Блог Артёма Краснова
Суббота, 20.04.2024, 01:06

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2015 » Январь » 18 » Левиафан. Кино про рашку-говняшку
20:44
Левиафан. Кино про рашку-говняшку

Премьера назначена на февраль, но коли фильм распространился по сети (и как будто авторы не против), я решил посмотреть. Обсудить его, не выдавая  деталей сюжета, сложно, так что если хотите взглянуть незамутненными глазами, не читайте пока этот пост.

Напомню, фильм получил «Золотой глобус» и является претендентом на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». С другой стороны, это «Левиафана» имел в виду министр культуры Владимир Мединский, когда заявил о бессмысленности финансирования кино про «рашку-говняшку», за что впоследствии извинился

Фильм смотрится хорошо. Хорошо, потому что очень многое узнается. Быт небольшого  городка-поселка, незатейливые развлечения тамошних жителей, их речь и настроения переданы так,  что местами кажется, будто смотришь документальное кино. Действия происходит в Мурманской области, но антураж здорово напомнил Карталы или любой другой небольшой уральский город.  

Нервный, задерганный жизнью главный герой. Хамоватый неприкаянный сынок. Уверенный друг из Москвы. Недалекие, без налета доблести сотрудники ГИБДД показаны незлыми – без нужды подлости не сделают, а если сделают, то не потому, что гнилые, а жизнь такая. В общем, очень быстро фильм увлекает тебя достоверностью картинки и отсутствием нарочитой киношности.

Так длится примерно первый час. А потом, словно снаряд на параболической траектории, фильм начинает мало-помалу терять достоверность и катится куда-то под уклон. Для меня первым звонком стал Роман Мадянов – прекрасный актер одной набившей оскомину роли. Мадянов – это орущий чиновник. Орет, не спорю, качественно, но из фильма в фильм до зубной боли одинаково. «Штрафбат», «Доктор Тырса», «Мосгаз», в меньшей степени сериал «Участок» - он везде есть одномерное воплощение чиновничьего беспредела, узколобости, корысти. И в «Левиафане» выйти за этот образ его, похоже, не просили, а наоборот, взяли именно ради типажности. Для фильма с претензией на глубину, мне кажется, использование актера-штампа – серьезный минус. Ибо Мадянов – это типичный антагонист, безусловное зло, в причинах которого мы не хотим разбираться, а лишь констатируем – зло есть и оно непобедимо. Мадянов пуленепробиваем. Смиритесь.

В какой-то момент внутренний скелет фильма начинает слишком выпирать наружу. Исчезает интрига, остается лишь одно предчувствие – сейчас возьмут говно-насос и будут нагнетать. Действие вдруг устремляется в воронку какой-то дикой беспросветности, и в этой воронке теряют весь свой рельеф нащупанные было трехмерные образы. Все плохо, а будет еще хуже. Стало хуже? А мы еще поддадим. Держись, зритель – мы прочистим твои слезные каналы. Ты будешь рыдать.

И в какой-то момент ты захлопываешься. Теряешь связь с персонажами. Перестаешь верить. В какой-то момент становится неинтересно, потому что автор не дает тебе шагать самостоятельно. Он не пытается создать реальность, где ты свободен в выводах. Он хватает тебя за руку и волочит силком к самому мрачному концу, на который у него хватило фантазии. Все умерли. Кто не умер, сел в тюрьму. Кто не сел, сбежал еще раньше.

Тут можно заявить, что, мол, в жизни так и бывает. Я, пожалуй, соглашусь – бывает. Как говорит Аркадий Паровозов: «Потому что все возможно, все бывает, так сказать…». Да, могло быть. Это не фильм про инопланетян, это фильм про беззащитность простого человека перед элитами. А то, что она существует – факт.

Почему тогда этот фильм, так остро показавший всю подноготную, оставил у меня в душе какой-то мерзкий осадок, что-то вроде ила на дне давно затопленной лодки. Меня так задела эта правда? Я не могу выносить эту беспросветность?

Я думал, думал, формулировал, формулировал, и вот к чему пришел. С помощью массы всяких хитростей автор подводит к мысли, что все показанное – это типично российское, более того, это типично наше, современное. Он не показывает какое-то абстрактное общество вне времени, чтобы отразить что-то общечеловеческое. Он заостряет внимание на злободневности, российскости. Но сдается мне, истории с отжимом земли у простых людей в пользу элит происходили всегда, происходят сейчас, будут происходить и не только в России. Собственно, за основу сюжета Андрей Звягинцев взял историю американского борца Марвина Химейра, переложив ее на российский лад. Наверняка и в России были Химейры, и почему бы не положить в фундамент свою правду – может быть, тогда она получилась бы не такой удручающе однозначной? Может быть, тогда появилось бы третье, четвертое измерение? Как оно было на самом деле?

Второй момент: еще до просмотра я видел много рецензий, где «Левиафан» преподносится как «новое слово науки». Мол, все молчали, а Звягинцев сказал. Мне это тоже непонятно: фильмов-страшилок в пост-советское время снято немало. На меня, скажем, большее впечатление произвел фильм «Лилия навсегда». А чем лучше сериал «Школа», показанный по первому? Циник во мне говорит, что в любом обществе, во все времена всегда есть люди, для которых в силу непреодолимых обстоятельств или их личных поступков все сложилось наихудшим образом из возможных. Естественно, истории этих людей волнуют, поэтому нет лучшего материала для подлинной кинотрагедии. Вопрос лишь в том, являются ли их беды производными того времени и пространства, в котором они живут? Характеризуют ли они эпоху? Или это универсальные, пронизывающие время истории? Может быть, это происходит лишь по той причине, что человек в своей основе – хищник и всегда им был? В американском сериале про американскую же власть «Карточный домик», по сути, показаны те же самые качества элит, просто по ту сторону океана.

Мне сдается, что в показанной трагедии маленького человека в маленьком российском городке ключевые слова – маленький городок. Детская писательница Джоан Роулинг написала первый роман для взрослых «Случайна вакансия». Мне сложно судить, насколько достоверно Роулинг воссоздала реальность, но в ее маленьком английском городке происходит такая же отчаянная история, замешанная на власти, крови и борьбе  элит с простыми людьми.

Вящий трагизм фильма очень сильно умерщвляет все попытки проанализировать его логически. Раз анализируешь, значит, законченный циник. Рыдать надо, а не анализировать. Но я все-таки не мог избавиться от ощущения, что действия героев как бы… кхм… не всегда понятны и порой не вызывают сочувствия. Добрый юрист приезжает из Москвы, чтобы помочь бывшему сослуживцу отспорить у чиновника участок земли. Суд проигрывает, но грозит чиновнику компроматом. Потом спит с женой друга, потом спит с ней второй раз так, чтобы друг видел, получает от друга по мордам, получает от чиновника по мордам и трусливо сбегает в уютную Москву. В результате, положение друга становится совсем безнадежным, ибо чиновник, естественно, разозлен, а блудливая жена чувствует смесь отвращения и жалости к своему мужу. Сам он при внешнем антураже истого мужика оказывается человеком достаточно истеричным, то есть грозным, скорее, на словах, чем на деле. Чисто психологически это не располагает к нему.

Суперадвокат делает ноги с поля брани

Если бы это был просто фильм про сложную судьбу простых людей, я бы принял его. Я бы насладился красотой северных пейзажей, показанных намеренно в мрачных выцвеченных тонах. Да, хотя история и выдуманная, она могла быть. Где-то когда-то могла быть. Может быть, в Древней Греции или современной Голландии. Может быть, в России. Для меня главная проблема фильма в том, что он пытается подать универсальную трагедию как типично российскую и сделать это с помпой первооткрывателя.

И опять же есть ощущение, что все это тоже не случайно. Задумав по-своему талантливое кино, автор захотел потрафить тем, кто будет оценивать его фильм. Польстил им, говоря то, что они хотят услышать. О том, как «хорошо в стране советской жить» снимают много, значит, нужно пойти от обратного.  Вы хотите кино про ужасы российской действительности? Я вам дам их в концентрированном виде. Но есть один нюанс: я не буду копать вглубь, чтобы сделать фильм без оглядки на то, получится ли он черным или белым. Я сразу определюсь – фильм черный, а все остальное – производные этой установки. Водка, чиновники, православие – триединая российская трагедия.

Я начал с Мадянова, им же и закончу. Меня, например, очень интересует образ российского коррупционера и бюрократа. Интересует, потому что он не всегда такой быковато-простой. Мы живем среди таких людей, иногда они оказываются нашими родственниками или знакомыми. Их много, их целая армия. Социальный слой. Иногда они кажутся нам по-своему в чем-то правыми – если углубиться в их мотивы. Иногда мы сами делаем то же, что они, и тоже по-своему правы, если углубиться в наши мотивы. Можно печатать их на картоне и кидать дротики. Для облечения души это хорошее занятие, для понимания сути вещей – бесполезное. И для победы над ними бесполезное. Поэтому мне фанерный Мадянов не дал ничего нового, кроме тысячу раз заезженного штампа – все беды у нас от жадных чинушей. А, ну еще от православной химеры, которая изображена еще одной элитой. Что делать, куда мы идем, как с этим жить - никаких мыслей. Ложись и помирай. Время такое.

А вообще, я уверен, многим фильм понравится. Людям вообще нравится смотреть про то, что они и так знают, в очередной раз восклицая: «Вот! А я что говорил?»

