Недавно общался с
человеком, занимающим достаточно высокий
пост в одном из банков. Он ездит на BMW
X3 прошлого поколения и
размышляет: есть ли смысл его менять?
По его оценкам, стоимость не превышает
700 тысяч рублей, при этом автомобиль
объективно неплох. Зуд обновить машину
идет рука об руку с тем фактом, что причин делать это нет.
И я думаю,
ситуация более чем типична. У всех
есть автомобиль. И мы все равно почти
постоянно выбираем новый, и даже если
не рыщем по автосалонам, составляем
мысленный шорт-лист кандидатов впрок.
Вопрос такой: имеет ли
смысл менять автомобили так часто, как
делаем это мы, россияне? По статистике,
это происходит раз в четыре года, причем
для иномарок срок еще меньше и примерно
совпадает с истечением гарантии — три
года. Три года — новая машина.
Я составил список
популярных причин к смене автомобиля,
и задумался над их обоснованностью.
Объективные
Погоня за функционалом
Иногда мы меняем машину
ради объективных качеств. Устал
осторожничать в разбитых дворах —
покупаешь кроссовер. Приросло семейство
— выбрал универсал. Стал чаще ездить
по трассе: сменил машину ради более
мощного мотора.
Это рациональная
причина, и наверное, во многих случаях
такой шаг обоснован. Если в семье шесть
человек, понятно, что пятиместка может
не устроить.
Но я почти убежден, что
эта причина в чистом виде встречается
не так часто, и куда больше случаев,
когда она маскирует один из субъективных
мотивов, о которых ниже.
Кроссоверы часто покупают ради вылазок на природу, но объективно те места, куда может заехать кроссовер, чаще всего доступны и легковушке. Правда, с чуть большей нервотрепкой.
Риски дорогого ремонта
Чем старше машина —
тем больше технических проблем. Сегодня
новые машины примерно одинаково надежны
и основная разница в качестве проявляется
этак через 100 000 км пробега. И для тех,
кто предпочитает покупать авто из
салона, это сильная мотивация к смене
машины: человек привыкает уделять ей
внимание раз в год во время очередного
ТО, и не хочет возвращаться в непредсказуемый
и загадочный мир российского автослесаринга.
Эту причину я слышу
чаще всего. Зачем меняешь авто? «Да мне
кажется, он скоро сыпаться начнет...
Боюсь потом вообще не продам...»
Хотя объективно новая
машина менее проблема, чем поюзанный
экземпляр (есть исключения, но в целом
так), и здесь мне видится толика лукавства.
Если не брать убитые
экземпляры, при нормальной эксплуатации
автомобиль если и требует замены деталей,
то не самых дорогих: сцепление,
амортизаторы, колодки. Во многих случаях
общие расходы на новый автомобиль во
много раз превышают потенциальные
вложения в ремонт подержанки. Особенно
если учесть кредит, страховку каско и
недешевое дилерское обслуживание.
Поэтому и здесь боязнь
ремонтов редко встречается в рафинированном
виде, и является лишь одним из провокаторов
процесса.
ДТП
Наверное, единственная
бесспорная причина для быстрого
избавления от машины — это серьезное
ДТП. Иногда восстановить дешевле, но
психологически тяжело ездить на
автомобиле, который пережил сильный
крэш.
Субъективные
Любопытство
Коль скоро новые модели
выходят чаще, чем у нас рождаются дети,
а реклама обещает «прямо вау», очень
хочется сменить машину ради самого
процесса смены. Это сродни желанию
свалить за границу на ПМЖ: толком и не
знаешь, что там ждет, но однозначно
убежден — там лучше.
Поскольку в силу
профессии я перепробовал машины самых
разных классов, во мне окрепло убеждение,
что любопытных ждет разочарование.
Конечно, все зависит от масштаба скачка:
если пересесть со старых «Жигулей» в
новую «Короллу» (да даже «Нексию»),
наступит рай. Также сменив недорогой
«Фокус» на BMW X1 будешь
ездить, как король — это объективно.
