Универсалы
Плюсы. Пожалуй, один из моих любимых классов, и дело не в рациональных соображениях. Просто
универсалы красивы, и если бы Бог создавал эталон автомобиля, он был
бы непременно универсалом. Большинство универсалов смотрятся, как результаты длительной эволюции
вислозадых седанов и обрубков-хетчей, и в этом смысле они совершенны, как
акулы.
И конечно, универсалы практичны: удобство погрузки – как у
хетча (или лучше), объем багажника – как у седана (или больше), а в качестве важного
бонуса – растянутая колесная база, которая порой обеспечивает изумительный
простор на втором ряду.
Почему низкий спрос.
Во многих странах Европы универсал – второй по популярности (после хетча) тип
кузова по причинам, описанным выше. Однако в России универсалы не любят: они лишь чуть-чуть дешевле фаворитов публики,
кроссоверов. Правда, при одинаковых ценах универсал будет вместительней паркетника, но поклонению дорожному просвету берет верх. Впрочем, Lada Kalina здорово
продавалась в кузове универсал, а на подмогу ей пришел беспрецедентный (правда, страшноватый) Largus.
Минивэны
Плюсы. Многие
минивэны имеют по семь мест. Но даже если салон пятиместный – он гораздо
большего объема, чем у легковой машины или даже кроссовера сравнимых габаритов.
Больше воздуха, больше места над головой, удобнее посадка. Минивэны часто впечатляют возможностями трансформации салона,
позволяя сдвигать сиденья или разворачивать. Их задние места больше
приспособлены для путешествий: столики, кармашки, розетки – обычно здесь есть
масса приятных мелочей. А водителю понравится большая площадь остекления и
порой необычное, но удобное расположение рычага коробки передач на «бороде» (не
у всех).
Почему низкий спрос.
Во всей красе минивэны проявляются в больших семьях, когда нужно возить двоих
взрослых и троих детей одновременно. В России таких семей мало, и зачастую они не
имеют достаточно средств: сегодня самый доступный минивэн Chevrolet Orlando стоит от 760 рублей,
хотя отчасти минивэном можно считать и Lada Largus (от 405 тысяч в семиместном исполнении). Кроме того,
потребительские качества минивэнов часто пересекаются со смежными классами,
теми же универсалами, каблучками или кроссоверами. Немаловажен и имидж: в
России никогда не было культа семьи, а значит, и культа минивэна.
Каблучки
(пассажирские)
Плюсы. Этот класс
напоминает минивэны, но с легким акцентом в пользу грузоперевозок: компактный Citroen Berlingo может возить семью,
а если демонтировать сиденье – то три куба грузов, что раза в полтора больше
легкового норматива. Высокая посадка, удобные зеркала и порой сдвижные задние
двери.
Почему низкий спрос.
Каблучки – это в первую очередь коммерческие автомобили, и представлены на рынке
полудюжиной моделей. В их повадках есть грузовые нотки, они не слишком
динамичны, а главная проблема – имидж. Воспоминание об ижевском фургончике еще
сильны, чтобы кто-то купил «каблук» без острой нужны.
Пикапы
Плюсы. Не хотите
ли внедорожник по цене кроссовера? Пятиметровый автомобиль за стоимость
кроссовера дважды меньшего класса? Пикапы
– рекордсмены по соотношению проходимость+практичность к цене. В их основе до
сих пор рамы, задние мосты у них часто неразрезные и рессорные, а
полноприводные трансмиссии – безо всяких электромагнитных соплей. Объем кузова
обычно раза в два-три больше, чем у кроссоверов сравнимой цены, а имидж
брутален, как у внедорожников.
Почему низкий спрос.
В некоторых странах пикапы рулят: в США и Таиланде, например. Но в России они не прижились, и в среднем на каждый проданный пикап приходится 30
кроссоверов и внедорожников. Почему, ведь они сочетают плюсы обоих классов?
Пикапы часто отличаются управлением с грузовым колоритом,
достаточно громоздки и прожорливы – сказываются габариты и масса. Их
внедорожные возможности ограничены слишком длинной колесной базой, а по
комфорту они существенно уступают кроссоверам. Задние места у них нередко тесные и почти не приспособлены для перевозки пассажиров на большие расстояния,
а открытый кузов требует кунга или крышки для повседневного использования. С
установленным кунгом многие пикапы выглядят, мягко говоря, не секси, напоминая
куколок насекомых или автобусы. В России класс востребован у строителей (в том числе личных
коттеджей), спортсменов, любителей экстрима, охотников и рыболовов. Пикап для тех, у кого есть цель.
Купе
Плюсы. Я не
понимаю тех, кто любит сидеть повыше. Потому что мазохистское водительское
наслаждение получаешь, когда сидишь так низко, что сжимаешь зад при виде лежачего полицейского. Купе, даже если сделано на платформе
гражданского автомобиля, играет на струнах твоей души. Ты видишь мощные
арки, ковшеобразные сиденья, стежки на руле, и все это создает настроение еще
до того, как машина тронулась с места. Купе - это вызов соседям, одноклассникам и коллегам. Да, я зажрался. Завидуйте.
В среднем, купе лучше управляются: помимо более спортивных
настроек им помогает большая жесткость кузова, а иногда – меньшая масса. Купе хорошо
там, где важнее не цель, а процесс.
Почему низкий спрос. Дорого,
непрактично, низко. Есть и более мелкие причины, например, у многих купе очень
большие двери, что осложняет тесную парковку. Купе требует определенного уровня
и стиля жизни. Но этот минус можно в равной степени считать и плюсом.
Кабриолеты и родстеры
Плюсы. Если в
обычной жизни мне нравятся универсалы, то через розовую призму мечты я поклоняюсь
родстерам. Казалось бы, какая разница? Открой окна и будет то же самое, нет?
Нет. Родстер создает необычайное ощущение скорости и непосредственности
происходящего, ты оказываешься не отгороженным от событий, а втянутым в самый
эпицентр их вихря. В открытых машинах ты ощущаешь настоящий пульс жизни,
который не поставлен на Fast Forward суетливых хетчей и Slow Motion кроссоверов.
Почему низкий спрос.
Очень дорого, очень непрактично. Могут швырнуть огрызком. Кабриолет,
а тем более родстер – машина на несколько дней в году,
преимущественно выходных, когда улыбается и погода, и настроение. Есть фанаты, кто ездит на Porsche Boxter или Mazda MX-5 всю зиму (и маленький салон, кстати, прогревается мгновенно),
но это именно фанаты. Тем не менее, разбогатею – куплю себе «Альфа Ромео Спайдер».