На днях меня пригласили в состав жюри национальной премии
экспертов автомобильного бизнеса «ТОП-5 АВТО»,
задача которой - выявить самые знаковые автоновинки 2013 года. Вообще
к российским автопремиям я отношусь со скепсисом, особенно к «народным
рейтингам», но в данном случае подкупил тот факт, что оценивать и сравнивать
машины предлагается тем, кто ездил на большинстве новинок. Председатель жюри –
Александр Пикуленко, в составе
участников – журналисты «Автопанорамы», auto.mail.ru, «Газеты.ру»,
канала «Авто Плюс», программы «АвтоВести» и далее, далее. Как пояснили организаторы, во второй год
проведения премия список жюри решили расширить региональными журналистами (из
знакомых – наш екатеринбургский товарищ и коллега Кирилл Зайцев), что обещает неплохой
кворум.
Ну так вот, на первом этапе из всего многообразия новинок
2013 года нужно составить шорт-лист – по пять в каждом классе. Для этого нам
выслали опросные листы, в которых нужно было оценить каждый из знакомых авто
по десятибалльной шкале в пяти номинациях: "Цена/качество", "Стиль/дизайн", "Техника/инновационность", "Комфорт", "Практичность".
Когда я расставил баллы, по их сумме получился некий личный
хит-парад новинок. Причем, поскольку я оценивал машины по отдельным номинациям,
итоговый рейтинг подкинул несколько сюрпризов. Я ведь не старался расставить
новинки в определенной иерархии, а оценивал их по отдельности. Ниже – пять лидеров и пять аутсайдеров моего списка.
Лидеры
Kia Quoris (44 балла)
Несколько неожиданно первое место занял Quoris, но после некоторых раздумий я
пришел к выводу, что именно он превзошел ожидания сильнее всего. Скопировав
внешность и некоторые особенности BMW 7, инженерам Kia
удалось, казалось бы, невозможное: сделать автомобиль в самом деле очень близким
к премиум-класса. Настолько близким, что заочно я даже затрудняюсь сказать, в
чем он хуже той же «семерки».
В отдельные плюсы я поставил беспрецедентную для класса
ценовую политику, ибо хорошо оснащенный 290-сильный седан представительского
класса можно купить менее чем за 2 миллиона рублей. При этом уже в базе будет
аудиосистема премиум-класса, штатная навигация, сиденья с вентиляцией,
всевозможные электроприводы, биксеноновые фары, 9 подушек безопасности и т.д. Полагаю,
Quoris
– один из самых оснащенных и мощных автомобилей в диапазоне 2-3 млн.
Несколько меньше я поставил родственному Equus, поскольку его базовая
комплектация дороже на миллион (хотя и лучше оснащена), а дизайн более
консервативен.
Skoda Ocatvia (42 балла)
Без всяких баллов я бы назвал «Октавию» главной новинкой
года. В плюсы ей я поставил совершенно новую и удачную платформу, новую линейку
моторов, в которой якобы устранены многие недостатки прежнего семейства TSI, а также беспрецедентный
для класса уровень практичности. Octavia повзрослела, стала субъективно дороже и при этом
сохранила практически все достоинства прошлой версии.
Чтобы не размывать рейтинг родственными ей автомобилями,
сюда же включим Audi A3 Sedan (40 баллов), VW Golf (37 баллов) и Seat Leon (35 баллов) – последние
уступили «Октавии» за счет меньше практичности и большей цены.
В минус всему семейству я поставил не всегда гуманную
ценовую политику: так, Golf,
имея отличную базовую комплектацию, стимулирует к покупке более дорогих версий,
поскольку базовый мотор - 1.2 TSI
(85 л.с.). То же в целом относится к Octavia, так что реальная стоимость ходовых комплектаций вряд ли
будет ниже 700-800 тысяч. Audi A3 Sedan, как и положено
автомобилю премиум-класса, стоит за миллион.
Infiniti JX (40 баллов)
Я бы ни за что не вспомнил этот автомобиль и не поставил на третье место, если бы JX
не встретился в списке новинок. Но если быть объективным, JX – машина что
надо: большая, комфортная и во всех смыслах практичная. Дополнительный бонус –
ценовая политика, и при прочих равных премиальный Infiniti JX стоит примерно также, как «народный»
Touareg. При том, что JX крупнее и просторнее.
С другой стороны, я забыл его так легко, ибо не хватает ему внешней
убедительности – в некоторых ракурсах он похож на минивэн, причем не самый
сексапильный. Кроме того, это одна из тех машин, которые стремятся раствориться
вокруг тебя, а лично я больше люблю автомобили «с крючками».
