В разгар топливного ажиотажа я задался вопросом, нужен ли нам вообще бензин.
А чем плох, к примеру, природный газ - метан? Ну да, с ним есть технические сложности, вроде тяжелых баллонов высокого давления (до 20 МПа), и некоторой потери мощности. Но непреодолимых проблем нет, было бы желание.
Зато метан дешев, и сейчас его цена в автомобильном «исполнении» составляет менее 10 рублей за кубометр. Для пересчета расхода можно принять, что 1 л/100 км по бензину примерно равен 1 куб. м/100 км метана (разница колеблется, но не превышает 10%). В результате, экономия выходится весьма приличная — по нынешним ценам до 1,5-2 рублей на 100 км. Метановое ГБО примерно в 2-3 раза дороже такового для сжиженного пропан-бутана и для легковушки стоит порядка 20-50 тысяч рублей, но для больших пробегов окупается довольно быстро.
Собственно, с позиции отдельно взятого частника понять прелести метана сложно. Но если взглянуть на ситуации с высоты государственного мужа, более сказочного топлива и придумать сложно.
Октановое число метана — 107-110 единиц, что позволяет без особых ухищрений поднять степень сжатия примерно до 14 единиц, добившись еще большей экономии (если речь о чисто метановом моторе). Метан чище бензина, которые так и норовит отравить мотор серой, смолами, нагарообразующими компонентами и бог знает чем еще. И метан сгорает почти бесследно, поэтому почти все экологические показатели при работе на метане улучшаются на порядок.
Метана в России много — разведанные запасы составляют более четверти всех мировых запасов природного газа. Так что была бы политическая воля, мы бы давно ездили на машинах, вроде вот этой.
На схеме шасси серийного Volkswagen Passat EcoFuel с 31-литровым бензиновым баком и тремя баллонами на 21 кг метана. Пробег на каждом виде топлива — порядка 450 км в смешанном цикле при мощности турбомотора 150 л.с.
В России, вроде бы, подвижки тоже есть. Метановую «Приору» обещает нам АвтоВАЗ к 2012 году, почти одновременно с битопливным Ё-мобилем, но сбудутся ли оба проекта — пока большуший вопрос.
Собственно, главная проблема для частника — отсутствие сети АГНКС (Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции). В Челябинской области таковых всего 9, причем в самой столице Южного Урала — три (по некоторым данным — 4). С полным списком АГНКС по всей стране можете познакомиться здесь.
Но ведь в масштабах государства это вроде как и не проблема, поскольку метановая инфраструктура вообще развита — газ подведен в половину квартир. Соответственно, одно из решений - наставить по городу компрессорных станций.
Некоторые энтузиасты уже сейчас «добывают» сжатый метан из бытовых сетей с помощью специальных компрессоров, вроде FuelMaster. Насколько я понял, для личного пользования они нерентабельны, а организовывать кооператив на 5-10 машин для полной загрузки компрессора — большая морока. Для автопарков еще куда ни шло, а частникам все это слишком хлопотно (компрессорную станцию надо еще и оформлять).
Да и вообще метан не любит кустарщины. Переход на него возможен лишь с подачи государства, но в целом задача не такая уж невероятная.
Пункт №1 - автопроизводителям нужно обозначить задачу по разработке битопливной линейки автомобилей: помимо ГБО иногда требуется вмешательство в конструкцию самого двигателя, но не слишком глобальное. При этом грамотно спроектированный мотор не теряет мощности на метане - как пример, Volkswagen EcoFuel.
И пункт №2 - создать частным предпринимателям условия для организации сетей компрессорных станций.
Логично предположить, что с ростом популярности метана цена на него резко вырастет, особенно если розничной продажей займутся вертикально-интегрированные компании, вроде «Газпрома». Но это не проблема метана — это проблема государства. А сам по себе природный газ удобен с точки зрения контроля розничных цен, ведь цепочка «скважина-потребитель» значительно короче и проще, чем в случае с высокооктановым бензином.
Если честно, не вижу причин для игнорирования метанового топлива, кроме извечного желания государства «отжать» население страны по полной программе.
Кстати, метановые авто вообще имеют далеко идущие перспективы, и могут стать заменой электромобилям.
