Честно говоря, я считал, что проблема разворота по так называемому малому радиусу ушла в прошлое, по крайней мере, в Челябинске давно никто не обращался к нам с подобными жалобами. Сегодня встречался с автомобилистом по имени Александр, который попался на подобном маневре около ТК «Синегорье».
Отдельная песня — это парковка около «Синегорья». Ей будет посвящена завтрашняя статья на autochel.ru, а фабула такова: парковка есть, а заехать на нее, не нарушив кучу правил, невозможно.
Большинство автомобилей, чтобы попасть к «Синегорью», разворачивается перед Т-образным регулируемым пересечением в месте выезда от ж/д вокзала на ул. Свободы (ближнее к «Синегорью»).
Вид со стороны ж/д вокзала
Я оставлю в стороне вопрос о нарушении требований знака «Движение направо»: оно есть, однако за подобный маневр по ч. 2 ст. 12.16 КоАП предусмотрен штраф 1000-1500 рублей, но не лишение прав.
Сотрудники ГИБДД же, по словам Александра, периодически стоят на парковке у «Синегорья» и вменяют тем, кто развернулся, ч. 4 ст. 12.15 КоАП, проще говоря, незаконную езду по встречке. А за нее — 5000 рублей или лишение на 4-6 месяцев.
Напомню суть проблемы. Дорога, о которой идет речь, имеет барьер, разделяющий встречные потоки, по сути — разделительную полосу. Почему это важно? У обычного перекрестка одно пересечение проезжих частей, в пределах которого траектории поворота или разворота не оговорены. Но при наличии разделительной полосы таких пересечений становится два. А между ними мы получаем короткие (иногда до смешного короткие) промежутки, которые пересечениями не являются, а значит, имеют четкую направленность движения. И разворот, при котором вы захватываете участок встречной полосы пересекаемой дороги, двигаясь по нему против движения, нередко трактуется сотрудниками ГИБДД, как выезд на встречную полосу с соответствующими санкциями. Причем в качестве пункта, который вы нарушили, может быть и 9.2 ПДД (езда по встречке на дорогах с четырьмя и более полосами), и 8.6 (поворот таким образом, что после выезда с пересечения проезжих частей вы оказались на встречке) и просто езда «против шерсти» на односторонних дорогах, как в нашем случае.
Автомобили нарушают требования знака, но на встречную полосу не выезжают, однако ГИБДД привлекает именно за это
Я понаблюдал за машинами, которые разворачиваются в этом месте. Что интересно, большинство из них в принципе не выезжают на пересечение, а значит, и не цепляют встречную полосу. Они укладываются в промежуток между границей пересечения и разделительным барьером, поэтому им можно вменить нарушение требований знака «Движение направо», а также разворот на пешеходном переходе (та же ч. 2, ст. 12.16 КоАП), но не выезд на полосу встречного движения.
Если сотрудник ГИБДД пытается подвести вас под лишение прав в подобной ситуации, необходимо привлекать на свою сторону свидетелей, а в протоколе четко указывать, что разворот осуществлен без выезда на пересечение проезжих частей. В подтверждение своих слов приводите фотографии и схему места происшествия с указанием размеров, из которых понятно, что разворот без выезда на встречную полосу возможен.
Фото сервиса Google.Map
Но есть в Челябинске места, где разворот по большому радиусу в самом деле оправдан. На фото — перекресток ул. Воровского и Курчатова, на котором отчетливо просматривается разделительная полоса по Курчатова, причем довольно широкая. Обратите внимание на сплошную разметку в пределах перекрестка, а также тот факт, что разделительная полоса подходит вплотную к пересечению. Соответственно, при развороте на данном перекрестке мы должны объехать сплошную линию, заняв крайнее левое положение и, пропустив встречку, завершить маневр. Да, долго, но зато по правилам. К слову, отсутствие стоп-линии позволяет не дожидаться зеленого света в поперечном направлении и завершать маневр в свою фазу.
Впрочем, на перекрестках со столь широкими разделительными полосами даже интуитивно хочется проехать по большому радиусу. Проблема ровно в том, что когда разделительная полоса узкая (например, в нашем случае она толщиной с бетонный барьер), правила применяются абсолютно идентично, однако с субъективной точки зрения выезд на широкий радиус не кажется таким уж необходимым. Ведь на обычных перекрестках (без разделительной) разворот по малому радиусу возможен и порой даже желателен, чтобы избежать недопонимания с теми, кто поворачивает здесь же налево. Ну а на Т-образных перекрестках «большого радиуса» нет в принципе.
Это тоже разделительная полоса. Фото сервиса Google.Map
Подытожу.
Если на перекрестке, где вы хотите развернуться, есть разделительная полоса в виде барьера, газона или просто разметки (на фото выше), избегайте разворота таким образом, чтобы в середине маневра оказаться лоб в лоб с автомобилями, которые стоят на пересекаемой проезжей части. Единства в этом вопросе нет, и перекрестки бывают разные, однако я бы предпочел не искушать судьбу.
Допустим разворот по «сверхмалому радиусу» без выезда на пересечение проезжих частей, если конфигурация разделительной полосы допускает такой маневр. В этом случае, однако, нужно убедиться, что вы не разворачиваетесь на пешеходном переходе (за это — штраф 1000-1500 рублей).
Организация движения на привокзальной площади (особенно до реконструкции) - просто торжество идиотизма. Там так все сделано было, что просто хуже некуда. Сейчас чуть логичней стало с этим выездом, но разворот, конечно, нужно там разрешать. Либо нужен прямой проезд к Синегорью с парковки напротив вокзала.
Чет или Кот давно там не был аль чего... Но когда был там таких маневров для заезда на парковку делать необходимости не было. С ул. Свободы поворачиваем и спокойно проезжаем. На кой хрен городить такие маневры с разворотом, выезжая с вокзала, вообще Коту не понятно.
Хммм, действительно на фотке нашел что там барьер появился (да и по тексту есть - чет, видимо, бегло прочитал).... Только зачем он там? Ну ладно, а проехать его дальше и повернуть? Должен быть же заезд со Свободы в любом случае.
Со Свободы также дорога раздваивается, поэтому в этом месте она односторонняя с разделительным барьером. На пальцах сложно объяснять, глянь гугл.мэп (чет ссыль не вставляется)
Короче, если по Свободе прямо поедешь мимо "Синегорья", слева у тебя будет бетонный барьер.
Там же еще кирпич после поворота на привокзальную парковку висит, насколько я помню. А обычные машины могут доехать по Свободе только до этого поворота. Так что независимо от бетонного барьера ехать все равно нельзя.