Из-за перелетов я дико не выспался, и к семи часам вечера по
челябинскому выключаюсь каждый раз, когда со мной перестают говорить.
Автобус, подобравший нас в аэропорту Симферополя, и не думает ехать в отель. Миновав
перевал на южной оконечности Крыма, он сворачивает с магистрали на горную
дорогу и через пару километров останавливается у края зеленого ущелья, на
«подоконнике» которого стоят в рядок десять разноцветных Mazda MX-5. Сон улетучивается.
«Маздовцы» берут с места в карьер. Не успев очухаться, мы
получаем раллийные стенограммы горного спецучастка и советы гонщика Олега
Кессельмана, как показать хорошее время и не убиться. Спецучасток настоящий – здесь проходит этап
кубка Европы по ралли «Ялта», и наши покатушки обслуживает профессиональная судейская
команда. Весьма впечатляет: старт по светофору, хронометраж до сотой секунды,
маршалы в каждом повороте и раллийная машина безопасности, которую называют
«метла».
Мне попался хороший штурман – московский журналист Валерий
Чусов. Ехать по «стенке» оказалось увлекательно: если штурман говорит «правый
один», ты едешь без сброса газа, даже не видя конца поворота. Если «левый
шесть» - тормозишь от души перед шпилькой. И так далее.
Трасса интересная и относительно быстрая: большинство
поворотов под вторую передачу, есть две шпильки, трамплин и несколько связок. Все
повороты закрытые, неровные и узкие. В первой попытке мы показываем
неплохое третье время, во второй я глохну на старте и отыграться потом не успеваю.
Бывает.
Но самое любопытное, что меня это как бы и не расстраивает.
Конечно, изначально хочется продубасить по-взрослому или, как минимум, не
ударить в грязь лицом, но в процессе ты забываешь о хронометраже, потому что
езда на MX-5 увлекательна
сама по себе.
Все начинается еще с посадки. Открываешь легкую безрамочную дверь,
а за ней тесное чрево салона, просочиться в которое при поднятой крыше – это
примерно как пролезть в форточку. Неловко приседая, ты заводишь колени под руль
и в конце просто падаешь в кресло Recaro, потому что держаться особо не за что (при открытой крыше
удобно браться за рамку лобового стекла).
Изнутри автомобиль воспринимается абсурдно низким. Руль в
верхнем положении перекрывает обзор вперед, и я опускаю его чуть
ли не на колени, чтобы он оказался вровень со срезом передней панели.
Рычаг коробки передач очарователен: ходы короткие, как у
джойстика, передачи включаются очень цепко. Сцепление туговато и короткоходно,
поэтому я глох три раза, один из них – на старте второй попытки. Как выяснилось
позже, ездить с таким сцеплением по тесным улочкам Алушты или Ялтинским пробкам трудно: левая нога
накачивается, как в тренажерном зале, и ты все время боишься угодить в
кого-нибудь, потому что MX-5
пуляет с места весьма бодро.
Ощущение при быстрой езде радикально отличаются от тех, что
получаешь за рулем обычных машин. Прежде всего из-за быстроты, с которой машина
встает на дугу в начале поворота. Ты качаешь рулем в нужную сторону, и MX-5 без раздумий
устремляется внутрь виража, иногда настолько неумолимо, словно ее тянет туда
притяжение гигантского магнита. Руль наливается тяжестью, и ты хорошо
чувствуешь, насколько именно довернуть его или ослабить, чтобы скорректировать
траекторию. Если скорость высоковата, машина и не думает выскальзывать наружу –
задняя ось срывается в скольжение, и МХ-5, приплясывая, ввинчивается в вираж
еще круче. В нашем случае занос купировался системой стабилизации, но
если ее отключить – можно «мести хвостом». Задний привод, двигатель мощностью
160 л.с., небольшая масса (чуть больше тонны) и близкая к 50-процентной
развесовка – вот секрет ее проворства.
Понравилась работы амортизаторов Bilstein, которые ставятся на версии с
механической коробкой передач. В некоторых поворотах асфальт был выщерблен и
волнист, но стряхнуть машину с траектории не так-то просто – она упорно следует
за рулем, и качество полотна ты больше чувствуешь именно «баранкой», а не пятой
точкой. Подвеска не раз заслужила похвалу – ее не пробивают ни прыжки с
трамплинов, ни поцелуи дорожных выбоин.
Но все это лишь половина дела. Главное удовольствие не в
этом, по крайней мере, для меня. На следующий день мы взяли белую МХ-5 с
«автоматом», у которой «нормальные» кресла, стандартные амортизаторы и не такой
басовитый выхлоп. Мы опустили крышу и выкатились из пансионата «Море» на
набережную Алушты, где отдыхающие в шлепанцах и купальниках идут по проезжей
части, как по тротуару. Вот это класс!
Ты едешь в толпе людей, словно идешь среди них. Они оглядываются, смеются, говорят с
тобой. Ты чувствуешь запах моря и углеродный выхлоп дизельных автобусов. Ты
слышишь, о чем говорят торговцы сувенирами и кремами от загара. Ты открыт миру,
и мир отвечает взаимностью.
Потом выезжаем в
сторону Ялты на трассу, шныряющую между гор по лекалам черноморского побережья,
и скорость 60 км/час воспринимается как все 120 на обычной машине. Тебя глушит
шум ветра, ты чувствуешь его прикосновения к волосам, осязаешь густую
влажность набрякающего перед ливнем воздуха.
