Мой товарищ попал вчера в ДТП с подвохом. Он ехал на свое «Ладе» по Южной в сторону Курчатова. Южная – это небольшая, загроможденная улочка, похожая на
дворовый проезд.
Неожиданно справа выехала Suzuki, в которую он благополучно причалил, так как было
скользко. На фото ниже ситуация показана с разных ракурсов. Кто, по-вашему,
виноват?
Андрей Винников снял, как выглядит поворот с Энтузиастов на Южную и то самое злополучное место (1:22).
На место ДТП приехал аварийный комиссар, и сразу же вменил моему товарищу непропуск помехи справа. Дескать, знаков приоритета нет, а значит, действует п. 13.11
ПДД: «На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного
средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа».
Логично?
Когда товарищ рассказал ситуацию и мы посмотрели карту,
закралось подозрение, что ничего подобного. Справа был жилой массив, по
которому и «протекает» этот безымянный проезд, пересекаясь с улицей Южной. Жилой массив, суть, прилегающая территория, а значит, выезд с него не считается
перекрестком и уступать должны те, кто выезжает на основную дорогу.
На разбор мой товарищ прибыл с картой местности, и
сотрудники ГИБДД после некоторых раздумий приняли его точку зрения. К счастью,
вторая сторона не особенно спорила.
Но осадочек остался. Чем больше думаю про это ДТП, тем
больше понимаю, что выезды с прилегающих территорий – коварная штука.
Как понять, прилегающая эта территория или нет? И не
находишься ли ты уже внутри нее, ведь тот же жилой массив может иметь массу пересечений
проезжих частей внутри себя, на которых как раз действует правило правой руки. В
конце концов, улица Южная сама по себе худосочная, как арык, и зажата между домов, так
что иностранец вот так сразу и не разберет, где тут улица, а где выезд с
прилегающей.
Уже потом, склонившись над картой, мы исходили из того,
что примыкающая справа дорога была тупиковой, а отсутствие сквозного проезда –
один из признаков прилегающей территории. Хотя и здесь был подвох: со стороны Курчатова
есть еще один стихийный заезд в жилой массив, который вполне можно принять за
продолжение этой недоулицы. Собственно, машина виновника оттуда и въехала.
Но ведь у водителей нет под рукой карты, а визуально данное
пересечение не выглядит типичным выездом из двора, хотя почти все там уступают
машинам, движущимся по Южной.
Внятного определения, что такое «жилой массив» и где его
границы, в правилах нет, а потому, двигаясь по капиллярам спальных районов,
нужно быстро соображать.
Вот другой пример: улица Ижевская, идущая параллельно
Молодогвардейцев в районе больницы «Скорой помощи».
Если ехать по ней со стороны Кашириных, нам встретится три
пересечения проезжих частей, которые выглядят вот так.
Пересечение №1
Пересечение №1 напоминает перекресток, и некоторые пользуются тут правилом правой руки. Хотя пересекаемый проезд к
Молодогвардейцев улицей не является и ведет внутрь жилого
массива, так что напрашивается считать эту часть прилегающей территорией.
Пересечение №2
Далее идет пересечение №2, напоминающее первое – и если судить по карте, это тоже дворовый проезд. Хотя вживую его легко посчитать перекрестком.
Пересечение №3
Еще дальше – пересечение №3, которое носит имя художника
Русакова и является улицей, а значит, на нем-то точно действует правило правой
руки. Забавно, что именно здесь его не выполняет практически никто, по умолчанию
считая главной улицу Ижевскую. Т-образные перекрестки вообще коварны, потому
что интуитивно всегда кажется, что прав тот, кто едет прямо (или у кого дорога
шире).
Но случись ДТП на подобном пересечении, и как решится вопрос
– заранее не скажешь. Предполагаю, что пиковых случаях поднимают генеральный
план города и смотрят, какие именно дороги относятся к городской сети, а какие –
к дворовым проездам. Проблема ровно в том, у водителей нет под рукой
генерального плана города, и они пользуются визуальными признаками, которых, по
сути, нет. Один и тот же узкий отросток может быть пропуском на прилегающую
территорию или самостоятельной улицей. Например, на фото ниже изображен небольшой проезд
от главного корпуса ЮУрГУ к памятнику Курчатова (вдоль пр. Ленина). По нему
обычно едешь бесстрашно, хотя справа есть 2-й студенческий переулок, а значит,
здесь действует правило правой руки.
