправный узел не продать снова,
пусть со скидкой? Если же он сломан, то заменить еще скорее, не особенно
разбираясь в причинах – в конце концов, я с трудом представляют владельца
хорошей иномарки, который покупает стартер и выводит его из строя по злому
умыслу, лишь бы досадить продавцу. Да зачем ему это?
Конечно, замена стартера - это расходы. Но, по-моему, куда большие
расходы может обеспечить озлобленный клиент. Он жалуется друзьям, пишет в форумах,
обращается в СМИ, подает в суд, отнимает время у продавцов и руководителей,
наконец, просто портит настроение. Если пересчитать весь негативный эффект
в денежном выражении, я думаю, получится цена трех стартеров.
Менталитет российских компаний вынуждает их защищать свою «честь»,
переходя границы разумного. Вот другая история, которую я уже рассказывал:
владелец ChevroletLacetti
Николай запарковал автомобиль у банка в центре города, после чего одно из колес
оказалось проколото саморезом. Николай заподозрил банк в мести и раздобыл
видеозапись с камер наблюдения, на которой видно, как человек, похожий на
охранника, наклоняется около запаркованных машин.
Эта история тянется еще с февраля, но банк не только не
хочет признать вину, но готовит встречный иск против Николая. Ситуация становится трагикомичной, потому что ущерб от
прокола составил 230 рублей.
Я встречался с представителями банка и окончательно убедился
в том, что они живут в своем мире, мне недоступном.
«Что?!!! Заплатить
ему 230 рублей? Да я что, из своего кармана должна их платить?!!! Думаете, если
мы банк, у нас денег куры не клюют?»
И рвут тельняшку, что охранник ЧОПа не причем. Зачем он
наклонялся у автомобилей? «В рамках
антитеррористической операции он совершал обход территории крыльца и услышал
мяуканье из-под автомобиля. Он наклонился около колеса, но котенок убежал под
другую машину. Тогда он перешел туда и снова наклонился, пытаясь достать
котенка. Но тот перебежал под третью машину…»
Кроме шуток. Такое вот объяснение, правда, с десятикратной
оговоркой, что никаких официальных комментариев банк не дает. Так что это все
неофициально. Я просил посмотреть записи с камер наблюдений самого банка -
отказали. Причины все время разные – то закон запрещает, а то запись уже
удалили за ненадобностью (ну-ну).
А знаете, суть снова не в том, подкладывал ли охранник
гвозди. Пришел бы ко мне, директору банка, возмущенный автомобилист с подобной
записью, я бы ему не то что 230 рублей заплатил, я бы ему новое колесо купил и
лично извинился, лишь бы не мешал вершить дела по настоящему великие. А Николай, я
уверен, был бы мне безмерно благодарен за понимание, и, глядишь, создал бы хорошую
репутацию. Мелочь, конечно, но из таких мелочей и состоят большие люди.
Не тут-то было. Банк готов рискнуть именем, он гоняет своих
далеко не последних сотрудников на встречу с нами, нагружает юридический отдел встречными
исками, и все это из-за суммы в 230 рублей? Правда, от отчаяния Николай под
конец стал требовать 5000 рублей моральной компенсации и делать это, скажем так, не слишком грамотно, но это уже другая история. Я уверен, если бы конфликт
не доводили до крайности, дело бы решилось малой кровью.
Мне вот интересно: такое отношение на самом деле считается
признаком организации, которая бережет свою честь и достоинство? По-моему, это
прямо противоположная стратегия, потому что умение признать свои ошибки есть проявление
внутренней самоценности. Именитые фирмы не стесняются объявлять отзывы автомобилей,
и вряд ли такие кампании отпугивают будущих клиентов. Ошибки совершают все.
Работать надо с теми, кто умеет делать из них выводы.
Есть и примеры обратного отношения. Директор завода «Теплоприбор»
Константин Захаров - большой поклонник марки BMW. Несколько лет назад он купил новый BMWX5, и в сильный мороз на
трассе автомобиль с пробегом пару тысяч километров вдруг встал из-за резкой
утечки моторного масла. Причина была в перемерзшем патрубке системы вентиляции
картера.
Челябинский дилер BMW оперативно устранил проблему, но сверх того, центральный офис
BMW принял решение
поставлять в Россию канадские версии «иск-пятых», система вентиляции картера
которых имеет подогрев. «Я считаю, что с маркой, которую ты выбрал, нужно
переживать и хорошие, и плохие времена», - философски заметил Константин
Захаров впоследствии. Интересно, чтобы он сказал, если бы дилер заняли позицию "Сам дурак"?
