В ГИБДД продавили довольно радикальные поправки к КоАП, которые сегодня внесены на рассмотрение в Госдуму правительством. Суть такая: за три нарушения из «черного списка», совершенные в течение последнего года, водителя лишат прав на год. А тем, кто продолжить ездить, предусмотрят штраф в 10-30 тысяч рублей.
Сегодня же, наконец, опубликовали список нарушений, которые пойдут в зачет.
-
Превышение скорости на 40 км/час и более (и повторное);
-
Пересечение ж/д путей вне переезда (и повторное);
-
Проезд на запрещающий сигнал светофора/регулировщика (и повторное);
-
Непредоставление преимущества тому, кто имеет приоритет;
-
Разворот и движение задним ходом, где это запрещено;
-
Выезд на встречную полосу, где запрещено (и повторное);
-
Поворот и разворот, где это запрещено знаками и разметкой;
-
Непропуск пешеходов.
Уточнение в скобках означает, что в зачет пойдут не только первые нарушения, но и рецидивы.
Учитываться будут лишь нарушения, зафиксированные инспектором, который установит личность водителя. То есть штрафы с камер под лишение не подведут.
Госдума рассмотрит законопроект осенью, и, вангую, ему дадут зеленый свет, ибо обсуждение идет уже давненько, общественное мнение готово, а ГИБДД и многие депутаты поддерживают идею такого наказания. К слову, в первой версии законопроекта список нарушений был просто адовый, куда входило почти все, что мы время от времени нарушаем: неиспользование поворотника, езда без ближнего света, нарушение правил остановки и стоянки и т. д. Теперь приоритет отдали нарушениям, которые, как правило, сопряжены с прямой угрозой безопасности — вполне здравый подход.
Критики законопроекта педалируют, конечно, на стимулирование коррупции. Беспристрастные камеры автоматической видеофиксации к подобной практике привлечь невозможно, а при живом общении с инспектором последнее нарушение будет просто очень дорого стоить.
В какой-то мере инициатива очень напоминает советскую схему с дырочками на талоне предупреждения: три компостера и водитель лишался прав. В 1991 году систему заменили на бальную (до 15 баллов), что позволило классифицировать нарушения по степени опасности. В 1997 году, если не ошибаюсь, систему отменили совсем.
Между тем, практика лишения за штрафные баллы существует во многих развитых странах. Так, во Франции до лишения прав нужно выбить 12 «очков», при этом есть важную нюанс: учитываются нарушения аж за три последние года! Для примера, за превышение скорости выпишут от 2 до 6 баллов, за выезд на встречку — 1-3 балла. Во всех случаях возможно также «мгновенное» лишение прав, а в клинических случаях тюремное заключение (по решению суда с учетом предыстории водителя). Для возврата прав придется сдавать теоретический экзамен, а тем, кто приближается к опасной зоне, можно посетить курсы безопасного вождения — скостят 4 балла.
Пару слов о моем личном отношении к законопроекту. Изначально он показался мне чересчур суровым, ибо список нарушений был обширен, и при известном усердии ГИБДД в первый же год можно было лишить прав ну если не 100%, то как минимум половину водителей. Нам-то офисным по барабану, а вот тем, кто ездит регулярно и далеко (особенно профессионалам) пришлось бы совсем худо. И да, коррупционная составляющая, вероятно, доминировала бы.
В предложенном виде инициатива мне нравится больше. Выбранные нарушения как правило не относятся к случайным и представляют опасность, кроме того, в случае с некоторыми повторное нарушение так и так лишает прав, так что говорить о радикальном затягивании гаек я бы не стал.
Вместе с тем, после получения первого-второго штрафа из списка 90% водителей, думаю, захотят радикально перекроить свой стиль вождения. А это уже неплохо.
Коррупционная составляющая, безусловно, также имеет место быть. Впрочем, если считать взятку разновидностью наказания для водителя, мера все равно будет по-своему эффективной. Тем более, на водителе так и так останутся два прошлых нарушения, поэтому, отдав взятку, он не сможет расслабиться.
Главных рисков я вижу два. Во-первых, новая мера станет костью в горле дальнобойщиков, водителей маршрутного транспорта и других профи, которые, скорее всего, и будут основной добычей «черных гаишников». Ибо для них лишение прав эквивалентно потере заработка, и я слабо себе представляю схему, при которой взятки не стали бы систематическими.
Во-вторых, многое зависит от стратегии самих гаишников: если, скажем, они будут устраивать откровенные засады и ловить водителей горстями на спровоцированных нарушениях, инициатива не найдет понимания даже у адекватных водителей. Очень важно, чтобы ей сопутствовала работа по дальнейшему усилению контроля за работой ГИБДД.
А в остальном давным-давно напрашивалась схема, при которой систематические нарушители получали бы суровое наказание. Напомню, в 2012 году хотели сделать лишение за общее количество штрафов на сумму 20 тысяч рублей за год, но отказались по смехотворной причине: дескать, в Москве за семь неправильных парковок можно будет лишиться прав. Ну так получите теперь лишение за три нарушения (спасибо, хоть не парковочных норм).
|