Речь вот о чем. Идея водородного двигателя, с которой активно носятся уже пару десятилетий, пока топчется на месте, потому что проблем больше, чем плюсов. К примеру, чтобы запасти 3.5 кг водорода (примерно на 300 км пробега) необходим 100-литровый баллон, выдерживающий давление 700 бар (70 МПа). Топливные элементы пока дороги, да и не так уж эффективны, как обещали поклонники водородомобилей: сам электрохимический реактор в среднем работает с КПД 50%, а если добавить к этому КПД электромотора, на итог получается эффективность примерно на уровне хорошего турбодизеля. Получение водорода из воды элеткролизом — процесс медленный, а его КПД также далеко не стопроцентный.
Главный плюс водородных авто — их теоретическая безвредность для окружающей среды. В Европе популярна концепция «ветряной генератор — установка для электролиза — водородный авто». А что если добавить еще одну стадию — превращение водорода в метан, и получать экологически чистый метан? Ведь количество СО2, которое он выделит при сгорании, будет в точности равно количеству этого самого СО2, которое поглощается при производстве «зеленого» метана. В частности, над такой концепцией корпит Audi (хорошая статья на auto.mail.ru).
И пусть по сравнению с водородом для получения метана нужна еще одна производственная стадия, зато можно использовать существующие автомобили и существующую инфраструктуру. Чем не промежуточный вариант между ДВС и электромоторами?
Сжиженный газ - пропан-бутановая смесь. Заправок много, а установка современного газобалонного оборудования (ГБО) стоит порядка 21 тысячи рублей (системы попроще так и вовсе начинаются от сумм менее 10 000 рублей). ГБО позволяет экономить порядка 0,5-1 рубля с километра и окупается, соответственно, за 20-40 тысяч километров.
Многих удерживает от установки ГБО размеры баллонов, которые обычно занимают полбагажника или нишу по запаску. Волнуют, конечно, и вопросы безопасности. На Западе решили вторую проблему, и почти любой массовый автомобиль в Европе можно купить с ГБО в заводском исполнении. При этом потери мощности при работе на газе почти нет — Skoda Octavia 1.6 LPG на бензине развивает 102 л.с., на газу — 98 л.с. Правда, расчетная экономия газовой «Октавии» не так велика, как обещают российские установщики ГБО, и составляет примерно 0,5 рубля с километра (в челябинских ценах).
Однако у большинства серийных битопливных авто остается главная проблема — баллон вместо запаски. Есть редкие исключения, вроде Opel Zafira LPG, где ни запаска, ни объем багажника от установки ГБО не страдают.
Для России я бы предложил именно такой вариант. К примеру, у моего Citroen объем топливного бака 60 литров. Я не прочь иметь автомобиль с баком 30/20 (бензин/сжиженный газ). Думаю, спрос на подобные аппараты был бы весьма стабильным, если бы цена отличалась от бензиновой версии в пределах 30 тысяч рублей (что, я думаю, возможно). 20-литрового газового баллона хватало бы примерно на 150 км городского пробега, и ездить на АГЗС приходилось бы примерно раз в неделю, но с учетом экономии с этим можно смириться.
Пока единственной серийной легковушкой с ГБО является «Газель-Бизнес».
Абсолютно здравая идея, а Прохору чем городить огород с ёбилем, взял бы да сделал простой нормальный авто на метане без канители с РЛД. При его связях пролоббировать строительство АГЗС по моему элементарно
Не согласный я. Эт нам тут сидя внизу, нашим "серым умишком" легко рассуждать. Сделал бы ТО, сделал бы ЭТО. Газифицировать авто в масштабах всей страны, с сопутствующей инфраструктурой,дозволительно только самой стране, читай АОЗТ "Кремль". Стороннему дилеру не дадут, уж слишком нефтяная поляна лакомая. Поэтому если и случится тотальная газификация всего автопрома, то в этой "короткой цепочке", появится как минимум еще одно звено, и не самое слабое. А аппетиты у этого звена, как у оголодавшего селитера. И какой бы ни была низкой стоимость газа, на АГЗС для рядового масштабного потребителя, он будет в итоге стоить не слабо. Потом срочно потребуются милиардики вливаний в поддержку РОСАВТОПРОМА для разработки новых ГАЗоНАНодвигателей......"Хде деньги ,Зин??" - В "оправданной цене" на газ.
