Renault Logan с кондиционером и минимально-разумным набором оборудования стоит 550 тысяч рублей. Я ловлю себя на мысли, что сегодня не могу себе позволить даже его.
После отпуска с легким удивлением заметил, что валютный барометр опять приближается к отметке «Буря». Если не ошибаюсь, сегодня курс доллара уже перевалил за 70 рублей, что напоминает конец прошлого года. Поскольку аналитики не исключают дальнейшего падения цен на нефть, рубль может ослабнуть еще сильнее, и похоже, новый скачок цен на автомобили состоится уже в сентябре.
Такое впечатление, что ситуация на автомобильном рынке вторит смене сезонов. В декабре ударил мороз, в феврале вьюжило, в апреле наметилось потепление, все лето было прохладно, но в целом терпимо, однако на носу осень, и северный ветер задул с новой силой. По этой логике, зимой стоит ждать еще худших морозов.
В середине лета, когда началось новое удорожание валют, представители автокомпаний высказывались в сдержанном ключе: дескать, нет причин для паники, автопроизводители слишком заинтересованы в поддержании уровня продаж, поэтому колебания курса валют в пределах 10-15% смогут компенсировать за счет внутренних резервов.
Проблема в том, что нынешний курс уже превысил «зону нечувствительности», потому что летние 52-55 рубля за доллар против нынешнего курса — это рост более чем на четверть. Полагаю, что в ближайшее время мы увидим новую волну переписывания прайсов. Как пояснил мне один из директоров, реакция на изменение курса валют обычно следует с задержкой в месяц-другой, потому что между заключением контракта на поставку импортных компонентов для сборки автомобилей и фактической продажей товара проходит несколько недель, позволяющих сохранять инерцию.
Однако первые жертвы уже есть. Renault повысило цены на 3% для всего модельного ряда, ссылаясь как раз на удорожание валют, причем на 10 тысяч рублей подорожал даже глубоко локализованный Logan. Правда, пока ситуация не выглядит критичной, например, для комплектации Confort+кондиционер+аудиосистема изменение цены по месяцам выглядит так: январь — 548 500 рублей, март — 543 500 рублей, май — 543 500 рублей, август — 549 470 рублей. То есть, «Логан» пока укладывается в выбранный им ценовой коридор. Хотя можно вспомнить, что год назад такая же комплектация стоила 446 тысяч рублей.
И «Датсун» туда же: машина, конечно, произвела на меня впечатление, только on-Do на базе «Гранты» стоит теперь минимум 391 тысячу. Последнее подорожание составило 15 тысяч, а вообще с начала года он прибавил более 60 тысяч. Версия с кондиционером обойдется минимум в 441 тысячу.
Я вот примеряю ситуацию на себя: когда-то я купил свой «Ситроен» за 500+ тысяч, и с тех по доходы не сказать, чтобы радикально выросли. Стоимость автомобиля, которая меня не напрягает, где-то и осталась в этих пределах (или даже уменьшилась), и получается, что уже сейчас я могу позволить себе автомобиль лишь чуть сложнее Datsun on-Do, а через месяц, возможно, им станет конкретно Datsun on-Do. Далее, если предположить, что я являюсь плюс-минус средним классом, то выходит, что очень скоро нашим пределом мечтаний станет либо новая отечественная машина, либо б/у.
Лето для автомобильного рынка выдалось судорожным. С одной стороны, даже «низкий летний» курс был процентов на 60 выше прошлогоднего, поэтому официальные прайсы большинства компаний выросли до уровня, когда все «более-менее нормальное» стартует от 1 млн рублей. При этом компании отчаянно демпинговали за счет государственных программ (утилизация, трейд-ин, льготное кредитование) и собственных резервов. Я даже перестал делать в конце тест-драйвов сравнение цен, потому что разобраться в маркетинговых хитросплетениях стало затруднительно. Один предлагает прямую скидку, другой завуалированную, третий — скидку с десятком условий, четвертый — скидку, ограниченную недельным сроком (и продлевает ее уже четвертый месяц кряду).
В любом случае, спрос на автомобили не упал до нуля: скажем, с января по июль продажи снизились лишь на 35%. Но опять же, сюда входит и тотальная распродажа «Опелей» и «Шевроле», и машины, отгруженные дилерам, но еще не проданные. Кроме того, не забудем про вклад государства в поддержку автопрома, без которого ситуация была бы драматичнее.
Казалось бы, в таких условиях повышать цены уже некуда. Но увы, в данном случае производители оказываются такими же жертвами, как и клиенты.
Вообще, будущее российского автопрома становится очень туманным. Если зимняя эскалация цен привела к уходу с рынка Opel и Chevrolet, то новый виток может поставить на грань вымирания еще несколько компаний, которые предпочтут или заморозить бизнес в России или остаться здесь номинально, сократив дилерскую сеть, производства и маркетинговые программы. Пока, я думаю, спрашивать кого-либо о планах бесполезно: сейчас все наблюдают за курсами и пытаются определиться. В любом случае, год постараются доработать все компании, а вот стратегию-2016 новое ослабление рубля скорректирует.
Сдается мне, что в таких условиях несколько проще компаниям, которые не создавали в России масштабных производств, вроде Mazda или Suzuki. Да, у них меньше гибкости в формировании цены, но в пиковом случае они могут перебрасывать излишки автомобилей, адресованных России, на другие рынки, минимизируя ущерб. Их потери, скажем так, локализованы во времени. Хуже тем, кто вынужден поддерживать объем производства российских заводов и не имеет права ронять продажи ниже какой-то критической отметки. Грубо говоря, завод, рассчитанный на 200 000 автомобилей в год, не может выпускать 2000 автомобилей в год.
Какие у них будут варианты? Вариант №1: нещадно снижать цены, даже себе в убыток, надеясь, что рано или поздно покупательская способность вернется к россиянам. Вариант, очевидно, временный, и во многом зависит от прогнозов на будущее.
Вариант №2: «оптимизировать» производства, где-то сокращая сотрудников, где-то избавляясь от лишних активов, а где-то увеличивая степень локализации. Впрочем, резерв здесь не очень большой и компенсировать убытки таким образом вряд ли возможно.
Вариант №3: останавливать/консервировать/продавать производства. Если нынешняя тенденция сохранится, за GM могут последовать еще несколько компаний.
Вообще обидно, что излом случился, когда российский автопром начал набирать обороты, но еще не окреп достаточно, чтобы быть независимым от мировой экономики. Ведь в этом году открылись или открываются моторные производства Volkswagen, Ford, Renault-Nissan; АвтоВАЗ презентует главную новинку за треть века — Lada Vesta; ожил ИжАвто; на подходе была новая Niva, а несколько компаний, включая Nissan, Ford, Volkswagen, Renault, обзавелись сразу несколькими заводами в разных регионах России. Такое впечатление, что экономическая ситуация может обнулить большую часть достижений периода «промсборки по-новому». Повода для злорадства нет.
Для потребителя картина складывается не менее печальная. Пока мы не ощущаем драматических последствий по двум причинам: производители в надежде на скорое восстановление рынка проявляют некоторую щедрость, но главное, в стране есть запас относительно новых машин, который позволяет 2-3 года не думать о смене авто. Но объективно ситуация стремится к тому, что для большинства россиян качественный современный автомобиль снова становится роскошью.
Меня лично не пугает перспектива в течение нескольких лет пересесть на «Ладу». Морально я готов. Опаску, скорее, вызывает тот факт, что если крупные игроки окажутся за бортом из-за валютной вакханалии, безальтернативность выбора снова развратит АвтоВАЗ.
Очень надеюсь, что сгустил краски.
|