2 февраля у меня двойная дата: пять лет работы на autochel.ru (кстати, тогда тоже был четверг), и 7
лет в роли автомобильного журналиста. Начало февраля вообще очень популярное
время для смены работы, ибо мысль что-то улучшить в жизни накатывает обычно под
Новый Год, январь проходит в согласованиях, а с февраля – полный вперед. Два
года назад к нам пришла Марина Костюченко, корреспондент autochel.ru, три года назад – Светлана Первакова
(ее предшественница), четыре года назад – Мария Шраменко (предшественница Светланы).
До начала 2005 года я стремился стать автомобильным
инженером, но в процессе защиты диссертации вдруг понял, что путь этот в
некотором смысле тупиковый. Мой друг Илья Костик работал тогда в журнале «За рулем-Челябинск», и предложил мне попробовать. Относительно
моих амбиций работа в местной газете, пусть даже автомобильной, выглядела
дауншифтингом, внутренне я сопротивлялся такому решению, но других вариантов на
тот момент не было. Продавать и делать что-то своими руками я не умел, поэтому
согласился, рассчитывая поработать немного и стать великим в какой-то другой
области.
Первое интерьвю для "За рулем". "Почему вы решили купить Chevrolet Viva?"
Но мне понравилось. Работа в «За рулем-Челябинск» была
относительно несложной: за две недели нам нужно было заполнить не более 8 полос
(страниц) издания, что соответствовало примерно 2-3 статьям и пяти мелким
новостям.
Типичный герой "За рулем-Челябинск" в 2005 году
Писать было особенно не о чем. Тестовых машин тогда почти не
было, и нас никто не знал. Поэтому мы разрабатывали тему тюнинга и автоспорта,
рыская по городу в поисках необычных машин. Нас выручали владельцы «восьмерок»
и «девяток», вкладывавшие в их доработку тройную стоимость новой машины.
Ничем, кроме жутковатого бампера, этот Vitz не примечателен
Поводом для статьи
могла стать аэрография, нестандартный бампер или удивительная история
автомобиля (чаще всего, придуманная владельцем). Так я узнал первый принцип
журналистики: ничто так не вдохновляет, как отсутствие фактов.
Попробуйте написать 3000 знаков про эту машину :)
Работа мне понравилась, потому что не была рутинной, и
несмотря на отсутствие журналистского образования, получалась. После многочисленных
зуботычек от зарулевского редактора по фамилии Козлов, я стал получать от него
похвалы, что вселило некоторую уверенность. Козлов спрашивал: «Что вы имели в
виду под «частоколом тумблеров на передней панели»? Вы вообще частокол видели? Я скрипел зубами и правил «частокол» на «шеренгу».
Со временем я научился угадывать, что понравится Козлову, а что он отстебает.
За этой "Маздой" мы гонялись полгода
Я узнал много новых слов: лидер-абзац, кегль, подвал,
верстка, а также кое-что непечатное из советов Козлова.
Летом 2005 года у меня появилась машина – ВАЗ-2106. До этого
я не водил, хотя права имел. 18 июля мы приехали в «Планету Авто» на тест-драйв
нового Ford C-Max. Менеджер церемонно
переписал с моих прав дату выдачи и благодаря 8-летнему стажу доверил мне ключи.
На самом деле мой стаж составлял 3 дня, 6 часов и 18 минут. Тест-драйв прошел по территории трех улиц и
покрыл расстояние в 4.2 километра.
Первый тест-драйв. Менеджер переписывает данные прав в доверенность.
В 2006 году дела пошли лучше: тест-драйвы стали более
регулярными, правда, в основном китайских машин, часто без страховок,
техосмотра и номеров. Мы поездили на
всех мыслимых BYD, Great Wall, Chery, а иранский Samand казался весьма
современным автомобилем.
На Great Wall в Миассе
Потом я ушел на autochel.ru,
и это была захватывающая перспектива. Я был очень возбужден, потому что на фоне
3-тысячного тиража «За Рулем-Челябинск» раз в две недели autochel.ru с его 5000 посетителей в сутки
казался полноценным СМИ (сейчас около 50 тысяч). К тому же, его знали все дилеры города, и
гораздо охотнее шли на контакт.