100 км/час – это драма. Ветер обнимает за плечи прохладными пальцами, гул встает
стеной, волосы шевелятся, как морские водоросли. Машина поглощает все твое
внимание. Ты чувствуешь драйв и связанную с ним опасность предельно остро,
словно несущийся под гору велосипедист. Мы ни разу не включили магнитолу – тут
и без нее хватает музыки и впечатлений.
На 170 км/час ты начинаешь потеть от страха, но пот сдувает
мощными вихрями и кожа покрывается мурашками. Воздушные потоки перехлестывают
через борт, ты сидишь в центре бешеного тайфуна, который, того и гляди, выдует
тебя из салона, как кленовый лист. Три минуты в таком режиме, и ты говоришь
«Довольно». А когда останавливаешься, минут десять не покидает ощущение, что у тебя заложены уши. Ты говоришь неестественно громко и все время переспрашиваешь вопрос.
Подъем к вершине горы Ай-Петри – это вереница бесконечных
поворотов, которые со временем укладываются в змею классического серпантина с
короткими прямиками и 180-градусными шпильками. Машина просто сводит с ума: ее
покладистый характер позволяет ехать достаточно быстро, чтобы перехватывало
дух, но оставлять запас на ошибку, потому что здесь узко и есть встречный
транспорт. Mazda MX-5 очень лояльна к водителю.
За каменным ограждением в сотне метров внизу раскинулась
Ялта. Чем выше мы поднимаемся, тем плотнее ее укрывают облака – клочки тумана
уже висят внизу на склонах Ай-Петри. Двигатель звонко рявкает на разгонах,
машина выстреливает вдоль каменных стен, упруго попрыгивая на кочках. Скорость
не превышает 80 км/час, но это совсем не те 80, к которым мы привыкли. Из-за
близости камней с одной стороны и лесистой пропасти с другой при каждом
ускорении ты ощущаешь себя на гребне волны, и руль никогда не находится в
положении прямо. То выступ скалы, то камни, то таинственный изгиб дороги,
обусловленный какими-то нуждами дорожников – все это делает каждый прибывший
километр в час особенно ценным. Когда поворот просматривается и можно нажать
газ до упора, ты ощущаешь эйфорию свободного падения. Ветер лупит по затылку,
руль бьется в конвульсиях, и слово «скорость» обретает совсем иное толкование.
На спуске тропический лес уступает место буковому, и в его
сумрачных декорациях картинка обретает налет сказочности. Несколько раз
приходится тормозить до талого перед выворачивающими из-за поворотов
автобусами, но чувство страха так и не приходит – его забивает желание ускорять
вновь и вновь. Эта машина меняет тебя, как водителя. Осторожность становится
слишком скучным словом. На итог, кстати, несколько «Мазд» побили, но это были
не мы. Видимо, кто-то пытался ехать еще быстрее.
Когда пошел дождь, мы подняли крышу, и ощущение, словно
надеваешь шапку-ушанку – душно, тесно и лезет на глаза. Но, к счастью, осадки
были кратковременными. Кстати, пока не пойдет настоящий ливень, по трассе можно
ехать без верха и в сырую погоду – при 100 км/час капли просто сдувает
набегающий поток.
В Севастополе мы заблудились, и MX-5 оказался очень удобным
автомобилем, чтобы спрашивать дорогу. Люди буквально бросаются оказать вам
посильную помощь, ведь вы не цинично опускаете тонированное стекло, а
вежливо улыбаетесь откуда-то из низин салона прикольной белой машинки – ну, кто
откажет? И это несмотря на москальские номера…
В Алупке (есть такой город)
мальчишки с восторгом смотрели, как машина складывает свою трехзвенную
крышу за 12 секунд. Они шептали слово «Мазда» с таким пиететом, что стало ясно
– имиджевая составляющая работает на
100%. Растроганный стоянщик взял 20 гривен вместо 30 и долго обсуждал увиденное
с коллегами.
На трассе с нами поравнялся BMW X6 с номерами Scrooge, посигналил и показал
одобрительный жест. Потом помчался дальше по встречке – на Украине за это прав
не лишают.
В Ялте мы угодили в мертвую пробку, и тут уже пешеходы
смотрели на нас скорее с сожалением. Но крышу мы так и не подняли – да, бывает,
пахнет гарью, а в следующую секунду – морской свежестью, так что на круг все
равно лучше, чем нюхать кондиционер.
Когда отдавал ключи от машины, душа горела огнем сожаления.
Как обычно бывает с легкими удовольствиями, не хватило чуть-чуть. Вот бы
еще денек… Или два.
Я пытался ответить на вопрос: Mazda MX-5 – это «моя» машина или
нет? Теперь сомнений нет – моя. Умом я понимаю, что ее прелести раскрыла
крымская погода и крымские дороги, а цена миллион-двести – это просто ахтунг
какой-то. Но сейчас мне не хочется думать рационально, взвешивать за и против,
нудеть про багажник и тесноту салона. Это машина, которая заряжает тебя
позитивом, желанием общаться, желанием жить, и ее нельзя судить строго.
И напоследок несколько фотографий.
Фото автора, Сергея Крестова, Валерия Чусова и неизвестного владельца шиншил
|