Есть люди, которые не
только добились в своем деле невероятных высот, но обладают редкостным
даром заражать энергией окружающих. Иногда даже после смерти.
Истории некоторых известных людей и их творчество оказывают
на меня действие, словно бродя в компьютерной стрелялке, находишь новую жизнь. И
начинаешь ходить быстрее и стрелять метче. Решил отдать им должное этим постом,
но поскольку "кастинг" был тщательный, ТОП-10 не получилось – только 8. Два места пусть останутся вакантными. Пока
Все по натуре творцы, в половине случаев - самоучки. Почти
все продирались через тернии к звездам под бурление критиков и скептиков. И внутри всех была туго скрученная пружина.
Дейл Карнеги
Автор весьма популярной в США, а позже и во всем мире книги «Как
завоевать друзей и оказывать влияние на людей», одно время захватил мое
внимание почти целиком. Помимо самих идей, я открыл для себя, насколько просто,
изящно, ненавязчиво можно доносить до людей сложные мысли. Карнеги был гением в
искусстве без лишнего пафоса донести житейские мудрости до народных масс, вне
зависимости от образования и мировоззрения.
Насколько я вижу, сегодня отношение к нему не всегда
однозначно, и многие идеи несколько скомпрометировали себя. Американцы своими
белозубыми роялями дискредитировали понятие искренней улыбки, а гипертрофирование
методов привело некоторых к мысли, что Карнеги учил манипуляциям и был чем-то
вроде предтечи НЛП. С моей точки зрения, практически все его идеи (которые он скромно
вкладывал в уста людей, которых считал умнее себя) – это квинтэссенция вековой
мудрости. Его методы – инструмент, и как любой инструмент, их можно
использовать для созидания или разрушения.
Отдельного уважение вызывает у меня путь самого Карнеги, расцвет
которого пришелся на мрачные времена американской истории, Великую депрессию,
войну. Он мечтал писать художественные книги, попробовал, потерпел фиаско, но
вместо того, чтобы сдаться и проклинать «не те времена», показал себя в
совершенно неожиданном свете.
Владимир Шахрин и
группа «Чайф»
Бывшие строители пробились на вершину российского рок-олимпа
в такой непринужденной манере, что объяснение может быть одно – им просто очень
нравилось то, чем они занимаются. Их, что называется, перло. Перло словами,
эмоциями, рифами. Мне кажется, они никогда не ломали себя, не заставляли, не подстраивались.
Я завидую умению добиться всего, не изменяя порывам молодости. Лет в 16-18
многие из нас полны энергией и, говорят, плюс-минус в этом возрасте человек
создает запас идей на всю жизнь. Просто не всем удается сохранить импульс и
пронести его через десятилетия. Им удалось.
Кроме того, «Чайф»,
на мой взгляд, одна из лучших концертных групп страны, и их манера общаться с
залом является не меньшей находкой, чем само творчество.
Владимир Высоцкий
Иногда, засыпая, когда мысль течет свободно, начинаю думать
о том, насколько удивительно многогранным человеком был Высоцкий. И когда один
за другим приходят на ум его таланты, сон как рукой снимает.
Неподражаемый голос, редкое умение работать со словом,
актерский талант, юмор, но поверх этого – сила и абсолютное бесстрашие.
Это тот случай, когда «поэт в России – больше чем поэт». Полное
слияние сценического образа и реального. Удивительное умение слышать людей,
чувствовать жизнь, понимать себя.
Собственно, что я рассказываю – вы и так все знаете.
Фредди Меркьюри
Еще один эмоциональный гейзер. Мне нравятся исполнители,
которые пишут тексты сами – есть в этом особая настоящесть. Меркьюри писал
тексты, музыку и воплощал в четырех октавах своего голоса, но стержнем всего
был фантастический темперамент. Темперамент сквозил в словах, в жестах, в
одежде, и мне очень жаль, что я никогда не попаду на его живой концерт.
Однако я бы не включил Меркьюри в свой список только за общеизвестные
достоинства. Не меньше меня впечатляла его личная жизнь, и я имею в виду не
гей-приключения, а его дружбу с бывшей подругой Мэри Остин, с которой он прожил
семь лет и сохранил крепкие отношения до последних дней. И в этом тоже есть настоящесть.
Марвин Ли Эдей и Джим
Штайнман
Самые малоизвестные для россиян участники моего списка.
Певец Марвин Ли Эдей выступает под «ником» Meat Loaf, что уже само по себе достойно уважение. Meat Loaf –
это тефтель, по-русски – жирдяй, и нужно иметь достаточное чувство юмора, чтобы
в качестве сценического имени взять обзывательство, которым тебя наградили одноклассники.
