Блог Артёма Краснова
Понедельник, 30.12.2024, 21:35

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2016 » Март » 16 » Мор вашему дому: пять вызовов новому президенту АвтоВАЗа
14:55
Мор вашему дому: пять вызовов новому президенту АвтоВАЗа

Николя Мор вступит в должность уже 4 апреля, и пока информация о нем ограничена чистеньким, как дневник первоклассника, профилем в деловых изданиях, а также редкими интервью (ничего лишнего, сплошной позитив и корпоративное рвение). Безусловно, судить о его перспективах на АвтоВАЗе пока сложно, но пусть господин Мор привыкает: у нас принято искать виноватых на самых ранних стадиях. А потому — вот мой список челленджей, с которыми столкнется сменщик Бу.

Сразу замечу, что послужной список Николя Мора весьма впечатляет: инженер и математик по образованию, он имеет управленческую степень МВА, а карьеру начинал в консалтинговой фирме, после чего поработал у видных поставщиков автопрома, Valeo и Faurecia.

В Renault с 2000 года он занимал руководящие посты, отвечая то за работу с поставщиками (в этом он похож на Бу Андерссона), то за корпоративное качество.

Основной завод Dacia находится близ румынского города Питешти и рассчитан на выпуск порядка 350 тысяч автомобилей в год. Помимо этого есть заводы в Морокко, и общий выпуск превышает полмиллиона автомобилей в год. Модели Dacia продаются как в Европе, так и в других странах мира: в Бразилии, ЮАР, на Ближнем Востоке и т.д. В России модели Dacia (Logan, Sandero, Duster) продаются под брендами Renault и Lada

С 2006 года Николя Мор возглавлял моторный завод Dacia в Румынии, который делал трансмиссии и двигатели для Logan и его соплатформенников. С 2014 года Мор руководит уже всей маркой Dacia, а заодно и полным спектром активностей Renault в Румынии.

Говоря проще, президентом АвтоВАЗа отныне будет махровый реношник.

Российская специфика

Впечатляющий опыт работы Николя Мора все же ограничен компаниями, работающими в западной системе координат. Румыния входит в Евросоюз, Dacia имеет исторические связи с Renault, а принадлежит ей уже 16 лет.

В России же — своя специфика, и, боюсь, эта специфика может обесценить опыт западного управленца, потому что 2+2 не всегда 4. Одно дело развивать налаженный корпоративный бизнес, другое дело прийти на АвтоВАЗ, который разросся, как кустарник позади старого дома. А срезать ветки при этом нельзя — только распутывать и удобрять.

Впрочем, для любого управленца местная специфика — это некие исходные данные, вроде карточного расклада, которые нужно иметь в виду. Кроме того, в Румынии господин Мор сталкивался с рядом похожих проблем, например, неразвитой дорожной инфраструктурой (мешало логистике) и необходимости прямой работы с властями страны для стимулирования авторынка.

И все же, сдается мне, если Dacia — это разновидность автомобильной пепсиколы, то есть продукт достаточно зрелый и унифицированный, то АвтоВАЗ — пока еще самогон. И национальное в нем настолько перевешивает корпоративное, что притирка Мора к АвтоВАЗу может занять время. Бу Андерссон после работы на ГАЗе был значительно более подготовленным.

Кризисные времена

В послужном списке Николя Мора нет работы в компаниях, попавших в затяжной кризис вместе с экономикой страны. Он не из тех, кто спасал «Титаник» от айсберга (хотя его босс, глава Renault-Nissan Карлос Гон — из тех).

К руководству моторным заводом Dacia француз приступил в момент бурного роста интереса к марке (Логану на тот момент было два года), и требовались не столько подвиги, сколько методичная и добросовестная работа управленца. Саму марку Dacia он возглавил, когда основные революции остались позади, модельный ряд сформировался и был значительно обновлен его предшественником.

Модельный ряд Dacia шире, чем российских аналогов, например, есть в нем минивэн Lodgy. Однако в период правления Николя Мора продуктовых революций у Dacia не было

Вероятно, его и берут на АвтоВАЗ с расчетом , что революционер-Андерссон сделал грязную работу, и отныне требуется лишь планомерное развитие завода и его смежников. Но сдается мне, что ни АвтоВАЗ, ни российская экономика не позволят почивать на лаврах и потребуют решительных, иногда противоречивых действий.

АвтоВАЗ полностью зациклен на внутреннем потреблении, тогда как Dacia 93% своих машин поставляет на экспорт, что защищает марку от колебаний спроса на отдельно взятых рынках. Над АвтоВАЗом же помимо прочего висит наследие дурной репутации, а чтобы победить его, нужны неожиданные и яркие ходы.

