Ежели лень читать все - выводы про использование нанокерамики в маслах в таблице внизу
На столе нехитрое устройство — стенд для проверки противозадирных свойств смазывающих материалов. Если не вдаваться в подробности, он представляет собой втулку, которую вращает электромотор, а к ней прижат металлический образец: в нашем случае, ролик от подшипника. Втулка вращается, а ролик зажат намертво и поперек. Все это хозяйство смазывается испытуемым маслом, и оператор постепенно нагружает ролик до момента заклинивания втулки. Я сижу рядом и оцениваю нагрузку, при которой происходит сия неприятность. В каждом опыте заклинивают три раза.
Ну дальше все как в рекламе: вот обычной моторное масло, а вот наше, необычное. При использовании обычного втулку заклинивает при нагрузке в 4 кг. Залили необычное - в первые разы доходило до 12-13 кг, при последующих заклиниваниях — на уровне 8-9 кг. В любом случае, разница заметная. Обращает внимание и характер износа: если на обычном масле в нашем несчастном ролике втулка выгрызла этакое седло, то с «суперсмесью» после тех же трех заклиниваний осталась небольшая метка. Ладно, верю.
Называть препарат не буду, чтобы в самом деле не смахивало на рекламу. Помимо, собственно, чудо-препарата есть линейка моторных масел, в которые уже на заводе добавили нанокерамический порошок. Масла при этом самые разные, с классами вязкости от 0w20 до 5w50. Они имеют стандартные допуски производителей, включая BMW, Porsche, Mercedes-Benz, Opel, Ford, Renault, Volkswagen, а также необходимые сертификаты по API и ACEA. Есть масла на гидрокрекинговой основе, есть с добавлением ПАО (синтетики). В общем, можно подобрать под конкретный мотор.
По сути, главным отличием является десятипроцентная добавка похожей на сгущенку суспензии, которая включает наноскопические частицы нитрида бора — керамического материала с высокой твердостью.
Естественно, использование таких масел сулит целый шлейф положительных следствий, начиная от безызносной эксплуатации и заканчивая экономией на топливе.
Я, как и многие, отношусь скептически ко всему, что не рекомендовано производителем. Тем не менее, опыт, с которого начинался пост, вынудил меня погрузиться в тему нанокерамики чуть глубже.
Выяснил вот что. Нитрид бора для защиты поверхностей трения применяется уже довольно давно, что, в целом, не противоречит физике, в том числе экспериментальной. Частички твердой керамики заполняют микронеровности пар трения и работают, как бусы, рассыпанные по полу — наступишь, подскользнешься.
Это свойство нанокерамики объясняет повышенную сопротивляемость заклиниванию в нашем опыте: когда мы продавливали слой масла, начинал работать «керамический наноподшипник».
Мой скепсис, тем не менее, не исчез. Например, в нормальных условиях подшипники скольжения в двигателе работают без контакта металл по металлу, и зазор в масляном клине существенно превышает нано-размеры порошка. То бишь, есть порошок или нет — износ близок к нулю, а потери зависят в основном от вязкости масла.
Правда, есть коварная пара трения поршень-цилиндр, которая работает в тяжелых условиях, где трение часто переходит в пограничный режим. Есть режимы перегруза (например, предельные обороты) и холостого хода, а главное — холодный пуск, когда несколько секунд пары трения работают почти на сухую. На кафедре ДВС нам внушали, что холодный пуск с точки зрения износа равен 200 км пробега, то есть за одну зиму при двухразовых поездках мы изнашиваем мотор также, как при 60 тысячах километрах спокойной езды по трассе. Наконец, есть аварийные режимы, когда масло по каким-то причинам перестало поступать к отдельным парам трения.
Я готов поверить, что использование нанокерамики снижает износ в этих режимах и парах трения. Скажется ли это на общем ресурсе мотора? Зависит от характера использования автомобиля. Если он постоянно работает в режимах, близких к критическим, нанокерамика может дать блестящий результат. Именно поэтому, кстати, навороченные «керамические» масла популярны у автогонщиков и картингистов. Если же мы спокойной ездим по трассе, эффект может быть не столь заметен, тем более, при небольших пробегах.
С экономией топлива скепсиса еще больше. То, что на обычном (исправном) моторе никакой препарат не обеспечит экономии в 30% в реальном режиме эксплуатации — для меня это аксиома. Просто потому, что механические потери в общем балансе не занимают тех самых 30%, поэтому даже снижение их до нуля не приведет к столь радикальной экономии.
Другое дело, опять же, режимы малых нагрузок. Скажем, на холостом ходу двигатель вообще работает, как фрилансер — сам на себя. Все, что он преодолевает — это собственное сопротивление, и если его снизить, то и расход топлива упадет. Правда, и тут есть нюанс, потому что та же нанокерамика, снижая трение, не влияет на потери в генераторе или так называемые насосные потери (связанные с наличием дросселя).
Ну да ладно, верить или не верить — мое личное дело. На прощание меня нагрузили десятком отчетов об испытаниях препарата самыми разными органами. Пришлось вспомнить годы учебы.
Вот, например, отчет об испытания автомобиля Audi A3 с использованием рассматриваемого масла. Экономия топлива в режиме город-трасса составила 1-2%, изменение мощности — нулевое (в одном измерении они получили 2-процентное «увеличение» мощности, но при разных оборотах двигателя, так что в целом можно списать на погрешность). Похоже на правду. Исследование, кстати, проводили европейцы.
А вот испытания дизеля Д-240 на масле без присадки и с оной. Во втором случае средний расход топлива снизился на 15,5%, но есть маленький нюанс, цитирую: «Испытания двигателя проводились без нагрузки при оборотах коленчатого вала от 1200 до 2337 мин-1 с интервалом 200 мин-1». А без нагрузки — это и есть тот режим фрилансера, когда двигатель вращает исключительно сам себя. Так что снова — вполне правдоподобно, но не имеет отношения к обычным режимам эксплуатации автомобиля.
Есть интересные испытания дизеля В2Ч 8,2/7,8 на родном ЧТЗ: здесь уже снимали нагрузочную характеристику, вычисляя удельный эффективный расход топлива — величина, обратно пропорциональная КПД двигателя. Так вот, по всему диапазону нагрузок видно снижение расхода топлива, причем на режиме максимальной эффективности (средние нагрузки) — с 203 г/л.с.*ч до 195 г/л.с.*ч. То есть, примерно на 4%. Что интересно, результат улучшался постепенно, например, после 6 часов работы с присадкой экономия была едва заметной, а после 12 часов — как указано выше.
Наконец, мой любимый отчет. В нем объектом исследования был ВАЗ-2112, а в аннотации сулили экономию топлива до 30% при использовании присадки. В исследовании определяли состав отработавших газов, причем выбросы СО2, пропорциональные расходу топлива, изменились менее чем на 1% (погрешность?). При этом, к слову, двигатель еще подвергли раскоксовки, что увеличило компрессию, а с ней — и эффективность мотора. А где же экономия 30%? А она в примечании и сформулирована так: «... наблюдается экономия топлива (до обработки 10 л топлива хватало приблизительно на 125-130 км, после обработки — 165-170 км)». Ну как-то уж слишком приблизительно.
Есть несколько отчетов, позволяющих судить о противоизносных свойствах такого масла. Например, залили его в двигатели двух «Икарусов». В одном случае в какой-то момент сломалась шестерня масляного насоса (с используемым маслом, как я понимаю, поломка не связана, хотя тут нужно разбираться). Как бы то ни было, двигатель поработал в режиме масляного голодания, из-за чего вышли из строя вкладыши подшипников коленвала (они из цветных металлов). Чугунные и стальные же детали остались в рабочем состоянии, и даже компрессия в цилиндрах не упала. Опять же, трудно сказать, насколько это связано с работой присадки, потому что не известно доподлинно, сколько и как двигатель работал без масла (тонкая пленка сохраняется на поверхностях трения какое-то время даже после прекращения подачи).
Есть более академическое лабораторное исследование свойств разнообразных присадок, включая нашу, в ГОСНИТИ, и результаты в целом совпадают с тем, что я видел лично в опыте из начала поста. Коэффициент трения снизился в 4 с лишним раза, предельная нагрузка выросла более чем в 4 раза, следы износа уменьшились в 5-7 раз.
В популярных источниках я нашел результаты испытаний разнообразных чудо-масел журналом «За рулем». Среди них было масло Xenum WRX 7.5W40 — я рассказываю не про него, но оно тоже имеет нитрид бора в качестве модификатора трения. Так вот, зарулевцы пришли к выводу: «Эстеро-керамическое» масло Xenum WRX 7.5W40 с микрокерамикой дало рекордно низкую скорость износа поршневых колец и цилиндров, вдобавок снизилась скорость износа и у подшипников. «Твердая смазка» из нитрида бора работает! Энергосберегающий эффект в масле проявился как раз там, где обычным моторам приходится особенно тяжело...»
Короче, к выводам.
1. Судя по имеющимся данным, измельченная керамика на основе нитрида бора повышает защищенность пар трения в экстремальных режимах. При этом она должна быть измельчена качественно, потому что сам по себе нитрид бора — жуткий абразив.