Посоветовать можно одно: двигаясь по подозрительно
узкой дороге будь готовы на всякий случай притормозить, если появится помеха справа. И если выезжаете из жилого массива, лучше считайте по умолчанию, что вы покидаете прилегающую территорию.
Иллюстрации Марины Костюченко, с сервиса Yandex.Карты (режим "Панорама") и системы 2Gis.
Вот район Royston Gardens, где я когда-то пожил, там черт ногу сломит, мало того, что улицы одна в другую перетекают, так они еще и кривые. Та же Ройстон Гарденс петлей загибается.
Это да )) Просто в спальных районах Лондона улочки длиной 100-300 м, и тянутся районы на десятки километров (без преувеличения). Правда, все они пересечены могучими магистралями с виадуками, так что если нужно в центр - выезжаешь на "большую дорогу". А вот если ищешь адрес без навигатора - это капец, потому что улицы разветвляются, сливаются, расходятся под малыми углами. У нас все равно система ближе к американской, квартальной, а там тыкают, похоже, как в 19 веке. В принципе, так и есть: окраины Лондона когда-то были самостоятельными городами.
Как то искал дом в центре, банальную пятиэтажку вроде. Ну никак не мог найти. А все потому что с одной стороны дома если смотреть - один адрес, а с другой стороны дома другой. :)И таблички соответсвующие. А я глянув на табличку с одной стороны больше этот дом не смотрел потому что не знал подвоха.
Надо всегда быть готовым к помехе справа. Даже если у тебя главная обозначенная кучей знаков, разметкой, светофорами и регулировщиками. Всегда может найтись чувак который просохатил, или просто недопонял, или вообще не думал(по причине отсутствия думалки)и врежется в тебя.
Народ совершенно не знает про 13.11 ПДД, и в 99 случаях из 100 тот, кто едет прямо, почему-то считает себя едущим по главной дороге. Сколько раз останавливался в дворовых проездах, чтобы пропустить "помеху справа" — пропускаемые водилы в лучшем случае долго тупят, какого хрена я встал. Некоторые так и стоЯт до упора, не решаясь проехать, даже когда их пропускают. Поэтому в таких случаях приходится ездить не по Правилам, а как все — так безопаснее.
КАРАУЛ!!!! Мне уже давно казалось, что минимум 80% автомобилистов - клинические дебилы, но вчера это стало просто доказанным фактом, у меня ощущение что автомобиль делает из человека какого-то зомби, пока чел за рулем, он весь из себя такой умный и правильный, всех остальных считает недоумками, а себя почти богом, но как только вышел из машины превратился в более или менее нормального человека...кароче вчера ситуация...она как бы несколько раз показывает идиотизм наших с вами сограждан, при чем с нескольких сторон...итак: 1.Наши недоумки сограждане, как сказал комментатор по радио: "Самовольно открыли движение по новому мосту через поселок Мелькомбината", это через тот что за ТРК "Родник"....это значит что реально особо упоротые дебилы сейчас на регулярной основе там срезают себе путь...несмотря на рабочих, которые там еще работают и заканчивают последние штрихи...но это только начало... 2.После проезда этого моста они попадают на перекресток дороги идущей от поселка Мелькомбинат в центр, дорога идет параллельно детской Ж/Д и выезд с моста упирается в неё, там Т-образный перекресток...дак вот там всегда была главная прямо, а примыкание было второстепенной, НО теперь там сделали примыкание с поворотом налево - главной дорогой, поменяли знаки....И НАЧАЛОСЬ....только вчера я наблюдал там 2 аварии...сегодня ручаюсь что будет еще 2-3...
Смена знаков приоритета, имхо, обязательно должна сопровождаться установкой огромного предупреждающего баннера. Проезжая каждый день по одному и тому же маршруту, перестаёшь старательно вглядываться в каждый знак, запросто можно прощёлкать изменение. Сам так пару раз едва не залетел...