Вангую, что количество бессонных ночей для мсье Мора достигнет рекордного уровня.

Кадровая политика

Руководя Dacia, Николя Мор имел дело с забастовками рабочих (поэтому, говорят, он предпочитает роботов). Однако сама структура Dacia более компактна: например, при сравнимом с АвтоВАЗом объеме выпуска, количество сотрудников — в три раза меньше. В карьере Николя Мора не было ситуаций, когда экономика требует массовых увольнений, а руководство страны грозит предать за это анафеме.

Социальные аспекты деятельности президента АвтоВАЗа будет контролировать князь, посаженный российской стороной, и для наемного управленца такой надзиратель — та еще заноза в заднице. Да, на Западе есть профсоюзы, но их власть ограничена, а здесь интересы социума (и пригретого бизнеса) представлены акционерами и к тому же выпячены на волне увольнения Бу Андерссона.

Работа с поставщиками

Основная задача формулируется так — увеличение доли российских комплектующих в автомобилях Lada. Собственно, снижение этой доли стало формальной причиной увольнения Бу Андерссона, так что к работе с местными поставщиками Николя Мору придется отнестись с большой серьезностью. На его стороне опыт работы на соответствующих должностях в Renault, но с той же оговоркой — в рамках западной системы производства.

Одно из достижений Мора - открытие нового завода по производству трансмиссий в Румынии, который обеспечивает шестиступенчатыми коробками типа MT1/TL4 две дюжины моделей Renault и Nissan.

К чему привыкли управленцы, вроде Мора? Если поставщик не устраивает по любому из критериев (качество, цена, сроки поставки), мы уйдем к конкуренту. Скажем, амортизаторы выпускают с десяток серьезных компаний, и каждая из них счастлива услужить массовому автопроизводителю.

В России такой подход не прокатит. У АвтоВАЗа есть пул российских поставщиков, среди которых немало компаний из того же социально-напряженного Тольятти. Бу Андерссон пытался действовать западными методами, выбирая альтернативного поставщика в случае, если не устраивает основной. В итоге швед поплатился должностью.

Николя Мору придется избрать более изощренную тактику, и в чем она будет заключаться — вопрос. Либо ручная работа с придворными поставщиками, либо организация технопарка под западных компонетщиков, либо создание иллюзии без фактической локализации. Но задача явно нетривиальная, потому что в исходных данных содержится запрет на доступ ко всему многообразию забугорных поставщиков Renault. Для Мора это будет как строительство дома, когда есть молоток и доски, но нет гвоздей. Выкручивайся, как хочешь.

Поиск своего «Я»

Как я понимаю, долгосрочное выживание АвтоВАЗа зависит от того, найдет ли завод место в системе координат Renault и мирового автопрома вообще. Для Николя Мора, корпоративного самурая, самым легким путем станет максимальная интеграция АвтоВАЗа в производственный цикл Renault, что подразумевает унификацию всего и вся. Новый «Логан» на базе «Весты», новая «Гранта» на базе «Квида» и так далее. Думаю, что для него такой образ мысли наиболее естественный, к тому же, это укладывается в тренды мирового автопрома.

У Бу Андерссона был свой взгляд на вещи. Отдавая должное притязаниям Renault, как главного акционера, он все же считал продвижение бренда Lada и его продуктов чем-то вроде личного подвига (по крайней мере, такое впечатление сложилось у меня). В его концепции АвтоВАЗ был самостоятельным инженерным и производственным активом, который взаимодействовал с Renault там, где это было целесообразно. Но при этом швед умудрялся дистанцироваться от "папы", например, испытания «Весты» проходили на независимом полигоне, а не Renault или Dacia.

Стив Маттин - человек, заставивший нас поверить, что Lada может быть красивой. Его будущее пока выглядит безоблачным, как и судьба проекта Vesta

АвтоВАЗ можно превратить в сборочную площадку, а Lada — в суббренд, который отличается от основного лишь бюджетным позиционированием. А можно сделать предприятие, способное дать что-то новое даже материнской компании.

Какой курс изберет Николя Мор — пока неясно. Впрочем, та же Dacia под патронажем Renault самостоятельности не утратила, так что сохраняем оптимизм.

 

Категория: На злобу дня | Просмотров: 719 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: АвтоВАЗ | Рейтинг: 5.0/2


Всего комментариев: 12
1 Партизан  
Блин.... оскудела талантами Земля Русская... Опять пришлый, опять варяг.. Неужели свои все такие ленивые и тупые? Почему опять чужак? Горько осознавать, что признаем европейское превосходство... Где все наши Кулибины-Ломоносовы-Королевы-Курчатовы-Мичурины????

