После сегодняшних покатушек
В прошлом году дело было: замечтался на перекрестке Победы и Молодогвардейцев, проехав стоп-линию на желто-красный. Мысленно смирился с потерей 800 рублей «для ума», приехал на парковку, вышел — а номер залеплен ровненьким слоем снега, будто Дед Мороз лично надышал... Никогда еще снег не казался мне таким белоснежным и приятным. А что будет, если попасться в таком состоянии сотруднику ГИБДД?
Попытки лишить прав за подобное случаются: недавно на снежные грабли наступил один москвич. В контексте рассуждения снег можно заменить грязью, тем более зимой они почти неотличимы.
В КоАП по сему поводу есть две части статьи 12.2. Первая наказывает за нечитаемые, нестандартные или установленные с нарушением регистрационные знаки, но наказывает добродушно — предупреждение или штраф 500 рублей. Инспекторы обычно советуют протереть знаки на месте и отпускают после терапии мрачным взглядом (чайники хреновы).
Вторая часть серьезнее — 5000 рублей или лишение прав. Она карает езду совсем без номеров, либо за госзнаками, видоизмененными или оборудованными специальными устройствами и материалами, которые препятствуют идентификации символов. Под нее попадают всевозможные пленки из кожи человека-невидимки (обманывают камеры и отводят порчу), куски черной изоленты, рамки, жалюзи, фломастеры и прочие народные хитрости.
Кстати, по этой же статье штрафуют прямо у МРЭО владельцев новых машин, которые уже поставили их на учет, но отложили крепление номеров на их законное место.
Разница между статьями понятна: в первом случае речь идет о естественном загрязнении номера, которое, кстати, довольно редко делает его совсем нечитаемым. Во втором искажение намеренное, а потому более эффективное.
Но бывают и пограничные ситуации. Скажем, измазать грязью номер можно намеренно, равно как и залепить снегом, для прочности добавив воды и цемента. Высшим пилотажем одно время считались налипшие кленовые листья, причем на оба номера сразу (защита от «Парконов»).
Фактически, критерием серьезного нарушения является намеренность поступка, которую, чисто теоретически, инспектор должен доказать. Ровный слой снега во время влажного снегопада можно списать на проделки природы, налипший гербарий из горных трав, особенно в январе — вряд ли.
Хитрожопых в России больше, чем официально работающих, поэтому инспекторы склонны перегибать палку либо искренне полагая, что водитель лукавит, либо желая ему отомстить, например, за исполнение юриста не по Станиславскому. Что предпринять, если номер в самом деле испачкался случайно?
Первое — сделать качественные фотографии в загрязненном состоянии, по возможности, чтобы номер выглядел читаемым. Второе — сделать видеозапись улицы, которая бы иллюстрировала погоду (снег, слякость и т. п.). Третье — уже позэе взять справку в Гидрометцентре, которая бы доказывала, что на улице был, скажем, обильный снегопад. Напомни, что лишить прав вас могут лишь через суд.
И главный пункт, нулевой: если инспектор остановил автомобиль в слякоть, протереть подозрительные номера лучше сразу, и тем более не включать при этом юриста.
А вообще чисто теоретически проверять состояние номеров нужно перед каждой поездкой. Ну банально, хулиганы снимут задний номер или наклеят на передний листок бумаги. А это уже однозначно ч. 2 ст. 12.12, так что штраф 5000 будет за счастье.
|