А две недели назад я получил письмо из Мурманска. Человек по
имени Сергей внес предоплату за SkodaYeti
и рассчитывал получить ее в апреле. Однако, по его словам, срок неожиданно сместили
на сентябрь, что его сильно расстроило.
Я не очень знаком с Мурманскими дилерами, поэтому написал
письмо в московское представительство «Шкода Рус», и, к своему удивлению,
получил ответ буквально в течение часа. Меня поразило, насколько хорошо отдел
связей с общественностью владеет ситуацией в Мурманске: оказалось, что заказ Сергея был
отнюдь не рядовым, он хотел машину с автономным отопителем, и в связи с этим
срок производства изменился. Однако, учитывая недовольство клиента, «Шкода Рус»
изыскала ресурсы, и вопрос решился.
Сергей ответил мне: «Вчера, вернувшись в Мурманск, дилер позвонил и предложил установить этот злосчастный автономный отопитель по приходу машины у себя в салоне за такую же стоимость. И время прихода машины сократилось на 2 месяца».
Сергей получит свой Yeti, будет безмерно доволен машиной и через год уже не вспомнит о неурядицах. Но ведь Skoda могла встать в позу, подключить юристов, обвинить Сергея во всех смертных грехах… Только было бы лучше?
А так лично у меня доверие к марке выросло еще больше.
Много ли контор заботятся о таком трудноуловимом факторе, как "имидж"? Большинству бузинесменов начхать на стратегическое формирование бренда с положительным восприятием его у населения. Уровень умственного развития остановился на детском "это не я!".
Ибо таков наш путь, хапнуть да свалить. Если отсутствует стратегия на государственном уровне, чего мы хотим от простого люда, которому хотца накормить семью?
Про ситуацию с банком, все как раз предельно понятно...у них нет отдельной статьи расходов по возмещению "проколов на стоянке", а другие статьи расходов ТАКОЙ случай не учитывают, поэтому бедный клиент и бъется с ними как рыба от лед, я думаю что в графе "представительские расходы" у этого банка стоят семизначные суммы, но это не значит что за счет этих средств они будут успокаивать всех своих клиентов. Ключевая фраза в этом случае "Да я что, из своего кармана должна их платить?!!! ", в ней свя боль и смысл сложившейся ситуации. Лечится это легко просто административными методами и введением доп. статьи типа "разное", но это для другой страны. Мой опыт взаимодействий с подобными организациями подсказал давно уже известную истину - платить надо только после оказания ВСЕХ оговоренных услуг, т.е. во всех случаях предусматривать в договоре или устно, что последние деньги они получат только после того как я буду доволен и получу свою услугу, и в этом случае скорость и качество оказания услуги напрямую зависят от величины остаточной суммы. Как только продавец получил с вас деньги ваши взаимоотношения переходят из режима "покупатель всегда прав" в режим "мне некогда, обратитесь позже".
ну а по поводу писем "Я ох-еваю! Дорогая редакция!" мне кажется чеснее было бы писать так решил я купить жене сапоги :) а тут стартер полетел :) ну я такоймолодец пашел в на форум там пацаны пишут что неоригинал китайский тема и на сапоги останется :)
Был подобный случай у одного банка. Одному из клиентов охрана (ЧОП) приземлила на капот шлагбаум. Директор ЧОПа примчался в течение получаса и отвесил клиенту денег "скоканада".
Артем, еще раз спасибо за помощь по Шкоде Yeti (Мурманск). Добавлю. Общаясь на своем форуме пришел к выводу, что работа некоторых ОД напоминает работу советских "столов заказов". Количество писем (моих и Артема), заставили проблему сдвинуться, причем мой дилер уже начал нервничать, даже предложив мне отказаться от заказа машины .
Был у меня случай на работе: на 2 машины наших гостей упала черепица с каким-оот металлокаркасом. На улице был почти ураган и поэтому оторвало. ниша компания возместила и владельцу Доргого внедорожника и владельцупростой легковушки, которые пострадали от "сюрприза с крыши". Компенсировали все моментально, с извинениями. Внутри, конечно, был огромный разбор полетов, кто где и что недосмотрел и почему так получилось. Наказали и материально ответственных. Но пострадавшие не знали никаких проблем, кроме самой такой неприятности. Может, по -пионерски звучит, но я за это уважаю этот поведение шефа
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]