Почему любую проблему в России всегда решают в лоб самым
грубым, бесхитростным и неэффективным способом?
Слабую подготовку в автошколах Минобрнауки планирует устранить
введением дополнительных дисциплин, да в таком объеме, что не ровен час, вместе
с правами будут выдавать корочки кандидата наук. «Комерсант» опубликовал информацию
о новых программах обучения, которые пополнились курсами по физике, психологии
и социологии.
Смех начинает давить от одних названий курсов: «причины агрессии и враждебности у водителей», «влияние темперамента
на стиль вождения», «влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение
водителей», «гидроскольжение и аквапланирование шины», «силы и моменты,
действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном
движении», «склонность к рискованному поведению на дороге», «порядок работы и с
бортовым компьютером и навигационной системой», «устройство ДВС,
комбинированных моторов и гибридных силовых установок». Плюсом ко всему –
основы химмотологии, устройство разных типов трансмиссий и назначение и работа электронных
помощников: ESP, ABS и т.п.
В результате продолжительность
курса обучения увеличится со 106 часов до 212 часов, и я вижу лишь один плюс:
замедлится приток новых водителей и темпы роста автомобилизации. Может быть,
все сделано ради этого. Но в остальном – бред.
Нет, сами по себе дисциплины, может,
полезны для водителей. Каждую из них можно сделать темой для блогопоста. Но
научить им в рамках автошколы невозможно.
Первый и самый очевидный вопрос –
кто будет обучать? С институтских времен помню: все второстепенные курсы, вроде
политологии, социологии и тому подобному вели преподаватели-шарлатаны. Для
технических специальностей психология или история древних времен - это возможностью отдохнуть. Но ведь все они есть серьезные науки, просто для нас они не имели
практически применения. А потому слушались и читались одинаково –
никак. То же самое будет в автошколах: они просто не смогут найти достаточное
количество специалистов, а курсанты не будут мотивированы глубоко вникать в
нюансы влияния СМИ на поведение
водителей. В результате, если дисциплины и будут введены, лишь для галочки –
тут к гадалке не ходи.
Некоторые темы словно вписаны в
последний момент ради видимости прогресса. Ну на кой водителям знать порядок
работы с бортовым компьютером? Я не поверю, что кто-то не сможет с ним
разобраться, а если и так – значит, нафиг ему не нужен этот компьютер. И бог с
ним, на безопасность не влияет. С тем же успехом можно ввести курс обучения
ОС Android – думаю, современные водители
пользуются ей почаще, чем бортовым компьютером. Да и чему будут учить на этом курсе?
Как пять раз нажать на торцевую кнопку на подрулевом переключателе, чтобы
посмотреть дневной пробег и средний расход топлива?
А устройство гибридных силовых
установок? Сколько в России автошкол и сколько дипломированных специалистов,
способных внятно рассказать про гибриды? А почему бы заодно не добавить курс «Устройство
самолета СУ-27» - полагаю, для большинства водителей вероятность покупки
гибрида и «сушки» отличаются несильно. Устройство разных типов коробок
забудется через месяц после сдачи экзамена, потому что машины с вариатором, DSG
или гидромеханикой управляются совершенно одинаково, а починить их в поле даже
после прослушивания сего курса будет нереально.
В очередной раз властьимущие скачут по верхам, не желая вникать в суть явлений. Ну раз уж взялся
критиковать, придется предлагать что-то свое.
Думается вот что. Есть миллион
знаний, так или иначе полезных водителю: правильная посадка за рулем, влияние
оплетки руля на коэффициент сцепления потных ладоней, связь старых могильников с
зонами повышенной аварийности. Можно научить водителей пользоваться козырьком
от солнца (мало ли, молодые могут не знать), а также отличать спиртовую основу
омывайки по запаху. Многое из перечисленного придет с опытом.
Бессмысленно давать все эти
знания за несколько месяцев людям, которые еще не сидели за рулем (то есть не
представляют практической ценности многих аспектов) и большинство из которых – просто юзеры,
а не увлеченные автомобилисты. Я понятия не имею об устройстве компьютера, за которым работаю, и тем не менее пользуюсь им и меня пока не трахнуло током.
Единственное, что бы я добавил –
это углубленный курс изучения КоАП и УК в части статей, касающихся водителей, и
здесь же – изучение судебной практики и методологии расследования ДТП. Водители
должны знать ответственность уже на берегу. У меня впечатление, что п. 10.1
ПДД, который чаще других отправляет водителей в колонии, многими
интерпретируется как нечто академическое, не имеющее отношение к реальному
вождению. Все зубрят углы, при которых машина должна удерживаться на склоне при
затянутом ручнике, но не все знают, что сбитый насмерть пешеход вне перехода –
это все равно колония с вероятностью 80%.
Попутно - демонстрация фильмов-страшилок о вреде безалаберного вождения. Единственное, это должен быть талантливый, берущий за душу фильм, чтобы он породил такой подспудный страх перед тупорылой ездой, который долгие годы будет самой надежной системой помощи водителю.
С контраварией сложнее. Полезно
научить молодых водителей распознавать критические ситуации, а в случае
неизбежности – выпутываться из них. Экстренно тормозить, маневрировать,
бороться с заносами и сносами. Сюда же
отнесем упомянутые темы аквапланирования и электронных помощников.
Но есть крайне важный момент:
обучать этому нужно преимущественно на практике. Говорильня про то, в какую
сторону крутить руль во время заноса, для большинства курсанток (а они
доминируют в автошколах) – это как для нас отличие ситца от сатина. Они этого
не запомнят и не смогут применить на практике. Тем более, в обычной жизни
спровоцировать занос и не убиться – задача для искушенного водителя, а полигонов у
нас почти нет.
К тому же учить контраварии во
время первых «боевых вылетов» почти бессмысленно: человек только-только научился
трогаться, а мы бросим его в пекло заносов и экстренных торможений. Поэтому сей
курс я бы исключил из программы основной школы, но создал бы условия для развития
школ повышения водительского мастерства, в которые человек может придти через
год-два самостоятельной езды. Как его мотивировать к этому – отдельный вопрос,
но решаемый.
В курсе автошколы нужно оставить несколко простых правил, например, что на мокрой дороге нельзя ехать слишком быстро, а зимой нужно использовать зимнюю резину. Эти правила запоминаются сравнительно легко благодаря интуитивности, а уж будут ли они применяться - вопрос совершенно иной и от сложности курса не зависящий.
Многочисленные практические
знания, вроде порядка смены колеса, ежедневных проверок автомобиля, устройства и ремонта – вон из курса автошколы в принципе. Кому надо: найдет
способ это узнать, Интернет в помощь. Многим в принципе не надо. Поменять
колесо можно по звонку (и не обязательно мужу).
Да и потом, решают проблему
низкой подготовки курсантов, но в этом ли проблема? Или она в том, что даже полуобученный
курсант, попав на дороги, не чувствует дискомфорта до первой аварии, потому что
даже за грубые нарушения никто не штрафует, а изрядный процент водителей ездят
также, как он?
Низкая подготовка курсантов –
проблема дисциплинарного, не методологического характера.
|