С месяц назад я получил письмо от юриста, который ведет дело клиента, серьезно пострадавшего в ДТП. По мнению юриста, причиной травм послужила нераскрывшаяся подушка безопасности.
Сценарий аварии был типичным: под автомобиль Toyota Corolla с тремя взрослыми и ребенком на борту со второстепенной дороги выехал Volvo XC90 под управлением пьяного водителя. Скорость Toyota была порядка 87 км/час, и повреждения в результате удара вы видите на фотографиях.
Toyota была куплена у московского дилера, компании «Рольф», с которой истец пытается отсудить стоимость автомобиля, а также компенсацию морального ущерба. Дело рассматривается в миасском суде.
Я углубился в присланные документы, в частности, заключение эксперта. Тот констатировал, что подушки безопасности действительно не раскрылись, хотя, по его оценкам, должны были. В частности, эксперт ссылается на тесты EuroNCAP, руководство по эксплуатации и сайт компании Toyota, делая вывод, что при скорости выше 20-30 км/час подушки обязаны раскрываться в любом случае. Далее эксперт приходит к заключению, что эксплуатация автомобиля с неисправными подушками является небезопасной.
Должен заметить, что юрист передал мне не полный пакет документов, а только заключение эксперта и несколько определений суда, который отказался удовлетворять исковые заявления истца. Схемы ДТП я не видел, поэтому могу судить только по описаниям самого юриста.
Между тем, в одном из присланных мне релизов встретилась фраза: «Ввиду того, что удар пришелся спереди и слева по ходу движения автомобиля (т.е. со стороны водителя), передняя панель авто, гораздо сильнее продвинута вперед со стороны водителя, чем переднего пассажира. От удара же водителя выбросило из автомобиля. Можно сделать вывод о том, что если бы водителя не выбросило из автомобиля в момент удара, его бы просто раздавило приборной панелью. И все потому, что подушка безопасности не развернулась!»
Я уточнил у обратившегося ко мне человека, был ли пристегнут водитель, и ответ был таким:
«Артем, здравствуйте! Судя по всему, водитель не был пристегнут. Это его и спасло))»
После этого мой энтузиазм писать об этом на autochel.ru несколько иссяк, и хотя юрист не согласится с моей позицией, но я считаю, что прежде чем обвинять производителя в неработающей системе безопасности, нужно выполнить все условия, при которых эта система безопасности должна работать. Пользование ремнями безопасности — одно из важнейших условий.
Эксперт ссылается на сайт Toyota, но не приводит следующую фразу (я использую англоязычную версию сайта, чтобы избежать «трудностей перевода»): «Система подушек безопасности SRS спроектирована, чтобы дополнять ремни безопасности и улучшать защиту обитателей салона при определенных видах столкновения».
Фактически, в любом современном автомобиле вся настройка систем безопасности осуществляется таким образом, чтобы максимально защитить пристегнутого водителя или пассажира. Во время аварии ремень воспринимает львиную долю нагрузок и позиционирует седоков таким образом, чтобы выстрел подушки безопасности не нанес тяжелые травмы (были прецеденты, когда непристегнутый человек получал переломы шейных отделов позвоночника от сработавшей подушки безопасности).
Вообще важность подушек безопасности несколько преувеличена маркетинговой линзой, которая создала у многих иллюзию, что подушки, во-первых, крайне эффективны при любых типах ДТП, во-вторых, будто они заменяют ремни безопасности. Так вот, все это чушь: в реальных крэшах подушки являются лишь одним из десятка факторов, которые снижают вероятность (но ничего не гарантируют) последствий. В случае с водителем фронтальная подушка позволяет избежать травм лица и грудной клетки из-за удара об руль, но в любом случае основную работу выполняет ремень безопасности. Именно ремни не дают седокам отправиться в «свободный полет», калечась самим и попутно добивая остальных пассажиров. Если в Toyota действительно были непристегнутые обитатели салона, как минимум, этот фактор должен рассматриваться в качестве одной из причин получения тяжелых травм. Гипотеза, что водитель спасся лишь благодаря "катапультированию" из машины, нуждается в тщательном анализе: не исключено, что пристегнутый человек получил бы заметно меньшие травмы, оставаясь на своем месте.
К слову, эксперт, сделавший заключение о неработоспособности подушек безопасности, утверждает, что водитель и передний пассажир были пристегнуты — этот вывод сделан им по наличию затяжек на ремнях безопасности, природа появления которых непонятна (возможно, даже при непристегнутых седоках сработал преднатяжитель). Между тем, обратившийся ко мне юрист не скрывает, что как минимум водитель пристегнут не был, что не добавляет очков эксперту.