Марвин с детства страдал ожирением.
Джим Штайнман – американский рок-н-рольный композитор,
автор великолепных (на мой вкус) и порой очень длинных рок-баллады, погружающих
в параллельный мир дерзости, свободы, страсти. Джим пытался петь
самостоятельно, но без особого успеха, и случайно услышав «Мит Лоуфа», он буквально
закричал «Я нашел свой голос». Голос действительно, что надо: Meat Loaf не умеет просто петь. Он
поет так, словно это последний раз. Первый раз я услышал его в 1993 году, и был
сразу потрясен необычным тембром и напором.
А начиналось все тяжело. Не имея денег на демо-запись, они
ходили по офисам продюсеров и выступали вживую, чем приводили большинство в
смятение. Meat Loaf
на одном концерте вспоминал: «Как-то один из продюсеров сказал: «Да, это парень
(Джим), пишет неплохие песенки, жаль, он ни хрена не понимает в рок-н-роле». И
я вышел на улицу, и заорал "Fu-u-uck!" на все Пятое авеню. Потому что Джим
был ходячей энциклопедией рок-н-рола. Но тогда этого никто не признавал».
А еще их песни порой были такими длинными, что когда пришла
популярность, радийщики вешались. Meat Loaf вспоминает: «Джим принес песню Paradise by the dash board light на радио, ее
хронометраж был на 27 минут. Радио-формат – 3,5 минуты. Радийщики пошли на
уступки и урезали ее до 9 минут. Джим послушал и заорал: «Вы убили песню!»
Как я его понимаю.
Эйдриан
Ньюи
Пожалуй, величающий конструктор в «Формуле 1», который не
перестает удивлять. Машины Ньюи очень часто не просто выигрывали гонки, а
доминировали в чемпионате, причем подобного он достигал с тремя командами: Williams, McLaren и Red Bull, и разными чемпионами
мира.
Его талант поразителен: меняются регламенты, меняются
команды, меняются бюджеты. Бывают черные полосы. Но Нью – это настоящий
бульдозер. Тихо, скромно, без помпы он работает над очередным проектом, а когда
доходит до дела, конкуренты оказываются в буквальном смысле деморализованы. Из
последних достижений: девять подряд (!) побед Феттеля в гонках и четыре подряд
титула на машине авторства Ньюи.
А еще он привлекает меня здоровым консерватизмом, и новым
компьютерным технологиям он показывает «фак» из отточенных карандашей, стоя за
своим кульманом. «Так я могу видеть машину целиком», - поясняет он.
Трудно понять, в чем его сила. Возможно, в отсутствие
слабостей. Он тщательнее других изучает регламент, он быстрее других видит
тупик, он лучше других чувствует верное направление. Талант помноженный на
колоссальную самодисциплину.
Айртон Сенна
Если проводить опрос о самом великом гонщике всех времен,
думаю, Айртон Сенна будет фаворитом с приличным отрывом от всех остальных. Он
не рекордсмен по числу титулов, побед или поулов, но даже после эры Шумахера,
именно Сенну большинство называют самым талантливым пилотом «Формулы 1».
Он не просто ехал быстро, он делал из этого потрясающее шоу,
что-то вроде эквилибристики, игры с огнем. Он умел быть быстрым
всегда, в любых условиях, против любого соперника.
Его стиль пилотирования отличался невероятной агрессией, при
этом в жизни Сенна был удивительно мягким, порядочным человеком, и его
личностные качества многие до сих пор ценят не меньше, чем гоночные таланты. Он
обладал даром бескорыстия, и в родной Бразилии, как и по всему миру, завоевал не
просто уважение, восхищение или почитание, но истинную любовь.
Преждевременная смерть канонизировала Сенну, и еще долго
люди будут вспоминать его, как один из величайших характеров в истории большого
спорта.
Джереми Кларксон
На самом деле, я не очень люблю Top Gear как таковой: по мне,
слишком много шоу, иногда вопреки смыслу.
Однако даже через этот скепсис я не могу не поддаться
обаянию Кларксона, его умению подавать банальные вещи в самой неожиданной,
невероятной манере.
Интересно, что прославивший его формат «Топ Гира» появился
сравнительно недавно – в 2002 году. До этого «Топ Гир» был стандартной
передачей про машины, которая теряла рейтинги. И после закрытия, Кларксону
удалось возродить ее, придумав новый формат на грани фола.
Также мне импонирует, что Кларксон начинал, как пишущий
автожурналист, который постепенно перешел на работу в телеформате.
|