Свежий дизайн и качественное продвижение способы создать ощущение, что очередная новинка - настоящая "бомба"
Но если брать
менее экстремальные варианты, то эмоции
будут гораздо более блеклыми, чем
предполагает разница в цене. Новая
машина, возможно, будет крупнее и чуть
проходимее, но все это, скорее, осознаешь,
чем ощущаешь.
Могу с
уверенностью сказать: машины смежных
классов, даже разных производителей,
отличаются меньше, чем возможности
человеческого организма по адаптации.
Ведь как происходит: инженеры выжимают
какие-то то там проценты тут и там, но к
«хорошим» процентам мы быстро привыкаем,
а к «плохим» становимся нечувствительны
благодаря адаптации. И через две недели
от упоения новой машиной может не
остаться и следа: вспоминаешь старую и
думаешь, на кой черт я вообще связался?
Понты
Употребляю слово без
негатива, ибо стремление понтануться
естественно и полезно. Новая машина,
даже без объективной необходимости,
это знак окружающим: «У меня все хорошо.
Я не стою на месте. Меня ценят». Новая
машина — это знак самому себе, этакий
километровый столб на карьерном пути.
О ней приятно рассказать друзьям (по
возможности невзначай, как будто это
дело десятое — «ну, взял, купил, да чё-та
как-та...») Ее приятно созерцать в окне.
В нее приятно сажать детей (попутно
вспоминая, как хорошо было в старой:
пинают спинки, мусорят — а тебе плевать).
Поиск идеала
Еще один сильный мотив,
который свойственен в основном мужчинам,
с детства мечтавшим о какой-нибудь
машины. В те годы у них сформировался
некий образ идеального авто, этакой
автомобильной половинке самого себя,
и коль скоро реальные машины зачастую
слишком пластмассово-железные, и не
соответствует той мечте, человек может
искать ее методом перебора достаточно
долго. Слышал подобные рассказы от
владельцев «Мерсов» и «БМВ»: мол, пробовал
то, сё, но как сел на эту машину, сразу
понял — моё!
Есть деньги
Завелась сумма —
допустим, 300 тысяч рублей. Что с ней
делать? Если деньги шальные, можно
оставить на черный день или положить в
банк. Если ожидаешь, что будет еще —
хочется потратить. Вариантов не так уж
много: на квартиру не хватит, для отпуска
жирновато. «Поменять машину» - самый
очевидный вариант, даже если ничто не
говорит в его пользу. Как раз хватит,
чтобы сдать пятилетний Focus в пользу "Гольфа".
Итого
Мое ИМХО: средний класс
россиян (ну, люди типа нас с вами) при
смене машины руководствуется больше
субъективными причинами. Сформулируем
так: объективный порог смены автомобиля
для большинства — лет 5-7, но субъективные
причины сокращают его раза в два.
Хорошо это или плохо?
ИМХО — неплохо, если исключить варианты
с дикими кредитами и прочей нечистью.
Это дает толчок экономике, как в смысле
наращивания спроса, так и благодаря
повышению мотивации населения. Купил
машину, желание и необходимость
зарабатывать повысилась.
Однако эта наша ветреность
— явление временное. Всего лет 20 как
минули времена автомобильного вакуума,
и мы, что называется, не наигрались. Мы
как пятилетние в «Детском мире» - аж
глаза разбегаются. Но процент людей,
кто покупает первую [машину,
новую машину, иномарку, новую иномарку]
сокращается, и растет
число тех, кто начинает видеть в
автомобилей не воплощение мечты с
вкладыша «Турбо», а очередной продукт
с тщательно отмеренным набором качеств.
Тут получше, значит, там похуже.
Расслабиться
нам, конечно, не дадут: бурление автопарка
нужно подогревать налогами, посулами
и общественным мнением. Но в целом,
думаю, срок смены автомобиля постепенно
увеличится. Субъективные причины
потеряют нынешний вес. Человек на пятилетнем авто перестанет ассоциироваться с человеком, который не может купить новый.
Я и сам
планировал сменить C4 на
Octavia этой
зимой, а потом подумал — зачем?
Объективно — незачем, а понты я усмирил
перспективой потратить деньги на
путешествия.
|