Ну что, свершилось? Нежданно-негаданно в России стартуют
продажи первого электромобиля – Mitsubishi i-MiEV. Скажем прямо, новость
шокирующая.
За кей-кар с 63-сильным мотором и габаритами меньше Daewoo Matiz в
Германии просят 34 990 евро. Растаможка потянет, по моим подсчетам, на 764
тысячи рублей, так что итоговая стоимость электромобиля в России составит
порядка 2,100 млн рублей! В реальности может оказаться меньше, но в любом случае
цифра будет космической – тут и к гадалке не ходи.
Так что с «точки зрения банальной эрудиции» попытка Mitsubishi и импортера в лице компании «Рольф» выглядит
до абсурдности глупой, а значит, нужно искать иные смыслы. И они есть.
Какие преимущества у электромобилей? Низкие эксплуатационные
расходы? Неактуально. Даже при
бесплатном электричестве срок окупаемости по сравнению, допустим, с «Матизом»
составит 28 лет при ежегодном пробеге 30
тысяч километров. Очевидно, i-MiEV не проживет так долго.
Что еще? Зеленый имидж, бесшумность, необычность. Этого не
отнять. И вкупе с высокой ценой получается идеальная игрушка для олигарха, которую
он может купить себе или, что вероятнее, подарить жене/дочери/любовнице. Помните, как в дурацкой песне: «Дорогая я
купил тебе х…ню, мне кажется, она подойдет нашей спальне…»
И все становится на свои места. Какие там недостатки
электромобилей швыряют нам в лицо их противники? Зимняя эксплуатации? Отсутствие розеток? Цена
батареи? Низкая автономность? Ну? Самим-то не смешно?
На «Миеве» можно катать гостей по поместью или даже особняку,
и его экологичность станет бесспорным имиджевым козырем. Можно заниматься шопингом или учить
вождению несовершеннолетних отпрысков. Конечно, с работой мог
бы справиться электрокар для игры в гольф, но он не разгоняется до 130 км/час и хуже выглядит.
И такой сценарий отнюдь неплох. Ведь для массового потребителя электромобили пока
дороги, и попытки вывести на рынок что-нибудь относительно дешевое и китайское,
без окон, без дверей, могла бы сыграть с электромобилями злую шутку, подкосив
имидж. К тому же, купленные за свои кровные, они бы подвергались нещадной
критике за любую мелочь, на которую олигарх или его макаронина даже внимание не обратят
– смешно поднимать скандал из-за сломанного пылесоса.
«Миев» будет
встречаться в элитных поселках на фоне красивых пейзажей, он будет всегда
намыт, заряжен и исправен, его будут снимать в фильмах и телешоу, как в свое
время прикольную повозку Segway. Со временем он и электромобили вообще
будут ассоциироваться с dolce vita,
а когда наступит эра дешевых электромобилей, покупатели отнесутся к ним
благосклоннее. Помните, какую эйфорию в начале 90-х вызывали видеомагнитофоны,
как дурманили нас полки с видеокассетами? В то время наличие видеомагнитофона было не
просто удобно, но и почетно, так что люди мечтали о них, копили деньги, стояли
в очереди.
Самое главное, что «Митсубиши» правильно подала аппарат публике, и заразила соответствующие круги экологическим зудом. Если «зеленость»
станет модной, глядишь, на «Миеве» можно будет даже заработать.
Холодные пуски
Многие считают
электромобили непригодными для России из-за холодов, при которых, как известно,
емкость батареи и работоспособность электрооборудования падает. Собственно, при
желании эта проблема легко решается установкой на автомобиль теплогенератора,
который перед пуском прогреет батарею, электродвигатель и салон. Конечно, он
будет потреблять небольшое количество топлива, но, во-первых, самого дешевого
топлива, во-вторых, в значительно меньших объемах, чем ДВС в аналогичном режиме
работы.
|