Мой сын сможет самостоятельно сесть за руль в 2027 году — тогда ему исполнится 18 лет. И осознание этого факта привело меня к выводу, что я отношусь к последнему поколению людей, которые водили автомобили без единого электронного помощника. А может быть, последним поколением, которое в принципе рулило самостоятельно.
Автопилот не появится внезапно, он будет вытравливать из нас водителей мало-помалу. Компьютеры уже почти избавили нас от контроля над машиной в критических ситуациях с помощью АБС и ESP, и уже скоро эти системы станут обязательными не только в развитых странах (там это произошло), но и в России. Соответственно, если в школах контраварии по старинке учат бороться с заносом и грамотно тормозить, то скоро эти умения станут чем-то вроде каллиграфии: прикольно, но бесполезно.
Дальше - больше. Например, популярность систем автопарковки растет лавинообразно. Мне пока сложно доверить такой интимный процесс железяке, и причин две: с одной стороны, за годы без автопилота я худо-бедно научился парковаться, с другой, я не всегда понимаю логику электронных мозгов и мне тревожно. Однако мой сын, для которого такой автопилот в его водительские годы станет нормой, скорее всего, забудет всю парковочную филигрань сразу после автошколы, как водители-автоматчики забывают о своих муках с педалью сцепления.
Всевозможные помощники и напоминалки в машинах раздражают меня, как комарьё. Я предпочитаю убедиться в отсутствие помех на соседней полосе визуально, а не по компасу электронного сонара, который то ли работает, то ли нет. Однако даже я признаю пользу парктроников, хотя лет десять назад, вероятно, хардовые шофёры считали эту опцию избыточной. Поэтому новому поколению электронные помощники будут казаться столь же естественным элементом, как тахометр. А тахометры исчезнут.
Моего сына очень забавляют машины с частичным автопилотом, которые сами трогаются и сами рулят (вроде Skoda Superb, Audi Q7 и Volvo XC90). Насколько помню, я в его годы напротив мечтал, чтобы к моменту моего взросления автомобили еще оставались механическими, и я успел порулить врукопашную. Получается, разница между нами — на фундаментальном уровне. Сотовый телефон, скайп, видеоигры и мультики по запросу являются для него таким же вечным явлением, как египетские пирамиды. Он не мыслит мира без электроники, и автомобиль, у которого из каждой дырки торчит многоядерный процессор, вызывает у него лишь восторг.
Скептики скажут, что к 2027 году мало что изменится, особенно в России. Мол, наши дети все еще будут рулить самостоятельно, потому что у нас нет разметки, а появление асфальта на дорогах носит сезонный характер.
Тем не менее, даже существующий объем электронных помощников достаточен, чтобы на дороге выжил водитель-овощ, который лет двадцать не прошел бы внутренний экзамен самой лояльной автошколы. Просто сегодня эти помощники есть в основном у дорогих машин, и их распространение не так очевидно. Но также было и с подушками безопасности, и с АБС, поэтому верьте на слово: через 11 лет средней паршивости иномарка будет иметь большую часть гаджетов, которым гордится нынешний Volvo XC90. А может быть, и больше. Основной задачей водителя будет целеуказание с помощью руля, остальное же доделает электроника. Езда превратится в подобие игры в бильярд, когда вам достаточно стукнуть по шару, а в лузу его закатит дружественный киборг.
Я не гарантирую появление полноценного автопилота к 2027 году, хотя все возможно. Современные системы распознают лишь отчетливые контуры, но в принципе, если по дорогам без разметки способен ездить человек, я не вижу непреодолимых препятствий для автопилота. Кроме того, если человек ориентируется по визуальным признакам, автопилоту доступна информация от электромагнитных излучателей (например, RFID-меток на объектах дорожной инфраструктуры и других авто), дальномеров, сонаров и прочих сенсоров, которые позволят видеть машину за углом и выходить на обгон только в самый безопасный момент. Я не исключаю, что автопилот в России появится раньше дорог.
Наверное, это неизбежность, и наверное, мой сын, если не займется серьезно автоспортом, не будет знать, что такое честный поединок с автомобилем. Более того, он вряд ли будет об этом переживать, как я не переживаю, что не застал эпоху пленочных фотоаппаратов и печатных машинок.
Но знаете что? Я все же рад, что успел порулить самостоятельно. И имею возможность делать это хотя бы следующие 10 лет.
|