Впрочем, остается открытым вопрос, почему все-таки подушка безопасности не сработала? Одно время в российских СМИ активно муссировалась версия, что для исключения травм при легких ДТП в современных автомобилях подушки безопасности отключаются, если не пристегнуты соответствующие седоки. Ни в одном из заслуживающих доверия источников я не нашел указаний, что это так, хотя практически все производители указывают на вспомогательную функцию подушек относительно ремня безопасности.
Нужно понимать и такую вещь: подушка безопасности не обязана раскрываться при любых типах ДТП, и условия ее срабатывания определяются на основе анализа данных с нескольких датчиков, установленных в машине. Компьютер учитывает интенсивность удара и его направление, чтобы активировать нужные набор подушек (в дорогих машинах их количество может достигать 10-12 единиц). По сути, вывод можно делать лишь в случае, если достоверно известны значения перегрузок в момент удара и его точное направление. Эти данные нужно сравнивать с критериями, при которых «тойотовская» система безопасности SRS должна активировать подушки. Ничего этого сделано не было, и эксперт, по сути, исходил лишь из скорости столкновения.
Между тем на том же сайте Toyota есть схема, описывающая алгоритм срабатывания подушек при фронтальном ударе. Если читать мелкий шрифт, там указано, что подушки раскрываются при скорости более 20-30 км/час, однако скорость может меняться в зависимости от типа автомобиля и оппонента. Также указано, что данные критерии распространяются на объект, который не меняется и не двигается (тогда как Volvo XC90 и менялся, и двигался). Наконец, указаны углы до 30 градусов, при которых столкновение считается фронтальным. Не имея схемы ДТП, сложно судить о характере первоначального удара, но по снимкам складывается впечатление, что удар был под углом и, возможно, по касательной. Также ничего не сказано о скорости в момент удара, и непонятно, пытался ли водитель Toyota тормозить перед столкновением.
Другими словами, набор данных, которые анализировал эксперт, на мой взгляд, недостаточен, чтобы веско судить о том, должны ли сработать подушки или нет. Еще раз подчеркну, что они срабатывают, когда система «уверена» в том, что это принесет пользу. Изрядная деформация передней части кузова, например, говорит о том, что деформируемые зоны автомобиля поглощали энергию, и, возможно, этого оказалось достаточно, чтобы перегрузки не превысили критичных уровней.
Впрочем, не исключен и вариант, что подушки действительно не сработали. Скандалы с нераскрывшимися подушками безопасности происходят регулярно и затрагивают практически всех крупных производителей. Так, недавно крупный отзыв объявил в США и Канаде Volkswagen: подушки безопасности в ряде случаев не срабатывали из-за загрязнения контактов.
К слову, вот что отвечал специалист Volkswagen of America Ларри Вест на вопрос о неработающих подушках: «Правило, которое должен иметь в виду каждый клиент, таково: подушки безопасности являются вспомогательной системой. Они спроектированы, чтобы замедлить вас, но они не спроектированы, чтобы выполнять всю работу. Ремень безопасности также должен работать. На самом деле, подушки безопасности спроектированы, чтобы защитить потребителя от фатальных или близких к ним повреждений. Если речь о ДТП «по железу», не стоит ожидать, что подушки безопасности сработают».
В Штатах, к слову, помимо VW отзыв коснулся автомобилей еще семи производителей: в данном случае, подводит массовая унификация. Разные марки используют оборудование одних поставщиков, и если оно имеет дефект, проблема умножается на тираж.
Так, самый крупный отзыв из-за подушек безопасности случился в прошлом году: под него попало 30 млн автомобилей 10 разных производителей. Все они использовали подушки безопасности Takata, которые, как выяснилось, при срабатывании могли взрываться, убивая или раня седоков осколками металлического картриджа.
Короче говоря, даже если вы владеете автомобилем с максимальным рейтингом безопасности и полным комплектом подушек, не нужно думать, что он способен спасти вас в любом типе ДТП. Сценариев аварий слишком много, чтобы инженеры могли обеспечить стопроцентную эффективность всего оркестра средств безопасности в каждом случае. Кроме того, системы безопасности, как и автомобиль вообще, могу ломаться и выходить из строя от старости. Тем более наивно ожидать, что машина спасет вас, если вы пренебрегаете даже такой мелочью, как ремень безопасности.
Как бы далеко не продвинулся прогресс, главным элементом системы безопасности остается человек.
|