На мысль этого поста меня навел Саша Ростов, написавший коммент под фотогалереей про Башкирию. Процитирую: «Мы в этом году на машине в Сочи гоняли, и ... Башкирия и ЧОбласть производят очень приятное впечатление. Живые деревеньки, новые цветные крыши, заборы, наличники, нормальное дорожное покрытие и т.д. Далее такой депресняк... особенно саратовская область.... грусть печаль. Потом начиная с Ростова опять пейзаж неплохой, зажиточный))))»
Нет, правда, почему в некоторых местах сельский люд если не процветает в полном смысле слова, но живет с гордо поднятой головой, а где-то побирается, бухает и хиреет? Деревни и села в этом смысле показательны, потому что вклад самих людей в общий быт куда выше, чем в городах, где проще списать разруху на неэффективность властей или общую непруху. Крыша течет? ЖЭК виноват. В селе, кхм, такое не проканает. Крыша течет конкретно у тебя, так что либо бери и делай, либо не жалуйся.
Я не знаю ответа, пока это просто постановка вопроса. Одна из гипотез, например, в том, что области, расположенные недалеко от Москвы, больше подвержены столичным соблазнам, что провоцирует интенсивный отток молодежи. Скажем, из Башкирии ездят учиться в Уфу или Казань, а из Саратовской области, подозреваю, стремятся сразу в Москву: пусть охранником, грузчиком или официанткой, но столичными.
А вот что я понял в недавней поездке отчетливо. В селе Куштиряк, куда я езжу, люди живут достойно, потому что не видят путей для отступления. Для них все просто: вот наша земля, на ней можно либо жить, либо умереть. Без планов «Б», стоп-кранов и путей для побега. Люди ощущают землю своей, и взялось это не вчера, а еще со времен, когда татары перешли реку Ик и заселили приграничную часть Башкирии, а было это, как я понимаю, более сотни лет назад. И осев здесь, они не мечутся и не ищут легкой жизни, а пытаются обеспечить себе тот уровень бытия, который считают достойным. И, кстати, обеспечивают.
Вот мелкая иллюстрация. Пока я гостил там, хозяин дома, дядя Шейхвали, вызвонил из районного центра тракториста, чем-то его мотивировав (говорили по-татарски, я понял только ерар (хорошо) и трактор). Потом договорился со знакомым водителем. С этой бригадой он перевез пять КамАЗов щебня, чтобы подсыпать территорию около сельской мечети, где ее подтапливали воды. Он не писал гневные письма в администрацию и не жаловался на жизнь заезжим журналистам, он взял и по-хозяйски сделал. Как хотите, а лично у меня такой подход вызывает глубочайшее уважение. Я думаю, в этом и есть весь секрет. Некуда отступать. Никто, кроме тебя.
А есть другой менталитет, и сейчас, вероятно, он стал доминирующим. Этот менталитет подразумевает, что лично нам по какому-то там божественному уставу положено жить хорошо. Не важно, умеем мы что-то или нет - нам так положено. Зевс лично поставил у нас на ягодице свою олимпийскую печать. И если почему-то живется нехорошо, то в этом обязательно кто-то виноват (но не мы). И более того, нужно бросить все силы и отыскать на земле то чудесное место и ту чудесную должность, где соотношение получаемых благ к прилагаемым усилиям стремится к бесконечности. Этот менталитет гонит людей в столицы и даже в другие страны. Они едут не за самореализацией - они едут просто за легкой жизнью. Этот менталитет лишает их ощущения места, потому что своим становится место, где лучше, а «лучше» - очень ветреное понятие.
Нет, я не против ни переездов, ни смены работы, ни поиска себя. Напротив. Если человек стремится к самореализации – это прекрасно. Если он бежит от экологической катастрофы – я могу его понять. Если востребованный специалист уезжает туда, где он нужнее – никаких вопросов. Не должен талантливый биатлонист прожигать жизнь в пустыне Сахаре. Да и вообще я не смогу сформулировать внятный критерий, чем человек с одним менталитетом отличается от человека с другим. Потому что всегда найдутся убедительные доказательства необходимости сдать рубеж обороны ради стратегического преимущества. Иногда, кстати, вполне справедливые.
Просто, слава богу, есть люди с первым менталитетом. Тем менталитетом, который уже не раз выручал нас. И пусть они будут. Пусть Россия не превращается в страну, сидящую на чемодане. Пусть остаются люди, которые не выгадывают, и даже зная, что теряют какие-то возможности (наполовину мифические), остаются верными тому, к чему привыкли.
Мне бы не хотелось приукрашивать реальность. Быт в селе был и остается сложным, для горожанина – почти непостижимым. Как бы вы отнеслись, например, к школе, где первый и третий класс учатся вместе, потому что иначе не набирается кворум?
И да, кто-то был бы рад уехать ради будущего детей, и это можно понять. Другое дело, что в конечном итоге еще неизвестно, чья жизнь более достойна: родового крестьянина или офисного клерка, например. Как неизвестно, на кого стоит сделать ставку в длительной перспективе.
Я понял еще одну вещь: за попытками государства все заорганизовать, лишнее запретить, а нужное простимулировать как-то смазался тот факт, что в России еще есть люди, жизнеспособные сами по себе, которым главное – не мешать. А если поможешь чуть-чуть, грамотно, с умом, то вернется сторицей.
Как-то под вечер дядя Шейхвали рассказал мне про детство. Я видел дом, где он родился – этой однокомнатной избушке сотня лет. Половину ее занимала печь. В семье было семь детей – я почти всех знаю.
Тот самый дом
Я вдруг подумал, что раз была печь, ее нужно было чем-то топить. Это же не костер, для которого можно наломать прибрежных кустов. Оказалось, даже дрова были колоссальной ценностью: их нужно было каким-то образом раздобыть (а за самовольную рубку могли и дело завести), а потом уберечь от воровства. Питание, медицина, образование – это все отдельные истории. Вообще непостижимо, как люди могли выжить в таких условиях, да еще стать уважаемыми специалистами.
Но смогли, и, видимо, это и создало тот менталитет, который позволяет спокойно жить при разных строях и правительствах. Жить достойно вопреки.
Вот и я каждый год езжу туда, чтобы чуть-чуть подзарядиться этим менталитетом. Почему-то именно он вселяет в меня уверенность, что все у нас будет хорошо.
Ранее на тему:
Как прожить идеальный день
Навеяло башкирским воздухом
|