Главу McLaren Group Рона
Денниса лишили прав на полгода. Забавно, что благородный англичанин в суде вел
себя точь-в-точь как среднестатистический российский водитель, взывая к жалости
судьи и отказываясь признать очевидную вину.
Роковым для легендарного главы McLaren стал проезд на красный свет, за
что ему впаяли три штрафных балла, которые довели общий счет до 12 очков,
подразумевающие полугодовую «дисквалификацию». В суде Деннис апеллировал, что
проскочил перекресток вынужденно, опасаясь, что в него въедет друг, которые
двигался сзади и проворонил точку торможения. Деннис также уповал на милосердие
судьи, объясняя, что без машины ему никак. А судья, наверное, стукнул молотком и
произнес: No reason for mistrusting police officer (нет основания не доверять сотруднику ГИБДД).
Состояние Рона Денниса – 200 миллионов фунтов. В очередной раз удивляет неотвратимость, с которой работает
английское дорожное правосудие (я уже писал о личном опыте в этой области). Просто интересно: в России были прецеденты лишения прав людей, обладающих
состоянием в 200 миллионов пусть даже рублей? А тут не просто богач с
неизвестной родословной – тут легенда британского автоспорта, который работал с
Лаудой, Сенной, Простом… Неужели он не заслужил хотя бы чуточку снисхождения?
Западные полицейские не только не гнушаются штрафовать звезд
автоспорта, но делают это с удовольствием. В 2005 году Кими Райкконен,
выступавший тогда под началом Рона Денниса в McLaren, волок в финской глуши трейлер с тремя снегоходами. Когда
его приняла полиция и выяснилось, что будущий чемпион мира не имеет прав на
управление автомобиля с прицепом, ему выписали штраф в 30 000 евро (1.2
млн рублей). В России Кими попал бы на 2500 рублей (ст. 12.7 КоАП), но
Финляндии штраф за такое нарушение составляет пятую часть месячного заработка,
который на тот момент у Кими составлял 150 тысяч евро… Говорят, по этой причине
финские копы с большим удовольствием ловят известных и состоятельных людей, ибо
часть штрафа превращается в премию. В России такая система привела бы к тому, что удачный взмах жезла на Рублевке делал бы обладателя оного потенциальным жителем данного района.
Другой любимец Рона Денниса – Льюис Хэмильтон – попал в
крайне неприятную истории во время прошлогоднего Гран-При Австралии, когда на
арендованном Mercedes-Benz AMG начал крутить «жука»
около универмага и был пойман полицией. Казалось бы, мелочь – талантливый гонщик
немного похулиганил, делов-то. Но австралийские власти решили сделать
англичанина козлом отпущения, и одно время речь шла чуть ли не о тюремном
заключении, а с трибун местные политики называли Хэмильтона «тупоголовым» (мягкий
перевод слова dickhead).
Люську запугали до такой степени, что он неоднократно признался в своей вине
публично и написал длинное извинительное письмо в суд, который, проникшись, выписал ему
символический штраф в 500 австралийских долларов (9000 рублей). Понятное дело,
что в ситуации было больше пиара, чем юридического смысла, однако послание было
верным: закон един для всех.
Но знаете что? Может быть, для России такая степень
неотвратимости и не совсем оправданна. Говорят, скоро высокооплачиваемые
дорожные полицейские перестанут брать взятки, но если это произойдет, водители
будут жить в постоянном страхе, ведь лишиться прав можно за плохо различимую
или нелогичную сплошную линию, не имея злого умысла. И взяточничество ГИБДД можно
рассматривать как естественно сложившуюся систему наказания, которая мягче основной, но отнюдь не
бесполезна. Попавшись за сплошную, водитель отдает, допустим, 5000-10000 рублей
и это весьма ощутимый «штраф», которого для многих
достаточно, чтобы ездить осторожнее. Но если за первое же прегрешение, иногда вынужденное, лишать
человека прав, это вызовет в нем скорее озлобление и нежелание принимать «несправедливую»
систему.
Я не оправдываю взяточничество, но оно – результат поиска
компромисса в не всегда логичной системе российского правосудия. А чтобы она
стала логичной, можно пойти двумя путями: либо довести знаки и разметку до
безупречного уровня, когда не заметить сплошную даже в темноте может только
слепой, либо ввести систему ступенчатого наказания, допустим, со штрафными
баллами. Первый раз – штраф, второй раз – крупный штраф, третий – лишение.
А вообще главным тормозом для соблюдения правил должна быть
даже не боязнь штрафа, а инстинкт самосохранения. Одна из самых драматичных
историй мира «Формулы 1» - гибель Майка Хоторна, который разбился на дорожном
Ягуаре в начале 1959 года, через несколько месяцев после того, как стал
чемпионом мира «Формулы 1»… От гибели за рулем во время дерзкого обгона не застрахован даже профессиональный гонщик, переживший баталии в Ле-Мане, Спа и Монако, так неужели мы можем надеяться на большее?
Читайте также: Неотвратимость
Обгон, сплошная, гаишник
|