2. Увеличение ресурса возможно. Однако, его степень зависит от параметров конкретного двигателя и режима эксплуатации. Чем более форсирован мотор и чем жестче его гоняют, тем более ощутимым будет эффект.
3. Значительной экономии топлива я бы не ждал, и основное снижение расхода должно быть на режимах малых и экстремальных нагрузок, тогда как при обычной езде экономия, скорее всего, будет малозаметной.
4. Два предыдущих пункта объясняют, почему производители не спешат заливать чудо-масла прямо на заводе. Ресурс их волнует в диапазоне гарантийных 100 тысяч километров, на которые достаточно обычного масла, а расход топлива в тестовых режимах снижается слишком незначительно, чтобы оправдать повышенную стоимость такого масла (проще залить маловязкое масло 0w20). К тому же, износ пар трения в какой-то мере выгоден производителям, потому что повышает спрос на запасные части.
5. Таки использовать или нет? Несмотря на то, что мой скепсис относительно добавок поубавился, серьезной мотивации не появилось, потому что даже с обычным маслом ресурса пар трения должно хватить и на меня, и на следующего владельца. А что будет дальше, честно говоря, не слишком волнует. Но если вы ездите чересчур агрессивно или мотор уже староват и потребует капремонта в обозримом будущем — рассмотрите такой вариант. Если еще не поздно, конечно.
PS: нанокерамика - не единственный способ создать "вечные" пары трения. Скажем, есть масла и присадки на основе графита или с металлоплакирующими добавками, которые покрывают пары трения податливым слоем цветных металлов. Некоторые из них работают, некоторые — нет. Разбираться нужно в каждом конкретном случае.
PPS: если есть желающие попробовать описываемое масло, могу дать контакты челябинского представителя. Масла, кстати, стоят не слишком дорого — примерно 2400 рублей за 4-литровую канистру. Мне предложили залить бесплатно. Думаю.
Так а что за масло - то? Опыт с втулкой понятен, но ведь это не единственное, что требуется от масла. Ему всё же в двигателе работать. Опиши подробней его, пожалуйста. Можно в лс, если тут не хочешь.
Ну опыт с втулкой это начало статьи. Там дальше есть результаты тестов ну и все рассуждения на тему (в том числе, насколько релевантен опыт со втулкой). Сейчас в личку кину название и адрес сайта, где все отчеты есть.
Ну это уже правдоподобнее. Берут лукойловскую синтетику за 1800, добавляют свою присадку за 200, разливают в канистру за 100 ... Итого 300 р профиту ...
Да я не то имел в виду. Интересовали именно всякие допуски и классы качества Как эта присадка себя в двигателе ведет зависит ведь в первую очередь от базового масла, вроде бы.
Масла при этом самые разные, с классами вязкости от 0w20 до 5w50. Они имеют стандартные допуски производителей, включая BMW, Porsche, Mercedes-Benz, Opel, Ford, Renault, Volkswagen, а также необходимые сертификаты по API и ACEA. Есть масла на гидрокрекинговой основе, есть с добавлением ПАО (синтетики). В общем, можно подобрать под конкретный мотор.
Классы там разные, в основном A3/B3 по ACEA, это средний класс, для обычных ино нормально. Что касается поведения присадки, то, как я понял, нитрид бора химически инертен и с маслом в реакцию не вступает. То есть свойства масла - это одно, а керамика в нем - это уже другое.
Видел мельком этот ролик с опытом. Почему то показался дешевым пиаром. Хотя про керамику слышал не раз. Потом еще как то местном ТВ видел рекламную передачу про наш местный сервис, где рекламили масло, точнее обработки им, снимали поддон, и ехали по городу. Потом загоняли авто на подъемник, мерили темпер охлаждающей жидкости (не закипела ли), еще что то там.
Еще тогда хотел подкинуть тебе эту тему, но вспомнил, что "в Ё мобили" как и в дедов Морозов ты категорически не веришь.
Не, не это. Да я и не верю в Деда Мороза, увы. Как в 17 лет догадался, что это переодетый сосед, так и не верю
Но уже и раньше писал, что не все является откровенным шарлатанством. Иногда эффект имеет место быть, просто не в таком масштабе. Грубо, экономия 3%, а не 30% )))
Ну вот мы и вывели рецепт против скептиков. Достаточно поставить 17 летнюю продавщицу маслом, и сразу отпадут все сомнения в износе органов движения пар трения.
Bardahl то вроде масло проверенное, во всяком случае упоминается как нормальное на общеизвестном блоге. А такое тестирование, как упоминал Артем, я видел про Windigo...