Да тут какой уж баннер...перед въездом на еще не открытый мост стоит совершенно очевидный знак...потом на перекрестке том тоже стоят знаки...кароче у нас видимо реально действуют только бетонные блоки и металлические ограждения...там ведь вся прелесть в том, что когда ты едешь "по старинке" и не ожидаешь справа вылетающего пилота, а он вылетает, хотя не должен, ибо движение по мосту еще "как бы не открыто"...
Оффтоп: Премьер Дмитрий Медведев подписал постановление правительства РФ, отменяющее обязанность водителей возить с собой доверенность на управление машиной. Норма была введена еще в СССР для противодействия угонам. Но со временем доверенность стали подделывать, а против злоумышленников появились новые способы борьбы. Отменить ненужный, по сути, документ пытались последние десять лет, но сделать этого не получалось, поскольку на защиту доверенности вставали то МВД, то Верховный суд, то Госдума, то Минюст.
Только как водителю, который едет по незнакомому району, узнать, есть ли название у этой дороги или нет?
Кроме того, в правилах нет понятия "улица", есть понятие дорога, проезжая часть, пересечение и перекресток. И само по себе наличие безымянной дороги не означает автоматически, что она второстепенная, хотя чаще всего - это так.
Еще добавлю, что по уму нужно ставить перед въездом во двор знак 5.31 (жилая зона), тогда и спорных моментов не будет. Могу привести похожий пример с коварной улицей. ул. Трактовая (советский) всего там 1 дом. Сулимова основная, но не имеет знаков главная дорога, по идее, выезжая с Трактовой я могу не уступать дорогу левым. При въезде на ул. Трактовую нет знака 5.31
Нет, не так. Если у дороги нет названия - это не улица, соответственно дворовые выезды имеют низший приоритет перед ул. Культура, а то в свою очередь имеет низший приоритет перед улицей, без знака 5.31
Я еще раз говорю - в правилах нет понятия "улица" и нет ее приоритета перед безымянными дорогами. В правилах есть понятие "прилегающая территория". Если стоит знак "Жилая зона", то вся территория получается "прилегающей", включая и саму улицу Культуры (видимо, она не предназначена для сквозного проезда). А внутри прилегающих территорий действуют обычные правила, то есть на пересечении равнозначных дорог действует правило правой руки. Оснований считать, что жилая зона сама по себе разделена еще на несколько "жилых подзон" нет. Это уже какие-то мысленные конструкции, не имеющие отношения к ПДД.
Все верно, нет такого понятия в правилах как улица. Но в статье вы сами руководствовались этим принципом. Еще наверное стоит разграничить понятие "жилая зона" и дворовая территория. Ул. Культуры относится к первому, а прилегающие выезды из дворов ко второму.
Ну, я наверное непонятно объяснил, но знак "Жилая зона" стоит на въезде с ул. Потемкина на ул. Культуры. Как я понимаю, все что за знаком, включая хвост улицы Культуры - это жилая зона. При выезде из нее на Потемкина нужно всем уступать, это ясно, но внутри жилой зоны, видимо, предполагается пользоваться правилом правой руки. Я допускаю, что там знак установлен не по госту, ибо по идее он должен быть на каждом въезде во двор, а не на самой улице.
Хм, это скорее всего не логичная установка знака, можно же было вместо 5.38 (я не верно указал в начале номер знака) установить 2.4 (уступи дорогу), а для ограничения скорости по Культуре поставить 3.24 (ограничение скорости), но видимо проще поставить один знак и получить ограничение скорости, и уступи дорогу. Но ведь если вам на этой улице въедет в бок выезжающий со двора, вы признаете себя виновным, что не уступили помехе справа?
И всё таки это не Южная, что бы там не писал дубльгис. Согласно справочнику улиц, Южная проходит от Свердловского проспекта до Энгельса. Кстати, и вторая улица на первой схеме - не Курчатова, а Энгельса.
Надо же, Илья, как глубоко вы забрались в недра майчела Весь текст действительно с 7 главы воспроизводится, но если включить разбивку по главам, вроде бы все есть: