Я даже не знаю, как к этому относится. С одной стороны –
грубейшее нарушение корпоративного этикета. С другой, чувствуется, - накипело.
Оксана Косаченко, менеджер пилота «Формулы 1» Виталия Петрова, публично
раскритиковала руководство Lotus Renault F1, и
сделала это в достаточно резкой, я бы даже сказал, обидной форме в эфире радио «Маяк»
(стенограмма весьма любопытного интервью здесь).
Недовольство Оксаны, собственно, вызывала критика
руководителем Lotus Renault
Эриком Булье самого Виталия Петрова и других пилотов «Лотуса». В частности,
Косаченко сказала следующее:
«…тут дают микрофон
Эрику Буллье, и он давай их всех по полной программе там выкладывать. Мне
кажется, это недостатки коммуникационного поведения или воспитания человека,
который позволяет себе это делать. На мой взгляд, нельзя выносить сор из избы […]
Может быть, это такой своеобразный французский шарм, но, честно говоря, он
очень, знаете, надоедает, он становится назойливым»
«…каждый раз, после
каждого интервью я бегу с этим листочком, трясусь, врываюсь в кабинеты
Буллье... Это, на самом деле, уже становится смешно. И поэтому я тоже очень
корректно долгое время терпела, терпела, терпела, я не Виталик Петров, меня
очень тяжело как бы запереть в чужие мысли, поэтому я высказываю то, что я
считаю нужным. Я считаю, что господин Буллье позволяет себе то, что он не
вправе себе позволить хотя бы по одной простой причине: он не идеален».
И далее в ответе на вопрос, почему Петрову не платят зарплату:
«Слушай, у нас очень
жадная команда, у нас французский руководитель, о чем вы говорите? Я думаю, что
уровень зарплаты у гонщиков, теперешних гонщиков Lotus Renault GP, он даже ниже
уровня того, что платят «Марусе Вирджин».
Даже если все хреново, выражать эмоции на публике принято вот так (Петров и Булье)
Я уверен, что не только Оксана Косаченко, но человек из мира Ф1 по несколько раз за сезон
говорит нечто подобное. Разница в том, что все делают это либо мысленно, либо
за закрытыми дверями без свидетелей. Что же касается публичных выступлений, «Формула
1» больше похоже на Советский Союз, где каждая фраза обезвожена и
выверена. Поэтому большинство интервью с гонщиками кажутся такими предсказуемыми
и заунывными. Пилоты могут столкнуться на трассе, крикнуть в шлем «Куда ты, хрен
собачий, лезешь!», но в пост-финишном интервью мы прочитаем: «К сожалению,
соперник не вполне корректно оценил состояние трассы, что привело к столкновению…» А если журналисты попытаются спровоцировать: "Ну вы же, наверное, страшно разозлились?", то ответ будет: "Это досадно, но это гонки". Даже если на трассу будет падать метеорит, люди "Формулы 1" найдут силы сказать: "Такова жизнь..."
Оксана же не просто выплеснула эмоции, складывается
впечатление, будто она намеренно привлекала внимание Эрика Булье с некой целью,
скажем, изменить его отношение к Петрову. Получится ли?
Дать Петрову однозначную оценку с позиции руководства
команды весьма сложно. Первый сезон он провел не безнадежно, но крайне нестабильно.
Новый сезон начал блестяще с подиума, но потом покатился по наклонной вместе с
командой. В результате дошло до того, что в последних Гран-При он никак не
может попасть даже в десятку.
Изменилось и отношение со стороны Булье. В прошлом году он
не раз защищал новобранца, твердя что-то вроде «ему нужно время…» Но после тяжелой
аварии Роберта Кубицы, когда «Лотус» потерял своего фаворита, Булье стал
сварливым. Видимо, француз решил, что мягкое отношение
расслабляет пилота и он лучше работает в условиях прессинга. Даже в день, когда Виталий завоевал своей
первый подиум, вместе с похвалой Булье добавил: «… могло бы быть и лучше…»,
намекая, что Кубица бы ту гонку выиграл.
А уж когда результаты снизились, критика стала постоянной. Правда,
Булье не делает из Петрова козла отпущения, в равной степени наезжая и на
других пилотов. Хайдфельда он вообще уволил в середине сезона, а Бруно Сенну,
который выступает, в целом, нормально, также пощипывает в интервью – мол, пока
не очень… Может быть, Оксана взбалмошная, но ради своего пилота готова говорить с кем угодно
Оксана Косаченко поведала, что подобное отношение очень
сильно сказывается на Петрове, демотивирует его. В оправдание Виталию можно заметить, что выступает
он неплохо: в первой части сезона выигрывал в квалификациях у Ника Хайдфельда,
а во второй страдает вместе со всей командой из-за ее неспособности
совершенствовать машину по ходу чемпионата (отсутствие технического прогресса
признают и боссы «Лотус Рено»).
И в этом смысле Оксану я понимаю: задолбало, наверное, после
каждого Гран-При читать завуалированные намеки на то, что твой подопечный лузер, когда вина лежит на всех.
Тем более, иной раз Виталий проигрывает из-за неудачного выбора тактики, а это
уже зона ответственности команды. В результате, после хорошей квалификации
россиянин откатывается назад в гонке, например, потому что слишком долго едет
на неправильной резине.
В общем, Оксана разозлилась и вылила на Эрика ушат помоев.
Думаю, я бы тоже мог сделать нечто подобное. Как пел Высоцкий «…я не люблю
уверенности сытой, уж лучше пусть откажут тормоза…»
Но знаете, даже если бы сделал – потом бы жалел. И выходка
Оксаны, если честно, выглядит скорее эмоциональным поступком, чем
целесообразным. Более того, она может и
вовсе испортить пилоту карьеру.
Момент триумфа - подиум в Австралии
Ведь Булье можно понять. Он потерял Кубицу на целый сезон, а
может быть, и навсегда – первые тесты поляка откладываются месяц за месяцев.
Домокловым мечом над Булье висит задача найти адекватную замену Кубице, и в
начале сезона, скрепя сердце, на эту роль он назначил Петрова. Но хоть я и
поклонник Виталия, все же признаю, что на роль полноценного лидера он не тянет.
В данном случае даже неважно, что болид Lotus Renault едет все хуже и хуже. Пусть так,
но тот же Кубица умел выжать сто процентов из неблагоприятных ситуаций, а
Виталий все еще допускает мелкие досадные ошибки и в квалификациях, и в гонках.
Собственно, его прокол со сцеплением во
время пит-стопа на ГП Индии и стал поводом для большой свары между Булье и Косаченко.
Пока мне не встречалосьинтервью, в котором Булье критиковал бы
Петрова чересчур жестко, что потребовало бы столь острой реакции. Конечно,
может быть, где-то оно и существует, но официальные релизы, доступные массам,
содержат лишь сдержанное недовольство, вполне объяснимое в данной ситуации. В
своих рассуждениях Оксана апеллировала, что McLaren, дескать, не позволяет себе критиковать человека-аварию
Льюиса Хэмильтона, но это еще вопрос, выигрывает ли от этого Хэмильтон: по мне,
так его давно нужно раскритиковать и немного угомонить.
Слишком частые звонки родителям - один из поводов для критики Петрова Эриком Булье
Так что столь грубый
наезд на Булье со стороны Косаченко, сколь бы оправданным он не казался, выглядит,
скорее, бабской истерикой, чем конструктивной позицией. Булье сумел вернуть
бывшую Renault к жизни
после паршивых скандальных сезонов, и он же поверил в Виталия в начале 2010
года. И поэтому заслуживает уважения.
И коли у Оксаны и есть, что ему сказать, делать это лучше при закрытых дверях. Перченые факты в прямом эфире вряд ли добавят
Виталию скорости, а в «Формуле 1» только она имеет значение.
Статистика
В 17 прошедших Гран-При
Виталий попадал в очки семь раз (41%). В прошлом году Роберт Кубица попал в
очки в 15 гонках из 19 (79%). В среднем Виталий набирает 2 очка за гонку (2011),
Кубица – 7 очков (2010).
|