1) Артём, ты забыл минимум ещё одну пару трения - кулачок распредвала-толкатель клапана. 2) Присадку с микрокерамикой я лью уже 2 года (Xenum VX300). Действие ощутил примерно через 150 км после первого добавления. Эффект - пропало цоканье при заводке на холостую (это как раз кулачки цокают) 3) П.4 вывода - неправильный. Микрокерамика выпадает в осадок, её очень трудно (невозможно за вменяемые деньги) стабилизировать в объёме масла. На заводах масло льют из бочек, вся микрокерамика будет на дне. 4) Дай контакты челябинского представителя. Масло Xenum WRX стоит примерно 8000 ₽ за 5 л. Тот же Xenum VX300 я приобретал в Екб. Специально ездил.
1. Насколько знаю, эта пара работает в сравнительно комфортных условиях, а постукивания связаны, вероятно, с тем, что у тебя двигатель фордовский без гидротолкателей?
3. Я думаю, эта проблема легко разрешима, было бы желание ))) В конце концов, у тех же продавцов жидкость прибывает в бочках и стоит на складах по полгода, поди тоже в осадок выпадает ) Как-то справляются.
1) Износ выглядит примерно так: http://autooboz.info/wp-content/uploads/2013/07/iznos-raspredvalov.jpg Да, у меня гидрокомпенсаторов нет. 3) Всё, что я находил с NB, продавалось максимум в небольших канистрах и требует взбалтывания перед заливкой 4) Спасибо UPD: Присадки у них дорогие, само масло - самое обыкновенное, никакой микрокерамики. Это и неудивительно - нестандартное масло никогда не получит допуск автопроизводителя. Чуда не произошло. Расходимся, нас нае..ли.
3) Ну я просто к тому, что взболтать перед заливкой и на заводе несложно. Будут лить не из бочки, а из "миксера" )) Или присадка будет дозироваться прямо в процессе заливания масла в двигатель. Конкретно в этом проблемы не вижу.
Просто если бы присадка сулила экономию топлива в означенные в рекламах 30%, производители бы пошли на такое. Экологический скандал с VW показывает, как далеко они готовы зайти в попытках уложиться в современные нормы
Кстати, никакой экономии от присадки c NB я как раз и не заметил. Зато, двигатель стал быстрее и легче раскручиваться -> Позволяет более динамично ездить -> Увеличение расхода бензина
Похоже на правду. Экономия, вероятно, будет в режимах жесткого стояния в пробках. У тебя БК не показывает часовой расход на холостом ходу? По логике, должен снижаться процентов на 10-15.
Да тут простая арихметика. Скажем, механические потери мотора 5 кВт на 800 об/мин.
Представим, что он еще вырабатывает 40 кВт полезной нагрузки. Тогда, грубо, общая мощность (она называется индикаторной) составит 45 кВт.
Теперь представим, что присадка дает экономию на трении в 0,5 кВт. На холостом ходу это будет 10%, то есть заметная величина. Под нагрузкой это будет ровно 1%, что почувствовать гораздо сложнее.
Я же спрашивал, измеряет ли БК расход топлива на ХХ. Это довольно стабильная величина, например, у Skoda Yeti 1.2 она составляет 0.7-0.8 л/час. Соответственно, интересно узнать, как изменился расход после применения присадки. Потому что именно на ХХ можно поймать этих блохи, а при обычной езде - вряд ли.
Ну, стало быть, механические потери не меняются или меняются настолько незначительно, что точности измерений не хватает. В статье там есть ссылки на исследование, где дизели показывали снижение расхода, но, думаю, у больших дизелей удельные механические потери выше, поэтому и разница заметна. Там поршни с огромными юбками, по пять колец на каждом. У легкового мотора мех. потери в принципе ниже, видимо,поэтому и не заметно Ну либо присадки не работают вообще
Кстати, Артём, как выпускник АТФ (я не ошибся?), можешь прояснить механизм снижения расхода бензинового ДВС на ХХ при снижении потерь на трение? Я всегда считал, что кол-во впрыскиваемого бензина зависит от объёма впущенного воздуха для образования стехиометрической смеси, ну, с какими-то поправками на режим работы. От сил трения положение дроссельной заслонки на ХХ не зависит же?
Все верно, просто открытие дросселя - это следствие. Это открытие зависит от нагрузки, которая приходит на мотор. При обычной езде ты дроссель открываешь ногой, подстраивая мощность мотора под свои потребности. А на ХХ компьютер регулирует систему холостого хода, чтобы обороты были постоянны. Скажем, если обороты начинают падать, подается больше воздуха, вместе с ним - больше топлива.