2 Ilia  
"Какой курс изберет Николя Мор — пока неясно. Впрочем..." ну курс за него уже выбрали, он всего лишь исполнитель, поэтому я остаюсь при своем, Мор или не Мор - без разницы, значимые решения не ему принимать. Главное что не у ростеха контроль.
Кстати, сдаётся мне, что Маттина скоро могут оптимизировать, свое дело сделал.

3 Артем_КРАСНОВ  
0
В данном случае полное повиновение установкам сверху - это тоже своего рода курс, и я согласен, что для Мора он может быть наиболее естественным.

4 Geram74  
ну тоже полагаю что Мор будет зажат теми границами которые ему нарисует ренониссан
очень вероятно что ренониссан сделает определенные уступки чемезову в виде изменения списка поставщиков

а вот по направлению движения ваза надо ждать, одни гадания
но только Бу у меня отложился положительно из всех
и наверное не только у меня

http://www.kolesa.ru/news....6-03-16

ну а эту статейку наверное видели все

http://www.kolesa.ru/article/avtovaz-dva-goda-spustja-2016-03-04

5 Артем_КРАСНОВ  
0
В авточеловой статье разместил голосовалку и поразился рейтингом Бу. Я извиняюсь, выше чем у Пу )))
Ожидал в этой статье засилия тазофобов, ан нет, напротив его деятельность большинство оценивает, скорее, положительно. Понятно, что мы все тут дилетанты, но как минимум в имиджевом плане Бу здорово продвинул АвтоВАЗ.
У дилеров спрашивал - хотя он и нагрузил их новыми требованиями, оценивают в целом положительно.

"поразился рейтингом Бу. Я извиняюсь, выше чем у Пу"

Секрет прост. Бу пострадавший от чиновников хапуг и криворуких работников АвтоВаза. Не давал вороввать чинушам и т.д. Основной тезис каментов за несколько статей на авточеле именно такой.

А вообще, даже чисто визуально, смотришь на Бу и на Мора, и понимаешь, на смену харизме и огоньку пришло УГ и амёба. Мжет жестковато, но где то так на уровне ощущений.

ПыСы - лишь бы только Весту Кросс не запороли, и не сделали из нее в итоге Лоджию на Даче. Будет совсем печалько.

8 Артем_КРАСНОВ  
0
Чисто визуально такое же впечатление.
Но лучше уж Мор, чем какой-нибудь эффективный манагер из России со свитой родственников. Мору, быть может, сложно будет из-за его несколько чуждого менталитета, но управленец он опытный. И если предположить, что Бу в самом деле придал АвтоВАЗу новое ускорение, быть может, компетенций Мора вполне достаточно, чтобы этот вектор поддерживать.
Правда, в период правления Дачией он попытался креативить, но как-то странно. Собрал более сотни инженеров и дал им задачу построить автоматизированный вариант Дачии. Западная пресса шутила, что Дачия получит автопилот раньше, чем круиз-контроль.  ))

Ну если немного поконспиролджить, и предположить что Бу брали именно на роль бульдозера, расчистить авгиевы конюшни, взять на себя все сопутствующие помои, и в конце разыграть этот театр с "финансовым провалом поставленных задач" и громкой отставкой (чтоб успокоить волну недовольных), то получается что изначально + - было все это запланировано, и никакого аврала не случилось.

Тогда есть некоторая уверенность, что есть некая запланированная долгосрочная (среднесрочная) стратегия. Плохая/хорошая - другой вопрос. Но запланирована.

11 Geram74  
нууу, я читал такое мнение, но есть у меня пара но
- читал о Море, так он примерно тот же Бу, т.е. шило на мыло
- есть у меня ощущение, ничем не подтвержденное, что Бу то не сделал всего, что на него "возложили". там еще и сокращать, и оптимизировать и улучшать немеренно. Что Мор будет Бу2?

глуповато.

12 Артем_КРАСНОВ  
0
Цитата
есть у меня ощущение, ничем не подтвержденное, что Бу то не сделал всего, что на него "возложили". там еще и сокращать, и оптимизировать и
улучшать немеренно. Что Мор будет Бу2?
такое же ощущение

10 arinser  
Очень часто, прямо очень преочень, Товарищ с харизмой может создать предприятие, и настроить его. А работать в нем не будет. Не может. Скучно и неинтересно. Просто тухнет он на монотонной работе. А для постоянной работы нужна жаба. Монотонная и въедливая. Бу-прорыв и революция. Мор-ежедневная рутина.

6 Артем_КРАСНОВ  
0
Какой шикарный визуал у Колёс

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |