Гвоздем программы первого дня ММАС-2012 стал новый концепт АвтоВАЗа Lada X-Ray, представленный главным дизайнером Стивом Маттиным.
Презентация АвтоВАЗа была назначена на 14.00, и я опоздал на пару минут – свободных мест уже не было. На карачках я прополз сквозь сплоченное кольцо треног и просто ног, потом пять минут искал место в партере под пшиканье задних рядов. Сегодня не было стенда, где бы ажиотаж достиг таких высот.
Сначала Игорь Комаров, генеральный директор АвтоВАЗа произнес торжественную речь, главная мысль которой – АвтоВАЗ оставил позади этап «Выживание» и приступил к развитию. Девушки сдернули покрывала с двух рестайлинговых «Калин», в которых вполне узнается прежняя модель, но «лицо» стало более актуальное и местами даже напоминает Volkswagen.
- Стив! Шикарный дизайн!
- Сам в шоке!
Комаров отступил назад и поманил журналистов рукой – кольцо сомкнулось перед цилиндрическим экраном, который поднялся и открыл Lada кроссовер X-Ray. Из кроссовера выбрался главный дизайнер АвтоВАЗа Стив Маттин и сказал несколько слов о машине: «Это кроссовер, но не обращайте внимание на тип кузова – в этом концепте отражена ДНК новых автомобилей «Лада», их новое лицо».
Мне концепт очень понравился. Во-первых, он выглядит актуальным, и если прежние работы АвтоВАЗа были либо страшные, либо отставшие на декаду, то теперь появился дизайн, достойный лучших концептов ММАС-2012. Во-вторых, получилось законченно: признаться, работы некоторых именитых концернов показались более эклектичными, вымученными, чем новая «Лада». В-третьих, концепт сделан с потрясающим внимание к качеству деталей: стоящие на стендах Laborghini не все выглядели так цельно.
Когда вспышки фотоаппаратов сделали сотню залпов, а Комаров и Маттин закончили позировать, я заметил, что Стив остался в странном одиночестве: с ним говорил лишь один немецкий журналист. Дождавшись очереди, я напал на господина Маттина.
Все-таки это прототип автомобиля или просто шоу-кар? «Больше шоу-кар. Сейчас главная задача – найти собственный, актуальный стиль, который мы сможем использовать в других моделях и создать неповторимое лицо марки «Лады», позволяющее узнавать ее даже без логотипа», - говорит Стив.
Что было главной сложностью? «Понимаете, когда я работал на «Вольво», было понятие шведский дизайн, была некоторая отправная точка. Была история дизайна и некое внутреннее чувство, с которым можно было сверяться – то ли ты делаешь. Когда я взялся за бренд «Лада», по сути, не было ничего. Но нужно было создать не просто новую, красивую оболочку, но некий образ, который бы ассоциировался у людей с привычной им маркой».
Дизайн получился дорогим, говорю. То есть на вид он достаточно сложен технологически, тогда как «Лада» - бренд бюджетный. Тут мне кажется, что Стив воспринимает вопрос с легкой досадой, вроде как критическое замечание.
«Хороший дизайн от плохого отличается не стоимостью штампов, а закоченностью линий, правильностью всех ракурсов, и хороший дизайн может быть недорогим – это тот случай. Конечно, серийная машина, даже кроссовер, не будет в точности вот такой, но в целом в этом концепте нет чего-то невыполнимого. Все эти подштамповки, хромирование – это не так дорого».
Тут я вспоминаю полукруглую выштамповку на двери бюджетного «Сандеро» и понимаю, о чем говорит мистер Маттин.
Стив Маттин и генеральный директор АвтоВАЗа Игорь Комаров
Принимали ли русские дизайнеры участие в разработке? «Да, несколько человек, но счету большую часть работы я выполнил самостоятельно».
Самостоятельно? Сколько это заняло? «Я работаю на АвтоВАЗ с октября прошлого года – примерно столько времени и понадобилось. Это была достаточно стрессовая работа, в очень сжатые сроки, без права на ошибку».
Он также говорит, что макет делала итальянская компания, к сожалению, я не уловил на слух ее название. Я спрашиваю, не чувствует ли Стив некой скованности, ведь у АвтоВАЗа дизайн никогда не был на первом месте, а потому и финансирование дизайнеров, наверное, не было особенно большим…
«О нет, нет, - протестует он. – Отныне все будет по-другому: теперь дизайн для нас становится приоритетным направлением. Суди сами, раньше завод никогда не работал более чем над одной машиной, а теперь мы разрабатываем фирменный стиль, создаем новые поколения следующих машин, делаем рестайлинги существующих. Пока у нас очень маленькая команда, но она будет расти до полноценного отдела, и дизайн-студия АвтоВАЗа будет располагаться в Москве».
