Мой коллега, один из наших директоров Денис Башмаков провел
интересное исследование – посчитал рентабельность пассажирских перевозок. Цифры
получились сногсшибательными, хотя мы пока до конца не уверены в их
адекватности.
Вы можете скачать xls-файл с его расчетами,
причем, изменяя любой параметр, вы увидите, как пересчитываются результаты.
Можете, к примеру, задать другую стоимость проезда и посмотреть, как это
скажется на месячной прибыли. Расчет получился весьма подробным: учтены всевозможные
расходы (включая, например, износ шин), зарплата водителя, амортизация и так
далее.
Правда, Денис и я не уверены 100% в каждой цифре, поэтому
посмотрите на них критическим взглядом – какие-то параметры вызывают
подозрения? Впрочем, цифры заданы с запасом, так что незначительные
промахи не должны сказываться на результате радикально.
А результат такой: 46-местный Hyundai County HDU2по
расчетам автора приносит более 700 тысяч рублей прибыли ежемесячно. Себестоимость
проезда составляет чуть более 7 рублей при цене билета – 18 рублей.
Я обратил внимание, что Денис не учел лизинговые платежи, но ведь автобус нужно сначала купить. Впрочем, при цене около 2 миллионов рублей и
такой рентабельности он «отобьется» за три месяца эксплуатации, так что
лизинговый платеж, даже если его учитывать, не окажет радикального влияния на
результат.
Интересен, кстати, и выбор модели: «Каунти» не совсем
маршрутка в привычном понимании, но еще и не полноразмерный автобус. У него
есть сидячие места, а есть стоячие, таким образом, такой класс вполне мог бы
составить основу автобусного парка наряду с большими автобусами.
Появляется ощущение, что рассказы про нерентабельность
маршрутных перевозок несколько преувеличены. Если предположить, что расчеты
верны и себестоимость проезда – порядка 7 рублей, вполне возможно оставаться в
зоне рентабельности даже при цене билета порядка 10 рублей. То есть граждане
переплачивают этак в два раза.
Впрочем, я почти уверен, что перевозчики назовут расчет не вполне
корректным, ибо он не включает некоторых административных расходов, официальных
и не очень. Администрирование, аттестации, получение лицензий, нештатные
ситуации – все это также требует денег. Но коли перевозки столь рентабельны,
логично предположить, что недешево стоит и «аренда» маршрута. Имеются в виду отчисления тем, кто "крышует" перевозки.
Впрочем, к экономике это уже не имеет отношения. И расчет
иллюстрирует тот факт, что маршрутные перевозки в своем нынешнем виде служат не
столько решению транспортных проблем, сколько перераспределению денег снизу
вверх.
Но, стало быть, при неком справедливом подходе к делу вполне
можно обеспечить город эффективным и недорогим общественным транспортом,
который бы составил достойную конкуренцию личным автомобилям.
Интересно услышать ваши мнения об адекватности расчета и
проблеме как таковой.
PS:
редактор autochel.ru Петр Малетин недавно
продал автомобиль, а новый покупать не стал. Поездил неделю на маршрутках, и
понравилось. Инфа 100%.
Маршруточники будут с пеной у рта вещать, что расчёт неадекватен, и работают они себе в убыток. Но попроси альтернативную калькуляцию — и на этом спор закончится.
К сожалению, нет...спор не закончится...инфа 100%...они предъявят альтернативную калькуляцию, которая будет включать еще 100+ всяких расходов...именно так уже давно делают энергетики, коммунальщики, газовики, железнодорожники и т.д....кароче ВСЕ...потому как норма прибыли в 100% даже сейчас считается издевательски малой.
Также слышал (правда не знаю на сколько это корректно), что уже идет торговля российскими правами для иностранных граждан. Средняя стоимость в Челябинске - 100 тыс. руб.
В таблице смутило, что средняя протяженность поездки - 2км. Если поставить 4 км. - прибыль падает в разы. При средней протяженности поездки в 5 км. согласно таблице - перевозки становятся убыточными(((. Как-то странно, так-как мне средняя протяженность поездки в 2 км. кажется заниженной. В остальном - здоровская табличка)
Весьма давно, когда я иногда тусил в Воронеже, то был поражен ценами на маршрутки. Наши маршрутчики также плакались о нерентабельности и цены были везде по 10 рублей и какие то маршруты по 14 рублей. В Воронеже были такие цена: за проезд в муниципальной маршрутке, надо было отдать 3 рубля. Я был офигевший от такой цены. И ВНИМАНИЕ! когда подъехала коммерческая частная маршрутка, о чем предупреждала пенсионеров (пенсам были льготы в муниципальных) большая табличка, я остался стоять с разинутым ртом и не поехал. Потому что вчитывался в ценник: 4 рубля 50 копеек стоила поездка с частником. Давненько там не был но думаю сейчас разница поди та же самая. Так что у наших маршрутчиков есть налицо сговор и желание получать 500% рентабельности. Собственно как почти везде в России. А цифры у них бесполезно брать, они там включат и докажут что и полет на луну раз в полгода важен в этой отрасли.