Соответственно, если механические потери снижаются, потребности в воздухе и топливе снижаются. Смесь, грубо, остается стехиометрической, но ее количество уменьшается. Вот и вся физика )))
Кстати, масла Xenum дорогие в основном не из-за микрокерамика, а потому что у них крутая эстеровая основа, она очень стабильная и якобы позволяет не менять масло этак 40-50 тыщ км. Не пробовал?
Не пробовал - не нашёл в свободной продаже. Я не уверен, что и эстеровая основа очень дорогая. Скорее, тут целая совокупность факторов. В первую очередь, это совсем не массовое производство.
Об осадке. За рулевцы вот тоже обнаружили осадок на деталях. С одной стороны, он "наноскопический", то есть геометрию деталей вроде бы изменить не должен. Но я вот думаю, от регулярного использования не зарастут ли этим осадком масляные каналы? Уже предвижу контраргумент, что их размер на много порядков больше, чем толщина осадка.
Пары трения она не восстановит. Но, судя по всему, предотвратит катастрофический износ в "узких местах". Грубо, где-то уже маслоподача нарушена, присадка позволит снизить трение и износ в этих локациях. Коль скоро ты человек с аналитическим умом, поизучай отчеты http://www.microceramics.ru/index.p....lang=ru
Хотелось бы ещё раз акцентировать один нюанс: windogo продаёт самые обыкновенные стандартные моторные масла, со всеми допусками (которые допускают только стандартные же пакеты присадок), по стандартной цене, и безо всякой микрокерамики (по крайней мере, на их сайте ни в одном масле не упоминается их наличие); микрокерамика же присутствует только в виде добавки в маленьких баночках. UPD: В обед метнулся в ближайший магаз из их списка на сайте - да, есть в наличии, молодцы.
Мммм.... они сами мне объясняли, что уже в Германии на заводе микрокерамика в нужной пропорции смешана с маслом. Возможно, я что-то неверное понял, не знаю, но я несколько раз этот момент уточнял.
С одной стороны, на их сайте, под маслом написано:
Цитата
ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА СТАРШЕ 3-5 лет, ДЛЯ НОВЫХ АВТО С ПРОБЕГОМ БОЛЕЕ 100 000 км, ДЛЯ АВТОВАЗА С ПРОБЕГОМ от 0 км
Почему оно не подходит для новых иномарок с пробегом 0-100 000 км? Может потому, что там присадка уже замешана? И еще про экономию топлива в 8% написано под маслом.
А с другой стороны, сама добавка для масла на их же сайте стоит 2200. Ну не может же присадка стоить 2200, а масло с присадкой 2400. В общем я за лукойл люкс 5w40 через каждые 7-10 т. км., чего и всем советую:)
Класс вязкости (5w40 и т.п.) не имеет прямого отношения к тому, какое базовое масло использовано. У синтетики обычно диапазон зимнего и летнего класса выше, но в целом это не показатель.
Синтетика (чистая) - это масло с высоким содержанием полиальфаолефинов (ПАО) или эстеров, синтетических продуктов. Миниралка - масло, которое делают из нефтяных фракций. Иногда масла, полученные гидрокрекингом нефти называют полустинтетическими, но по сути это тоже минералка.
А класс вязкости, грубо, может быть любым. И масло 10w40 может быть и синтетическим, и минеральным.
Присадка - это обычное моторное масло, в которое всыпан NB в виде порошка, и добавлена какая-то хрень с целью стабилизации. Кстати, почему же эта баночка так дорого стоит, если само масло недорогое, вроде как NB - недорогой, пластиковая бутылочка на 300 мл - вообще копейки?
Мне эти парни, кстати, сказали, что порошок порошку рознь. Поскольку нитрид бора - сильный абразив, если размер частиц нестабилен, то наряду с позитивным эффектом может наблюдаться и повышенный износ ряда компонентов, так что они не рекомендуют покупать из серии "где дешевле".
Но это их мнение, проверить его адекватность я не могу, просто передаю
Это да, есть такое. Именно поэтому я покупаю недешёвую присадку, а не порошок. Некоторые продавцы вообще не указывают размер частиц. Мне встречался вариант 500 нм. Такой, как минимум, масляный фильтр не забьёт. А вот какой размер частиц в товарных присадках, производители не указывают.
Почитал по теме у известного "прожарщика"...в целом всё понятно...пишет, что для изношенных двигателей эффект должен быть ощутимее, чем у новых...думаю попробовать...главное, чтобы размер частиц был на порядок меньше пропускной способности фильтра, чтобы его не забить...