В Москве очередной транспортный
коллапс, и я в очередной раз тихо радуюсь,
что судьба не забросила меня в столицу на ПМЖ.
На днях там зафиксировали пробку длиной
110 км, которая полностью блокировала МКАД и подъездные пути. Совсем нерадостный знак.
Одно дело, когда город встает в сильные
снегопады, но «сухая» пробка признак
того, что транспортная система
приближается к полной блокаде.
Провокаторов у мега-пробок несколько., в числе которых кортеж неизвестного
чиновника, возвращение людей из отпусков,
дорожные работы, канун первого сентября...
А что будет в день начала учебного года?
Москва занимает первое место в мире по
средней потере времени в пробке — 2.5
часа. Как-то я испытал прелесть Москвы
на себе, когда попытался выехать с МКАД
в сторону области в пятницу вечером.
20 км мы преодолевали около 4 часов, и
это были гадкие 4 часа: дышать выхлопными
газами противно, ехать с включенной
рециркуляцией — душно. Расслабиться
и получать удовольствие не выходит,
потому что один из рядов то и дело
останавливается из-за аварии или
поломки, и приходится искать лазейки
в соседних рядах. Москвичи относятся
к проблеме философски, но к третьему
часу стояния пошаливать нервишки
начинают и у них. А может, пропускать
здесь в принципе не принято, поэтому
приходится прокладывать путь внаглую
— просто совать нос в любой зазор
и "расклинивать" соседние машины. Стресса
добавляло и то, что ехали мы тогда на
«шестерке», двигатель которой постепенно
перегревался.
А ведь та пробка не была
чем-то экстраординарным. Сами москвичи
позже посмеялись над нашим рассказом, переполненным эмоциями и жуткими подробностями, ибо в пятницу вечером
ехать в замкадье на 5 км/час столь же
естественно, как ходить с такой скоростью
пешком.
Еще в то время, шесть лет
назад, многие предпочитали выдвигаться после полуночи. Недавно я спросил
родственников из Подмосковья, работает
ли такая схема сейчас, и оказалось, что
не всегда. То есть можно ехать из Москвы
в ночь с пятницы на субботу в точно
таком же режиме, на скорости 5 км/час.
Пару лет назад Citroen
проводил ночной тест-драйв, и меня
поразило, что в три часа ночи в центре
Москвы движение — примерно как в
Челябинске в 8.45 утра. То есть глобальных
пробок нет, но любители клубной жизни
громоздятся перед перекрестками в
несколько рядов.
К сожалению для москвичей,
им есть куда расти. Москва пока не
является самым пробковым городом мира,
например, одно из исследований ставит ее на 8 место. Полный рейтинг
выглядит вот так: Сан-Пауло,
Пекин, Брюссель, Париж, Варшава, Мехико,
Лос-Анджелес, Москва, Лондон, Нью-Дейли,
Нью-Йорк, Йоханнесбург, Бангкок,
Вашингтон, Вроцлав.
Практически все города в
списке являются столицами крупных
государств, кроме Лос-Анджелеса и
Вроцлава, которые также можно считать
столицами регионов. Так что проблемы
Москвы в некотором смысле закономерны,
но вряд ли кто-то хочет с этим мириться.
Чтобы было понятнее к чему
идет Москва, можно изучить историю ее
предшественников. В том же Сан-Пауло в
2008 году случилась пробка длиной 264 км
(Москве, впрочем, не так и далеко). Дошло
до того, что бразильский мегаполис стал
лидером среди столиц по количеству
вертолетов на олигархическую душу. В
2008 году в Пекине зафиксирован затор длиной около
100 км, который длился 10 дней. Автомобили,
угодившие в ловушку, двигались со
скоростью — внимание — полмили в сутки!
Проще говоря, «счастливцы» прожили 10
дней в пробке, вызванной несколькими
авариями и ремонтом дорог.
Разумеется, фундаментальная
причина любой пробки — чрезмерно
большое количество транспорта по
сравнению с пропускной способностью
дорожной сети. Коварство в том, что при
увеличении количества автомобилей
выше определенного предела ситуация
приобретает неустойчивый характер.
Ведь пробки имеют свойства разрастаться:
к примеру, произошла авария, растянулся "хвост", водители нервничают, совершают новые ДТП, затыкая улицу все
больше и больше. Так блокируются
поперечные направления и пробка растет
вширь. Для Москвы подобный сценарий —
не редкость.
Справляться с ситуацией
можно по-разному. Москва активно строит
новые развязки и КАДы — но это путь
дорогой, медленный, плюс не всегда
перспективный. Ибо из-за особенностей
планировки кое-где расширять улицы и
строить виадуки просто негде, а что
касается колец, то в Сан-Пауло их шесть,
но город стоит который год подряд.