Помню наоборот, когда только-только появлялись маршрутки в Че, были в том числе и "муниципальные". У "муниципальных" ценник очень завышен был, у частников потом сильно дешевле стало.
Ну я к тому что там вообще были маршрутки дешевле. 4.50 против 10-14 рублей. Надо бы посравнивать в других городах разных. Бензин везде почти одинаково стоит. И кстати бенза вполне возможна более дешевая. Потому что крупные компании могут затариваться оптом и потом разливать своим дешевле, что собственно они и делают. Да и бенз бывает могут брать весьма стремный но зато и весьма дешевый. Я как то заправлялся на такой оптовой заправке автотранспортной компании, так там был не бенз а смесь скипидара с растворителем, проедала резину в момент а машина не могла нормальную мощность развить.
Это лечится конкуренцией, дешевыми кредитами, ну и желательно низкой инфляцией - хотя все три параметра отчасти связаны.
В некоторых отраслях - Да! Но в большинстве инфраструктурных отраслей - НЕТ....т.к. просто не может например к дому подходить 4-5 разных труб с горячей водой или отоплением...эт просто нереально...какая нах в таком случае конкуренция, мне не понятно...узко мыслите, товарисч..
Более того, большинство представителей данных отраслей - компании со значительным участием государства.
Тут видимо имеется ввиду, что нужно продать нахер гос. пакеты этих компаний и там тут же начнется рай...я даже не буду тратить время на опровержение этого и без того абсурдного утверждения, позволю тебе самому найти это опровержение...
У меня знакомый занимается маршрутками. Два года назад у него было штук 10 газелей. В это году осталось 2 или 3 остальные сменил на дизельные пежо или аналоги. За последние 2 года он отгрохал коттедж , купил 3 машины новых : ТЛК200 ТКЛ прадо, Мазда 6, купил несколько квартир. Не любитель считать чужие деньги, но слухи об убыточности маршруток - преувеличены)
я предлагаю вам постараться активировать мозг и понять, как можно в имеющейся ситуации обеспечить конкуренцию...на весь Челябинск всего 3 ТЭЦ и несколько пиковых котельных, все ТЭЦ принадлежат Фортуму...пиковые котельные по разному...вот как в этих условиях что все ТЭЦ принадлежат фортуму обеспечить конкуренцию??? Или отобрать предлагаете??? Тогда и вашу машину и квартиру я считаю возможным отобрать в пользу нуждающихся...частная собственность она такая частная...или в коммунизм???
Мозг Активирован. Фортум не продает энергию и тепло в розницу. это делаеся на оптовом рынке ФОРЭМ. соответственно, крупные потребители закупают ресурсы на этом рынке и пользуют или перепродают. Только нет возможности выйти н рынок небольшим компаниям, которые как энергосбыт, закупали бы энергию н рынке и продавали бы в розницу. Влидимир, прошу, если вы не в курсе некоторых вещей, сначала изучите мат. часть, а затем пишите про коммунизм.
Ок. про коммунизм забыли...но всё остальное ж просто подтверждает мои слова...вы пишите, что розницей занимаются другие компании (не фортум), так я этого и не отрицал...вы говорите, что пустив туда мелкие компании повысится конкуренция и снизится цена...но я снова вопрошаю КАК??? Мелкие компашки наваривают свой процент...монополист как был так и остался...он какие хочет цены такие и ставит...что изменит приход мелких компаний??? Или просто ВАМ лично это было бы выгодно??? Так что не надо про мат. часть...смысловая основа у этого процесса вполне понятна....я снова утверждаю, что никакая конкуренция в сфере ЖКХ невозможна....возможно лишь жесткое регулирование при условии возвращения всего этого хозяйства государству...я уверен, что у России достаточно рычагов, чтобы сначала уронить стоимость акций фортума до ноля, а потом скупить 51%....я вижу выход только в этом...