Где-то неделю назад мне попалась на глаза новость о скором
увеличении стоимости ОСАГО для старых автомобилей – задание разработать соответствующий
проект отдал глава правительства Дмитрий Медведев. Сама по себе новость весьма
проходная, но позже я подумал о возможных причинах такой инициативы.
Увеличивать ОСАГО для старых машин нелогично, ведь тариф автогражданки
отражает вероятность попадания автомобиля в аварию с причинением ущерба чужому
имуществу (здоровью). И если привязка к возрасту и стажу водителя еще
более-менее понятна, то каким образом влияет возраст машины – нет. Ладно бы
учитывали техническое состояние, но если машина исправна, а водитель адекватен,
то ничего особенно опасного нет и в 20-летних авто.
Предполагаю, что лейтмотив находится в области экономики. Я
уже писал, что первичный рынок автомобилей тормозится, тогда как основные автопроизводители
подписали с правительством (и Минпромторгом,
лоббирующим идею повышения ставок ОСАГО) соглашение, оговаривающее
объемы выпуска и они огромны. Для четырех игроков – это не менее 300-350 тысяч
автомобилей в год, для остальных – индивидуальные планки, измеряемые значениями
150-200 тысяч. В конечном итоге это означает, что через несколько лет местные
автосборочные предприятия должны производить, скажем, на 1 миллион автомобилей
больше, чем сейчас.
Стагнацию рынка подтвеждает как
официальная статистика, так и отзывы дилеров: некоторые недоумевают, почему
спрос падает даже на популярные модели среднеценового сегмента. Вероятно, рынок
приближается к порогу насыщения.
Теперь вспомним историю: раньше у нас был добрый АвтоВАЗ и
злые подержанные иномарки, и чтобы избавить первый от последних, ввели пошлины
на импорт. Это помогло в конечном итоге не столько АвтоВАЗу, сколько
иностранным автосборщикам.
Теперь добром стали эти самые автосборщики, ведь они
только-только раскачались. Они создают рабочие места, потихоньку наращивают
налоговые отчисления и притягивают в Россию производителей компонентов.
Но спрос на новые машины не растет плановыми темпами, и в
данном случае злом является не столько изможденный пошлинами импорт, сколько
старенькие машины внутри России. Это их владельцы не желают брать кредит и
пересаживаться на новые «Калины», «Логаны», «Солярисы».
Я думаю, даже если идея с повышением тарифов ОСАГО не
пройдет или оно окажется косметическим, нас все равно ждет какой-то
прогрессивный побор на возрастные машины. Ведь это один из самых очевидных способов
всколыхнуть первичный рынок.
Подобная практика используется во многих
цивилизованных странах, где транспортный налог и стоимость автогражданки для
старых автомобилей высока. Все это усугубляется ценой топлива, и в
результате наступает момент, когда человеку выгоднее взять кредит на новый Ford Mondeo 1.0, а свой раритет отдать за евроценты.
В этом, кстати, была одна из причин дешевых бэушных иномарок
из Японии и Германии. Так, если новый Ford Focus в Европе и России оценивается примерно одинаково, то
подержанная иномарка гольф-класса может стоить, как у нас «Жигули» того же
года. Мы считали это неким подарком
судьбы, но во многом виновата именно система поборов.
Относиться к такой практике можно по-разному. Во многом она
полезна, и отсеивает из автопарка более опасные и менее экологичные автомобили
в пользу новых. Ведь и автопроизводителям нужно отбивать расходы на озеленение
автомобилей, а как это сделать, если люди будут ездить на своих «Вольво» 1965
года по 7 млн километров?
С другой стороны, людей постоянно вгоняют в потребительские
игры, не давая стоять на месте. Это вообще характерно для нашего уклада: компьютерщики
выпускают новые программы, для них нужны новые ядра процессоров, фотоаппараты
со все большим количеством мегапикселей требуют новых терабайтов памяти и хотя
я не вижу принципиальной разницы между Word 97, своим старым компьютером и фотоаппаратом с тем, что имею
сейчас, но как-то так получилось, что все это пришлось обновить.
В России, конечно, добавляется местная специфика. К примеру,
если у пенсионера есть 20-летний «Жигуль», его сложно вынудить взять кредит на «Логан»,
потому что этот кредит просто не с чего платить. Возрастные налоги в Европе
имеют давние традиции, а в России все это будет в новинку и очевидно, что
действовать нужно очень осторожно, пошагово.
Тем не менее, я почти уверен, что лет через десять мы будем
учитывать потерю стоимости автомобиля также педантично, как европейцы – для них
это главная статья расходов, зачастую превышающая траты на недешевое европейское
топливо.
|