Skoda Superb, рестайлинг (39 баллов)
Невянущий цветок Superb, субстрат философии Skoda. Просторный, с вышколенным
салоном, надежной управляемостью и чуть посвежевшей внешностью. Собственно,
ничего особенно нового в рестайлинговой версии нет, но инновационность
присутствует хотя бы в двухстворчатой крышке багажника, которую за это время «скопировала»
только BMW в своем
седано-хетче 5GT.
Mercedes-Benz A-класса (38 баллов)
Машина к душе, настоящий
«Мерс» с основательной поступью. Отдельно я похвалил инновационный и очень
удобный алгоритм управления автоматом с помощью подрулевого переключателя и
новые турбомоторы. Понравилась мне и внешность: несколько более экстремальная,
чем ожидаешь от Mercedes-Benz, но все равно весьма
стильная и узнаваемая. Единственное, хотелось бы чуть больше практичности,
которой славился прошлый A-класс,
тогда как нынешний не претендует на роль единственного автомобиля в семье.
Аутсайдеры
Важно уточнить, что система оценок,
предложенная организаторами, ставит дешевые машины в невыгодное
положение, поскольку такие параметры, как «Инновационность», «Дизайн» и «Комфорт»
во многом зависят от стоимости. Оценки ниже стоит воспринимать с учетом
этого факта.
Nissan Almera (32 балла)
В целом машина показалась мне беспрецедетной для нашего
рынка: недорогой, но очень просторной и практичной. Полагаю, невысокий балл
стоит объяснить двумя причинами. С одной стороны, Almera оставила
впечатление не совсем сбалансированного винегрета плюсов и минусов. У нее
отличные задние сиденья и хорошая подвеска, но не самый удобный багажник,
странная внешность и архаичный салон. Во-вторых, в ее основе старая платформа «Логана»,
что ставит ее в невыгодное положение на фоне более инновационных
конкурентов.
Citroen C4 Sedan (32 балла)
Он хорошо выглядит и
также просторен на втором ряду, как Peugeot 408, но вот багажник у него лишь
на 30 литров больше, чем у хетча (440 литров против 410) и для седана это
абсурдный результат. Добавим к этому петли багажника, съедающие часть объема и
сложности с перевозкой крупногабарита: C4 Sedan
словно рушит саму концепцию седана, как более вместительного и практичного
кузова. Признаться, я даже не совсем понимаю необходимость в седане с такими
параметрами. Впрочем, на фоне Ford Focus седан C4 вполне себе практичен, но все-таки эта машина кажется мне странноватой.
Peugeot 208 (31 балл)
Вот еще одно откровение – субъективно я бы поставил Peugeot 208 гораздо выше, но
в данном случае критерии оказались неудобными для 208-го. Вот если
бы я оценивал «Управляемость/Комфорт», «Ощущение
качества», Fun-to-drive, то 208 мог бы оказаться вверху
списка, но в остальном он не очень инновационный, не слишком уж броский внешне
и не самый практичный.
Chevrolet Cobalt (30 баллов)
Уровень дисбаланса
еще выше, чем у прямого конкурента – Nissan Almera. Карикатурная внешность «Кобальт» и ряд навязчивых
удешевлений (например, оформление багажного отсека) сразу снижают настроение,
хотя у машины есть и плюсы. В частности, очень шустрый шестиступенчатый
автомат, просторный салон и неплохой уровень ездового комфорта. Но все-таки
машину выбираешь и душой, а душа против такого личика.
Lada Kalina (21 балл)
Ей богу, я не специально. Оно само как-то так вышло, но «Калина»
предсказуемо замкнула список. Мне бы хотелось поставить ее выше, как жест одобрения того, что происходит на АвтоВАЗе, но объективно Kalina оказалась несколько ниже
ожиданий.
Она лучше рулится, сохранила присущей ей комфорт, но
внешность изменилась очень косметически и на мой вкус неудачно,
платформа осталась прежней, а основные инновации являются таковыми лишь в
рамках нашего автопрома. Тросовые приводы КПП и японский «автомат» - в целом,
это прогресс, но на фоне западных конкурентов очень осторожный. К тому же пятидверные
«Калина» не очень вместительны, а коль скоро их часто покупают на все случаи
жизни – это минус.
______
Вот такой получился рейтинг. В средине – еще с десяток
разнообразных машин, некоторые из которых прошли рестайлинг, некоторые –
полностью обновились, но все попали в середину. Кстати, именно там оказались большинство
кроссоверов, еще раз убедив меня, что как машины они – ни то, ни се, но зато и
тут, и там.
5 декабря
организаторы конкурса обещают опубликовать шорт-листы на основании анкет жюри,
и мне интересно, попадет ли хоть кто-то из моих фаворитов в окончательные
списки. А за это время нужно протестировать еще несколько машин из списка, с
которыми я еще не знаком.
|