Я благодарю Стива, но не даю никаких оценок его работе. В тот момент казалось, что это излишне: ведь он, известный дизайн, и без того знает свою цену. Но через некоторое время я вспомнил вдруг какое-то сдержанное волнение в лице Стива Маттина, может быть, даже легкую раздраженность, и вдруг подумал – а ведь он, наверное, волновался. Он хотел знать, какое впечатление производит его творение, потому что работа с АвтоВАЗом – это личный вызов для него. Думаю, ни в «Мерседесе», ни в «Вольво» его личный вклад в дизайн моделей не был так велик, как сейчас, и конечно, начиная с чистого листа, он не уверен. Впрочем, ладно: потом подошли еще какие-то иностранцы и сразу же высказались о работе очень тепло. Я в тот момент стоял и думал: приклей сюда шильдик Lexus, и поверят.
Пожалуй, дело за малым: чтобы АвтоВАЗ нашел силы достойно воплотить идеи Маттина в серийном металле. Ибо еще одна модель АвтоВАЗа – Nissan Almera – выглядит… кхм… я бы сказал, рестайлинговая «Калина» более убедительна. Я все понимаю – лоу-кост, экономия, но прав ведь Маттин – хороший дизайн от плохого отделяет не только цена. Или я слишком критичен?
Nissan Almera производства АвтоВАЗа
Андрей Винников принялся снимать «Алмеру», когда к ней подошли два человека и стали что-то изучать на втором ряду сидений. «Слышь, Артем, отгони вот этих двух», - попросил Андрей. «Я не знаю, кто второй, но один из них – это Франсуа Гупиль де Буйе», - говорю я, давясь смехом. – «Глава «Ниссана» в России. Отогнать?».
Интерьер подозрительно напоминает "Логановский"
Первый вопрос господину Гупилю де Буйе был такой: на какой все-таки платформе построена «Алмера»? Он как-то криво усмехается и говорит чуть устало: «Ну вот, все спрашивают про платформу. А что такое платформа? Ну что это?»
Генеральный директор "Ниссан Мотор Рус" Франсуа Гупиль Де Буйе
Ну… Платформа это… Я пытаюсь как-то лаконично сформулировать мысль. «Вот видите –платформа это просто набор каких-то общих деталей, которые могут меняться от модели к модели».
В этих адвокатских речах мне мерещатся попытки скрыть что-то. «Но все-таки, что за платформа?» «Это наша платформа В-класса, - говорит Франсуа. – Наша – в смысле альянса Renault-Nissan. Только не говорите, что это платформа «Логана» - на платформе, о которой я говорю, построено множество автомобилей, даже Nissan Juke. Платформа – это просто набор деталей».
Окей, но интерьер-то прямо до боли напоминает о «Логане»… «Правда? Нет, не заметил», - настырничает глава «Ниссана».
Ну бог с ним – видимо, маркетологи настаивают на позиционировании машины выше «Логана», отсюда нежелание говорить о платформе. «Да, это будет машина, конкурирующая с Хенде Солярис», - говорит мой собеседник.
Машину будут собирать в Тольятти. У нас тут говорят, мол, место проклятое. Не слышали анекдота? «Нет, не так, - опять не соглашается Франсуа. – Машину будут производить на линиях «Ниссан» - вот так правильно. А место не имеет решающего значения».
А цена? «Продажи начнутся в 2013 год, так что цена пока неизвестна». Но будет дороже «Логана»? «Ммммм… Как я сказал, «Алмера» будет конкурировать с Hyundai Solaris».
Видимо, речь об автомобиле, ходовые комплектации которого будут стоить более 500 тысяч рублей. Чем машина безоговорочно понравилась – пространством на втором ряду. А вот багажник на вид слишком заужен в дальней части.
Из разочарований автосалона – отсутствие Skoda Rapid. Я спросил главу Skoda в России Любомира Наймана, почему так – ведь машина представляет большой интерес для российского рынка. Он ответил, что есть старая традиция осенью представлять горячие новинки на парижском автосалоне, где Volkswagen разрядит всю обойму, включая новый Golf. Что касается России, то у нас продажи «Рапида» вообще неизвестно когда стартуют: производство в Калуге начнется в феврале 2014 года, и пока рассматривается вопрос о ввозе автомобилей из чешского Млада Болеслава. Хорошо бы приняли положительное решение – уж больно интересная машина.
Что касается малолитражки Skoda Citygo, то компания одно время планировала продавать ее в России, но теперь находится в раздумьях: именно для этого класса машин утилизационные сборы оказались выше «скидок» на пошлины после вступления в ВТО.
|