Письмо от читателя Александра: «Постоянно наблюдаю такую ситуацию: при возникновении препятствия на своей полосе, водятлы не утруждают себя тем, чтобы посмотреть по зеркалам, уступить дорогу транспорту, движущемуся в соседней попутной полосе. Почему-то все (по крайней мере большинство) бездумно объезжают препятствие: стоящие авто, маршрутки, городской транспорт, аварии и т. п., нагло выдавливая и подрезая попутные автомобили. При всем при этом, некоторые «учителя» за непредоставление преимущества или за гудок считают просто обязательным «наказать» путем торможения перед «виновником» или оскорблением (мат, жесты). Считаю, что на подобный маневр действует правило о перестроении, и необходимо уступать дорогу двигающемуся транспорту, и потом только объезжать препятствие».
Судя по присылаемым видео, тема с «учителями» в самом деле набирает обороты. Причем чаще всего объектом наказания становятся не нарушители, подрезавшие или не уступившие кому-то, а именно те, кто имел приоритет. Кто мог уступить, но не стал. Особенно, если такой не пропускающий стремится чем-то насолить оппоненту, фа-факнуть ему или оттереть к препятствию.
"Самоучитель"
У меня нет однозначного мнения на этот счет. С одной стороны, я согласен с Александром, да и в принципе трудно спорить — видео красноречивей слов. Можно подумать, благодарный "ученик" станет мягче к людям и пропустит тебя в следующий раз. Да он, скорее, навсегда запомнит этот экспириенс и при случае затрет еще сильнее.
Тут, кстати, уместно вспомнить о часто забываемом пункте правил — если дорога идет в подъем, уступают те, кто движется на спуск вне зависимости от того, на чьей стороне препятствие (п. 11.7 ПДД РФ). Разумеется, уклон должен быть обозначен знаками.
Но это отступление. А возвращаясь к теме, я думаю вот что. Нам всем было бы проще жить, если бы мы научились на западный манер чувствовать поток. Сейчас объясню, что это значит.
Как у нас пропускают? Скажем, стоит в полосе аварийная машина. Мы едем по соседней. Церемонно останавливаемся. Моргаем светом (мля, зачем это?). Машем руками. Трясем гривой. Реципиент выруливает в полосу. Включает аварийку. Шепчет слова благодарности. Крестится. Разгоняется.
А если не включил аварийку — то он чмо неблагодарное, и за это его можно поучить. Весь церемониал длится по-английски долго, зато оба разъезжаются в полной удовлетворенности.
Так я к чему: иногда проще немного сместиться в полосе, чтобы застрявшая машина просочилась в промежуток между вами и остановившимся авто. А заодно перестать считать преступниками тех, кто стремится так сделать. Иногда достаточно просто чуть сбросить скорость и не затирать, даже если ПДД нам это разрешают. Я называю это неявной вежливостью, за которую не принято моргать аварийкой, но которая может здорово оживить автомобильный поток.
Такой же алгоритм здорово выручает при встречном разъезде, когда одна из полос просто чуть смещается на обочину. Это не вполне по правилам и сопряжено с некоторым риском, но, е-мае, если уж нарушать правила, то с пользой для всех.
Или вот выезды с виадуков: в Европе, скажем, есть негласное правило, когда машина в правом ряду временно перестраиваются в левый, чтобы выпустить с развязки фуры и другие авто. Кстати, если вы с непривычки не сделаете этого, вас может подрезать тот, кто выезжает со второстепенной — и ничего, там это не считается хамством.
Точно также нас пропускают попутные водители грузовиков, съезжая на разгонную полосу. Они прекрасно знают, что она конечна и что скоро им придется вклиниваться обратно, и для них это сущий геморрой, поэтому я всегда благодарю их дважды: нажатой в пол педалью и аварийкой.