Мобилизации ГИБДД, регулировка
светофоров, эвакуация автотрансопрта
— меры нужные, но, скорее, упреждающие.
По сути, остается одно —
каким-то образом ограничивать количество
транспорта. В Лондоне после мощных
дебатов в 2003 году ввели так называемые
Congestion Charges (поборы за
пробки) — по сути, плату за въезд в центр
города. Размер нехилый — 10 фунтов (500
рублей), при штрафе 60-180 фунтов за
неуплату. Забавно, что штраф в 120 фунтов
выписали Бараку Обаме, а в списке
должников-государств на втором месте
после США идет Россия — наши дипломаты
и туристы задолжали Лондону 4,4 миллиона
фунтов.
В Пекине в этом году разрешат
поставить на учет только 25 000 новых
автомобилей. В ряде стран, в том числе
Китае, используется схема четный/нечетный
номер: по соответствующим дням можно
ездить лишь автомобилям с определенными
комбинациями цифр. Понятно, что все
перечисленные схемы сопряжены с массой
сложностей, в том числе социально-политических.
А может, Москва пойдет своим путем?
Когда появилось предложение взимать
транспортный налог по показаниям
GPS/ГЛОНАСС-треккеров, я
подумал: быть может, законодатели
предполагают деление мегаполиса на
зоны с дифференцированной оплатой? В
зависимости от близости к центру,
нагруженности района и времени суток? Скажем, в центре
днем километр стоит пять рублей, вечером
— 2 рубля. За МКАД — 20 копеек днем и 5
копеек ночью.
По идее, это могло бы
мотивировать многих проезжать на
автомобиле только «дешевую» часть
пути, или вообще пересаживаться на
общественный транспорт.
И тут вырастает другая
проблема-колосс — наземный транспорт
в Москве по понятным причинам бесполезен,
а метро перегружено не меньше автодорог.
Я знаю, что москвичи смеются над нашей
провинциальной впечатлительностью,
но каждый раз, оказываясь в метро в
час-пик, я испытываю сильную депрессию,
граничащую с отчаяним.
Скоростной трамвай? В районе
«Останкино» я видел подобную конструкцию:
рельсы, водруженные на огромные пилоты
размером с трехэтажный дом, по которым
ходят редкие (раз в 10-15 минут) и медленные
трамваи. В отличие от метро, к остановке
нужно не спускаться на эскалаторе, а
подниматься пешочком по лестнице, и
народу, кроме меня, в тот день не было.
Так что затея выглядит классическим
распилом.
Чрезмерная автомобилизация
есть проявление другой проблемы —
чрезмерной концентрации населения. А
ее решить еще сложнее: в Москве жить не
запретишь.
Напоследок просится какой-то
обнадеживающий вывод, что, мол, все
плохо, но зато... Но вывода нет. Единственно,
я рад двум вещам: что я не мэр Москвы, и
что в нашем провинциальном Челябинске
дороги строятся на опережение. За это
снимаю перед нашими властями шляпу
(проблемы пешеходов — отдельная тема).
Москва.. как много в этом слове для сердца русского слилось.. Это тот город в который никогда не охота ехать и всегда охота оттуда уехать. И проезжая через "Проходную" Челябинска чувствовать радость возвращения в спокойный и тихий провинциальный Че. А пробки скоро будут в Москве на пешеходных тротуарах. На входах в метро это уже давно нормальное явление. Я был во всех европейских городах которые перечислены в исследование. Причём в Брюсселе был совсем недавно и там на мой взгляд намного лучше ситуация чем в том же Берлине которого в исследовании нет вообще почему-то. В Варшаве заторы на мой взгляд тоже из-за дорожной революции. Когда доведут стройки до конца будет нормально. Не совсем понимаю как туда попал Вроцлав. Проехать через многие европейские города намного тяжелее. Взять тот же Мюнхен с его отлаженной схемой дорожного движения. Утром и вечером мюнхенский МКАД забит не хуже московского.
Эх, накипело! Тупить на светофорах ежели поменьше будут, то и пропускная способность возрастет. А то плин зеленый горит секунд 15 а ты третьим стоишь и ощущение, что перед тобой там газету читают причем напару впереди стоящие. А некоторые светофоры (а ля российская/ленина) дольше и не горят. В общем рецепт Коту видится один - шустрее надо быть, а не спать за рулем. Ну а дороги конеш строить и расширять, но в меру не в плотную к окнам.
