Мы все любим машины, и то, что Михаил Юревич оказался таким
страстным автомобилистом – большая удача.
Говорят, он ездит за рулем своего BMW X5 преимущественно сам и
видит город теми же глазами, что и мы (почти). Владимир Алейников рассказывал,
что это здорово помогает – к примеру, бывшему главе города, а ныне губернатору,
не нужно объяснять на пальцах , что такое пробка и зачем нужна новая развязка.
А мне по статусу положено восхищаться всем, что решает проблемы автомобилистов. Две мощные развязки,
дублер проспекта Победы, тотальное расширение перекрестков – все это
действительно перспективно.
Но сегодня гулял с сыном в районе «Киномакса-Урал», посмотрел
на расширение улицы Красной в районе пересечения с Воровского и подумал, что
неплохо иметь мэра/губернатора, который иногда обходится без машины. Судя по всему, вместо нормального тротуара «двуногим»
оставят узкую асфальтовую одноколейку, на которой едва разъедутся две коляски. И когда
машины пойдут в четыре ряда, люди в полной мере поймут смысл выражения «каменные
джунгли». На другой стороне улицы – глыба развлекательного комплекса с
неприступными стенами и широченным выездом с подземной парковки. Прямо Мордор
какой-то.
Да дело даже не в этом маленьком отрезке. Он просто навел
меня на мысль. Дело в том, что за бортом остаются проблемы безлошадных. Это
касается и тротуаров, и велосипедных дорожек (о которых мы читали в правилах,
но даже на картинках не видели), и самое главное – общественного транспорта.
Получается парадокс. По Челябинску действительно противно
ездить без машины. В тесной маршрутке оборвут одежду, трамвай будет церемонно
звенеть на каждом перекрестке, но все равно проедет последним, а на каменных
мостах от сизого тумана могут начаться галлюцинации. В результате что? В
результате ты всеми силами постараешься купить машину, даже если не мечтал о
ней и не любишь водить в принципе. А больше машин - больше пробок, с которыми
так отчаянно борется Михаил Юревич. Больше машин – и в полный рост встает
проблема парковок, которую, по моему, никто решать и не думает. Больше машин –
больше аварий, наконец. А раз автомобилизация влечет такие проблемы, нужно во
что бы то ни стало решить их рублем, отняв еще больше территории и прав у
пешеходов. От отчаяния они все понакупят машин, и проблем станет еще больше - логическая цепочка
повторится. Это автомобилизация в никуда.
Я не призываю выгнать кого-то из-за руля. Но людям нужно
дать альтернативу. Кто-то никогда не откажется от автомобиля, а кто-то с
удовольствием пройдется пешком (и я буду первым) или проедет пару остановок на
автобусе. Если он быстрый и комфортный.
В Севастополе по центру города проходит полоса для движения
общественного транспорта. У меня было искушение выехать на нее, чтобы обогнуть
пробку, но местные машины не смели, и я не стал. Не знаю, может быть, там висят
видеокамеры или штраф за это – 1000 гривен (на Украине ядреные штрафы), но
автобусы едут по автобусной полосе совершенно вольготно. Уровень тротуара
поднят над проезжей частью, поэтому пассажиры не лезут в автобусы по стремянке,
а просто шагают внутрь. И так далее.
То же самое в любом развитом городе Европы. Есть трамваи,
есть невероятно шустрые автобусы, есть метро. Бог с ним, с метро, но автобусное
сообщение – не такая уж сверхзадача. Для тех, кто считает, что автобусы – это долго
и медленно, настойчивое пожелание побывать в Лондоне. Двухэтажные баржи носятся
по старинным улицам, выворачивая из каких-то невообразимых тупиков с ловкостью
наших «Газелей». На остановках они приседают, чтобы пассажирам было удобнее
входить. Если на остановке инвалид – выдвигается специальный пандус. Остановка
только по требованию – если никто не машет рукой или не жмет кнопку в салоне,
автобус проедет остановку. В общем, весьма и весьма удобно, хотя по скорости
все равно уступает метро, и очень существенно. Но Челябинск все же помельче
Лондона, так что разница была бы не такой заметной.
Ах, это дорого? А строить развязки – недорого? А терять в год
по триллиону рублей из-за автомобильных катастроф – это нормально? Если не оставить людям выбора,
они купят машины, но хотим ли мы этого?
Короче говоря, ликвидация последствий автомобилизации – это прекрасно.
Но иногда нужно бороться не только с последствиями, но и с причинами. Иначе в
один прекрасный день мы будем вызывать такси, чтобы съездить в киоск за
сигаретами, потому пешком туда просто не добраться.
|