В «За рулем-Челябинск» жизнь было спокойней, а ответственности
почти никакой, зато на autochel.ru я сразу ощутил командный
дух и азарт прыгнуть выше головы.
Организация работы на 74.ru была заметно лучше, чем в «За рулем», ибо для своего
учредителя, газеты «Ва-Банкъ», последний был второстепенным и малоприбыльным проектом.
Соответственно, редакция занималась и поиском рекламодателей (безуспешно), и доставкой номеров в «Роспечать», и вывозом списания, и даже
рисованием баннера «За рулем» на бетонных блоках «Трассы 74». Первые месяцы
работы на autochel.ru меня поражал строгая
упорядоченность процесса: рекламу собирают одни люди, выставляют статьи –
другие, раскручивают проект – третьи. И никакого списания! Попадались на тест и оригинальные автомобили
В отличие от газеты, здесь нельзя было расслабляться ни на
секунду: новость – каждый день, сводка – каждый день, статья – раз в неделю.
Этот ритм выматывал и вдохновлял одновременно. Проходил день, я укладывался в
нормы, и это доставляло большое удовольствие.
Радикальное отличие Интернет-издания от печатного СМИ – в
интерактиве. В журнале ты должен понравиться двум редакторам, а статья выходит примерно
через месяц после написания, когда ты забыл про нее. Это расхолаживает, потому
что подстроиться под двух людей сравнительно просто. Мнение же конечного
потребителя – читателя – ты почти не знаешь. Кстати, многие самоуверенные
газетные журналисты порой обламывают рога в Интернет-изданиях, поскольку не
привыкли к ушату помоев, которые на них могут вылить. Они очень бесятся, когда безымянные
тролли указывают им, что делать, да еще в панибратской форме. Но это Интернет,
детка )) Трак-триаловские грузовики "Урал" (мы с Ильей Костиком, редактором ЗР-Члб)
Я же дал себе установку не впадать в отчаяние от каждой
критики (не всегда помогало, но я старался), и вообще обнаружил отзывы весьма
ценным ориентиром для автора. В конце концов, если ты такая свободная птица и
пишешь только для самого себя – пиши в стол, а если уж публикуешь – учитывай мнение
читателей, тем более, всегда есть тот, кто "укрепит и направит", как в одном анекдоте.
Разве это не драйв?
Работа в «За рулем» была драйвовой, на autochel.ru этот драйв усилился раз в десять. Ты постоянно
кипишь от идей, пытаешься сделать то, чего не делал раньше, почти не ограничен
в способе реализации своих замыслов. В 2008 году нам стали доверять автомобили
на многодневные тест-драйвы (первым снова был Ford Focus), тогда же начались заграничные
командировки, появилась корреспондентка сайта Маша Шраменко, которая привнесла умение
находить краеугольные истории и лихо их раскручивать.
Первый многодневный тест. После "шестерки" - ощущение космолета
Поначалу, еще в «зарулевские» времена, я имел смутную
надежду уехать в Москву и устроиться в какое-нибудь федеральное издание. Потом понял,
что не хочу этого. В конце концов, чем быть тридцать шестой скрипкой в Москве,
не лучше ли попытаться сделать что-нибудь достойное здесь? Интернет не имеет четких
географических границ, поэтому я не вижу причин, почему autochel.ru в один день не превратится в
федеральное СМИ. Можно поехать туда и получить то же самое в готовом виде, сделанное
другими людьми, и стать фунционером в отлаженном механизме. А можно создавать
те же возможности здесь, с помощью людей, которые здесь живут, работают и хотя
того же. И пока эти возможности есть, Москву я недолюбливаю.
В конечном счете, драйв от работы журналиста измеряется не только размахом аудитории и даже не престижем издания, а тем, прет ли тебя от того, что ты делаешь, и нравятся ли тебе люди, с которыми ты общаешься по обе стороны монитора. И еще от зарплаты.
Семь лет назад я любил ночные гонки
Говорят, человеческая
жизнь состоит из 7-летних циклов. Наверное, поэтому с февраля этого года моя
работа немного изменится – будут новые
цели, и новые сложности (все это будет с autochel.ru, но в несколько ином качестве). Посмотрим, куда приведут следующие
7 лет. Я рад, что вы со мной. Спасибо.
|