Ну Коот. Так стоят не потому что спят, а потому что перед этим с других направлений такие вот "шустрики" выезжают на КРАСНЫЙ (типа я стоял с поворотником - все уехали а я чО стоять буду ждать?...) ЗАПИРАЮТ перекрёсток!!! И вот теперь ВСЕ стоят ждут на зелёный, когда "шустрики" шустро освободять дорогу
Э нет, товарищ Odin! Енто отдельный случай! Кот счас именно про чистые перекрестки и засыпание на них! А то что запирают енто другое и таки да енто тоже бесит
Ну а про недавнию ситуацию в Москве тут лукавить не надо. Всё известно, почему стояли ВСЕ и что за такой "неизвествный чиновник" был. А было всё банально просто: ВВП поехал в какой-то подмосковный город. И перекрыли ради него ОДНОГО. При чем перекрыли не периодчно, а просто НА ВСЁ время пока он ездил туда-обратно. Это примерно с 16-00 до 20-00. На 4 ЧАСА полностью остановили движение на пути его кортежа, и все ждали. На ленте яндекс-пробок много было чего интересного, но потом таам всё почистили. Где-то в блогах вчера видел сохранённую ленту. Найду - выложу ссылку. Вот и всего делов то
Кот ну не все стартуют с лаунча :) я както давненько в одной книжке умнай про руление и педалирование :) вычитал интересную утопическую мысль :) если на светофоре все будут трогаться одновременно это сэкономит кучу времени тоесть вы стоите пятый в ряду и трогаетесь не когда тронулся четвертый а когда тронулся первый ну и так же 3 машины перед вами :)
Это был первый вопрос Кота после сдачи на права к более опытному водителю в лице отца. Типа а почему не все сразу? Ответ - утопия енто: реакция разная + не у всех обзор до светофора есть + кто-нить сломается и т.д. следовательно повышается шанс аварии, а тогда вааще кирдык
А вообще, как то слышал одно высказывание, по поводу мегаполисов, и пробок в частности.Передача была развернутая достаточно.Много вопросов там обсуждалось, начиная с техногенного шума(и как он влияет на здоровье, в том числе и психическое),заканчивая демографией. Так вот, высказывание было не просто от балды, а группа самых разных ученых выдала, что проблема именно в концентрации в одном месте. То есть город строится не вширь, а вверх. Отсюда все затыки и проблемы. Могу ошибиться, но помоему был приведен пример, какого то Американского города, который почти весь одноэтажный. Широкие улицы, большая протяженность города, многочисленные районы, но бочкоселедочного эффекта нет. А по факту у нас все наебарот. Деревни все поумирали, жители тянутся в город. С окраин городов, стараются перебраться ближе к центру.При всем при этом, демография то совсем не фонтан. Мне вот видится, что изначально проблема где то в этой плоскости. А вот кол-во авто, узкие дороги, не отлаженная система регулировки движения, отсутствие общ транспорта, это уже последствия. Важные, узловые, но последствия. В общем в деревню надо сваливать.
PS. Большинство жителей мегаполисов, ближе к выходным, стараются вырваться из города на волю, ближе к земле, к естественной среде обитания живого организма. Одна трабла только, решить проблему работы, и прочей инфраструктуры, именно в МАССОВОМ порядке, даже на уровне гос-ва, теперь будет крайне сложно. В каждом отдельном частном случае, решается наРАЗ.
Fртем а ты ничего не попутал? Вроде как 110 км - это рекордная пробка в Китае, а та что ты описывал? занимала 40 км. Кстати скока там общая длинна МКАДа?
МКАД вроде чуть меньше нашего кольца вокруг Челябинска. А вот - МКАД длиной 109 км. А у нас вроде 114км. Так как раз и говорили везед и писали, что мкад "замкнулся" в пробке
А про 40 км, так это вроде одна из пробок этого же дня просто на другой улице. вроде Ярославское шоссе было в пробке 40км плюс к мкаду - вот красота то
"Царь распорядился отпустить полки, а сам с Пуанкаре и царицей на одном из придворных автомобилей отбыл в Красносельский дворец. Следом двинулись автомобили со свитой. Громоздкие и неуклюжие машины, изготовленные на русско-балтийском заводе, нещадно дымили и рядом с элегантными заграничными выглядели топорными и безобразными. " Это в 1914 г было. Без малого сто лет, а мало что изменилось.
Вот тоже когда в москве на всю подобную котовасию посмотрел, то в очередной раз порадовался, что нашим пробкам до столичных еще ой как далеко. Домой вернулся - привет, тихий спокойный и просторный Челябинск
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]