Воистину там глобальные планы! Кот думает, что все уже про усе знают и пока цена на нефть прет как танк, наши будут ее впаривать наполняя бюджеты всех уровней и тихонько отстраивать газо-заправочно-перерабатывающую инфраструктуру. Подсадив всех на енто, рано или поздно нефть кончится, а тут-то наши возьмут и на метан каааак перейдут...А тут и Автоваз как раз разродиться с приорой на газу и мы победим злых буржуев, оставив их без энергоносителей!
А я думаю, пропан-бутан вполне приемлемый потому, что не особенно еще популярен. Это ведь нефтяной газ (то есть иного генезиса, чем метан), так что если пропан-бутан начнет серьезно конкурировать с бензином, цена взлетит.
И метан тоже. Я написал про сжатый газ, понимая утопичность этой идеи в рамках нашего государства, цели и мотивы которого не всегда понятны цивилизованной логикой.
Вполне в тему, если бы не одно но... Заправок то нет.
Если за метановую тему взялось государство - тогда да, перспективно. На уровне отдельных проектов - нет. Это еще одно подтверждение эфемерности проекта Прохорова
Вот провокатор то!!! )) Возразю, в свете того что уже сказал выше.На Ёмобиль, ставится двух-топливный мотор.И масштаб Ёмобилизации, ближайшие несколько лет, не такой уж и большой, по меркам всей страны.Даже если Прохор организует свою "сетку" АГЗС, это капля в море. Вряд ли на первых порах это интересно будет АОЗТ "Кремль".Ни те масштабы совсем.А вот спучтя время, когда все таки народ прочухает тему, вполне вероятно под себя хорошую долю в этом деле и оттяпают. А на данном этапе, вполне реально будет ездить на Ё мобиле , на бензе, ну или на газе, если удумает "сетку" строить. На днях читал в "иноСМИ", что якобы Прохор, вообще тему Ё начал по прямой указке Пу. Статья откровенно высосана из пальца.... http://www.inosmi.ru/politic/20110524/169782292.html
Ни добавилась, а возможно появится. Почему нет? Мну вот другая мысля засвирбела. В ПТС авто, мощность пишут в киловаттах, а все в разговоре оперируют термином лошадиная сила.Как то раньше не акцентировал на этом внимание. Полазил в инете, оказывается 1 Л.С.= 1кВт х 1,36 Т.е. если в ПТС 110 кВт, умножаем на 1,36 = 149,6 Л.С. В объявках о продаже авто например, пишут Л.С.(но наверняка имеют ввиду кВт). И налоги получается платим с кВт, а не с лошадок, хотя помоему и там написано Л.С. Блин, работать надо, а на меня тупняк напал
"Но налоги мы платим исходя из л.с. Никаких кВт никто в виду не имеет " - Артем, уверен что с лошадок платим, а не с кВт??? У меня 115 кВт в паспорте, по лошадкам получается 156,4 (вАААу!!!!), но при подсчете налога, в формулу(незнаю её точно) забивают цифру 115. Тоже самое и со страховкой.
Артем,только пажалста НЕ ВЫЯСНЯЙ в налоговой и в страховой!!!!! Вдруг они не в курсе!!! :D Ато волну поднимишь, потом начнут считать со 156 л.с. налоги и страховку.
"но в налоговой ее переводят в л.с. " - это точно? Или так предполагаешь? То что там пишут Л.С., я и так знаю, но вот переводят ли, или все таки цифру с кВт просто обзывают Л.С.??? Вот в чем заковыка.
Хутьба смайлик в конце прицепили , ато как то сурьёзна все. И при покупке, и при эксплуатации знал что 115 л.с. Но именно буквы "Л.С." в памяти не остались, почему то кВт застряли. А тут где то еще инфа промелькнула про соотношение кВт/л.с. А заглянуть в паспорт чет недопетрил в запаре. Вот и вылилось в "недоразумение".
115 лысы)) эх покататься бы наперегонки для проверки )) а то у Кота по паспорту 89 лысы))) но так как Кот уже писал весь апгрейд суммарно выходит в 113 лысы Кот думает что на бутылочку пивца рискнет на спорные покатушки))))
Ух мля, тут уже опять тотализатор какой то . Зимой бы я моментом померялся бы с удовольствием........летом не люблю гонзать. Автомат и полный привод летом жалко напрягать по взрослому. А вот зимой самый кайф. Да и фраза "спорные покатушки" заставляет вспомнить мало приятный случай из этой серии.
А какая разница бензин или газ? Тот же газпром владеет добычей и того и другого. Когда повально народ начнет переходить на газ, точно также взвинтят цены и на него.