Наконец, известное правило «молнии», когда вусмерть застрявшие машины пропускают через одну. Пропустил, проехал. Следующий пропустил, проехал. И так далее. Сей пункт невредно добавить в ПДД, пусть в мягкой или рекомендательной форме. Если бы водители имели его в виду, пробок из-за аварийных машин было бы меньше.
А вот признайтесь - сложно пропустить кого-то настолько незаметно, что он даже не поймет? Я и сам еще не дорос и люблю иллюминацию аварийкой в свою честь. Хотя ведь мелко, а?
Неявная вежливость связана с чувством потока, о котором я упомянул. Также она требует определенного мастерства (как минимум, чутья габаритов) и умения просчитывать ситуацию хотя бы на пару шагов вперед. Тут важно не оказать медвежью услугу.
Мои немногочисленные поездки по Европе создали впечатление, что у тамошних водителей есть то самое чувство локтя. Это касается массы ситуаций, в том числе проезда тесных круговых перекрестков (roundabouts), на которых у нас бы, как пить дать, каждый день мерцало бы по три аварии. У водителей есть некая уверенность в соседях по потоку, что они подвинутся, притормозят, не станут дожимать. Та уверенность, которой мы почти лишены, которая не прописана ни в одном регламенте, которая вырабатывается годами.
Главный плюс неявной вежливости в том, что она вносит минимум возмущений в естественное течение потока. Поток превращается в податливую жидкость, которая обтекает препятствия, сливается в рукавах, расщепляется на развилках. У потока словно появляется сверхмозг, который управляем им на уровне не отдельной машины-молекулы, а всей их лавины.
К сожалению, Россия к таким сверхидеям не готова. Уровень водительских навыков весьма разнороден, равно как и понятия о том, кто, кому и сколько должен. Наш поток более кондовый, задумчивый, тяжеловесный. Плюс мстительный. Плюс очень внимательный к ущемлению своих прав. В одних ситуациях мы спокойно пропускаем колодезные люки и разметку между колес, в других будем держаться своей полосы, словно на рельсовом транспорте. Любая вежливость у нас рискует стать мягкотелостью, когда ею злоупотребляют. Одно дело, выпустить кого-то из-за аварийной машины, совсем другое уступать стадам обочечников, которые ради трехминутного выигрыша орошают всех гравием (и награждают сами себя титулом «Самый лофкый водитель года»). Неявная вежливость возможна в обществах, где никто не стремится извлечь из нее корысть.
Наверное, применительно к России, тупое соблюдение буквы ПДД — это меньшее из двух зол. Нам еще нужно дорасти до уровня, когда мы сможем пропускать друг друга без лишних расшаркиваний и отличать грубые нарушения ПДД от их здравой интерпретации.
Впрочем, иногда фанатичное следование ПДД выглядит комичным. Вдоль нашего дворового проезда запаркованы ночующие машины. И вот как-то съехались там навстречу друг другу два героя-истребителя. Сошлись, так сказать, в лобовой атаке. Один орет — тебе же 15 метров назад сдать. Другой орет: а у тебя в полосе препятствие (запаркованные машины). Ну так и рядились минут пять, а результат все равно предсказуемый: сдавал тот, кому ближе. Хотя ПДД были на его стороне.
PS: впрочем, сам по себе акт вежливости, в виде выпускания машины со второстепенки, есть нарушение ПДД, так что мы уже встали на этот путь.
Еще один пример неявной вежливости, точнее антибыдлячества: еду сегодня спокойно, вижу справа от себя пилота, который всех обманул, проехав по правой полосе, и теперь истошно пытается вклиниться в левый ряд, ибо 3 полосы плавно переходят в одну (ул. Труда в сторону ЧТЗ, под мостом перед Артиллерийской)...я уже как бы вне зоны его интересов, ибо эта зона начинается прямо за мной, сзади от меня едет микроавтобус желтого цвета...и вот этот микроавтобус не впускает впереди себя этого умника, на что тот сильно серчает и проехав злополучный мост, начинает обгонять микроавтобус с совершенно понятной целью - проучить...я наблюдаю за картиной в зеркала и далее мои действия:...я намеренно трогаюсь очень плавно и долго, так чтобы "учитель" не смог втереться после меня перед микроавтобусом, водила на автобусе не теряется и держит между нами минимальную дистанцию, так едем метров 100...при непрерывных попытках влезть между нами со стороны "учителя"...это заметно нервирует "учителя"...но светофор нас разлучает, и "учитель" таки успевает влезть вперед микроавтобуса, но это уже не важно ибо все ждут зеленый...считаю метод рабочим, по возможности хотел бы всех просить им пользоваться...чтобы немного умерить пыл разного рода учителей...
А вот признайтесь - сложно пропустить кого-то настолько незаметно, что он даже не поймет?
Очень уважаю водителей, которые на широких перекрестках при повороте налево стараются встать максимально левее и максимально ровно (что бы жопа машины не торчала) - тогда левый ряд не блокируется полностью и поворачивающего налево легко объехать ни создав никому помех. Еще уважаю тех, кто не пускает обочечников, или тем паче полностью блокирует обочину создавая помеху для проезда по обочине. Правда я всего пару раз такое видел и в обоих случаях это приводило к конфликту.
кстати про мост (точнее проезд под мостом) на труда-1 пятилетки около трамвайного депо. проезд через него весьма непростое дело! там постоянно проблемы, из-за того, что три полосы переходит в одну, в обе стороны. но кстати большинство водителей проезжает его вполне адекватно. во-первых, обычно перед мостом перестраиваются все в два ряда, во-вторых, едут именно как пишет Артем, по принципу молнии. одна машина едет из левого, одна из правого, потом опять из левого. в результате поток движется довольно шустро и в штатном режиме проезд под мостом не сильно задерживает поток, хоть и идут перестроения в одну полосу. это хороший пример взаимовежливости водителей и того, как взаимовежливость способствует увеличению пропускной способности потока. проблемы начинаются когда кто-нибудь начинает быковать, лезет резко из третьего ряда. либо притирается близко за впереди идущей машиной и не пропускает соседа (а по идее, если машины идут через одну, то должен бы пропустить). и один такой балбес сильно задерживает поток, а при аварии движение вообще встает, ибо объехать никак - полоса то одна! хорошо, что таких "товарищей" не очень много. при этом, по моим субъективным ощущениям, там нет такого ряда, по которому можно проехать под мостом без перестроения. те изначально в каждую сторону по три полосы. немного не доходя до моста самые правые полосы кончаются, и получается уже две полосы. а прям перед мостом каждая из полос сужается и две сливаются в одну. те правому ряду надо сдвинуться левее, а левому правее. и получается взаимное перестроение. а не так, что кто-то едет в своей полосе прямо, а кто-то перестраивается и должен уступать.
в предложении "Весь церемониал длиться по-английски долго, зато оба разъезжаются в полной удовлетворенности" в слове "длится" не нужен мягкий знак. церемониал что делает? - длится. в остальном же статья очень годная, особенно видео с самоучителем. ;-)
Причина простая. В Европе люди привыкли жить по правилам (от конституции и уголовки до ПДД). Плюс уважение к другому человеку, его правам. А в России на правила и законы привыкли внимания обращать как можно меньше. Поэтому вся социальная жизнь в России сводится к непрерывной и непримиримой борьбе за статус: машина подороже, должность покрупнее, дом повыше и т.д. Почему на дорогах должно быть по-другому? Логика простая: я по этой полосе еду, значит, это моя полоса - что в ней делает этот ушлепок, даже не потрудившийся попроситься? И наоборот - смиренно попросился, смиренно поблагодарил "хозяина полосы", значит все правильно сделал. P.S. Если интересно происхождение такого менталитета, рекомендую второй том "Истории российского государства" Бориса Акунина. Акунин там довольно четко обосновывает - такая фикня началась после монгольского завоевания, когда культура Руси довольно сильно была искажена татарской.
Целая философия Когда сам оказываюсь в ситуации, описанной автором, т.е. перед препятствием, то либо ускоряюсь и перестраиваюсь, либо, если уже поздняк, останавливаюсь, включаю поворотник и спокойно жду без попыток выдавить соседние машины. Практика показывает, что люди ценят такое небыдляческое поведение и второй-третий тебя обязательно пропустит.
Ну в европе своих заморочек хватает, я когда надолго приезжаю, первые пару недель сильно злюсь на местных. Многие очень расслабленные, не собранные, машина первой на перекрестке стоит, а водитель на дорогу и не смотрит, на пассажира повернулся - общается, посигналишь - обижается. Со второстепенной порой лезут и не смотрят особо кому мешают, главное ладонь показать - типа спасибо. Ну ладно в проездах, а то и на более серьёзных дорогах..И самое любое - на дороге шириной в 3 метра по пути остановить машину и не спеша пойти за мороженным или сигаретками, ну или знакомого на встречке встретить, встать пообщаться пару минут. А , еще про поворотники вообще не знать кроме как на съездах с автомагистрали километра так за 2 включать зачем то и неумение ездить (почему?) по кольцам с любых рядов кроме правого, чем я успешно и пользуюсь при заторах. Ну в плюс конечно - лихо маневрируют в стесненных условиях, на серпантинах, спокойные, не сигналят, не нужно быть постоянно начеку вдруг кто с обочины втиснется. У нас конечно напрягает , особенно в Самаре - все что то сигналят, ругаются.. Каждый день мне еще сигналят при параллельной парковке задом, хотя вроде и пробка часто и поворотником показываю, может я чего не знаю, так можно парковаться же или надо ждать пока все проедут?
Ездил в Британи, Чехии, Норвегии (правда, везде недолго - по несколько дней), подобного не замечал. Наоборот трафик такой... словно роботы машину ведут. Перед пешеходами тормозят неистово. Скорость блюдут. И даже не из-за культуры, а из-за штрафов и страховых тарифов, которые для аварийных водителей могут стать неподъемными
Испания, фр, но в особенно это всё касается французов. Немцы те да, собраннее будут. А еще там очень лояльно всё таки относятся к выпивке за рулем я считаю...Либо у них уже такой иммунитет от постоянного потребления алкоголя выработался..Да и сам расслабляешься, покушать придешь, ну как без вина - 2/3 бутылки и за руль потом... Самое забавное конечно это то что никаких угрызений совести, это норма там. Как то помню на экскурсию на мет.завод из универа во фр. отправили, ну потом фуршет все дела, так там водитель автобуса наш на все угощения первым руку тянул, его аж шатало под конец - но ничего повез автобус потом. Я не знаю есть ли там какие то ограничения или нет, но если и есть, большинство на них внимания не обращает. Да что там выпивка, водитель в аэропорту нас втречает , мужик из россии - 7 лет без прав ездит и получать их не собирается, дорого говорит. А смысл, я в общей сложности 3 года за рулем там наверное был, ни разу никто не тормознул, ничего не проверил, документы на машину тоже обычно дома оставляю если ехать недалеко...
Описанное вами в п.16 - типичное проявления южного менталитета, свойственное почти всем теплым странам, то же самое присутствует в Таиланде, на Мальте... Но проблема существует, пока ты на взводе после приезда из России, а если погрузиться в их образ жизни, то вроде и нормально
Да, если погрузиться - привыкаешь. Есть такое. Но описанное в п.20 - я думаю. типичное чисто паневропейское, провоцирует расслабленное поведение из п.16. Ну не могу я представить того же чеха после ужина и трезвого.. Так что наши товарищи полицейские вносят существенный положительный вклад в организацию дорожного движения, пусть порой и нетрадиционными способами. Если представить что у нас тоже не было бы ментов + агрессивность водителей, я бы побоялся выезжать в этот день на дорогу )
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]