Что касается меня, после «Левиафана» я посмотрел во второй уже раз другой фильм - «Как я провел этим летом». Фильм тоже далеко не комедийный, но, на мой вкус, намного более талантливый, доходящий до самой сути человека. И тоже про российский север. Рекомендую.

 

Категория: На злобу дня | Просмотров: 997 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: Левиафан | Рейтинг: 5.0/4


Всего комментариев: 19
1 Аяврик  
Цитата
если хотите взглянуть незамутненными глазами, не читайте пока этот пост.
"Вот тебе конфетка, но сперва убери игрушки!" Ага, щас! Тем более, что практически всё, что сейчас снимается, лишь вариации на давно обсосанные темы. Нет возможности,(да и желания) следить за новинками, если подобное уже когда-то видел. Ещё раз в этом уверился, когда посмотрел так восхитившие Сиплого "Люси" и "Облачный атлас". Он, наверное, прав - я, старый маразматик, живу прошлым и не воспринимаю современные фильмы как творчество; это скорее поделки на потребу, а не искусство. Поэтому, Артём, побольше подобных рецензий; и читать интересно, и время экономится. applause

2 Артем_КРАСНОВ  
0
Насчет Люси полностью соглашусь - на мой вкус, хрень просто феерическая, хотя от Бессона другого и не ждал, посмотрел чисто по рекомендации Сиплого. Но тут понятно, что у каждого свои предпочтения, кому-то, видимо, вкатило. Облачный атлас не смотрел, но думаю, что также не "мой" фильм

4 Cиплый  
1. "Люси" - понравился концепцией...там наглядно показано, то что я считаю природой "божественного"...если есть существо, которое способно постичь все (или многие) тайны мироздания, то с вероятностью 100%, мы будем воспринимать такое существо как бога...танцуя от этого можно достаточно точно установить кого считали "богами" наши предки, и почему "богов" было несколько (язычество), и даже почему они обладали разными способностями...кароче из этого понимания много чего само-собой выходит...я сразу написал, когда рекомендовал этот фильм, что его мало просто посмотреть, про него нужно с кем-то поговорить...тогда, возможно он покажется чем-то большим, чем просто видеоряд...
2. Я нигде не писал, что считаю вас, старым маразматиком, это вы сами себе придумали...некоторая склонность к очернению настоящего в противовес светлому прошлому характерна для всех людей старшего возраста, но это ни в коем случае не означает чего-то подобного тому, что вы написали...

5 Артем_КРАСНОВ  
0
Мне показалось, Люси, с одной стороны, очень вторичен, потому что вся его идейная основа обсуждалась философами уже тысячи лет. Но это было бы простительное, если бы не во-вторых: количество несуразностей переходит критическую границу, поэтому фильм не вызывает доверия. Скажем, есть американский экшн Пола Верховена "Невидимка", не бог весть какой прорыв, но снятый очень достоверно в плане мотивации героев, научной подоплеки и т.п. Есть фантастический элемент, а все остальное - как в жизни. А здесь же меня не покидало ощущение, что сценарий писал 7-летний ребенок.

6 Cиплый  
вся его идейная основа обсуждалась философами уже тысячи лет

Этот пафос можно повторять постоянно, ты знаешь какими именно философами, в каком ключе? К чему пришли в итоге...

меня не покидало ощущение, что сценарий писал 7-летний ребенок.

Это тоже уныло и предсказуемо...для начала следовало понять, что ты не можешь идентифицировать несуразности, ибо то, что тебе кажется несуразным, возможно таковым не является...я много прочитал всяких описаний якобы люпов или неточностей, заполнился один, когда чувак уверенно обсуждает, то что мобильные сигналы якобы невозможно принять на проводной телефон (там есть такая сцена), конечно в его узколобой реальности это невозможно, но так же в этой реальности невозможен телекинез, перемещение предметов усилием воли и другое, что уже сейчас кое-где пытаются исследовать, и по замыслу фильма это происходит на стадии 20%-ной активации мозга, что же можно делать на 50% мы даже представить не можем, так же как авторы фильма, поэтому эти вещи и показаны так "несуразно", ибо как они выглядят "суразно" никто пока что не знает...к этому так и нужно относиться, как к худ. вымыслу ибо даже эскизы космических поездов Циолковского выглядят "несуразно", когда сравниваешь их с реальными многоступенчатыми ракетами...

7 Артем_КРАСНОВ  
0
Володь, тебе понравилось - это главное. Тут бесполезно спорить.

9 Cиплый  
Мне понравилось потому, что в этом фильме очень просто и понятно обозначено то, что я себе давно представлял, но не мог до конца свести и окончательно сформулировать, а видеоряд и ляпы тут вообще не имеют значения...

8 Cиплый  
И еще я не уверен, что все кто смотрел этот фильм поняли его идейную основу, которую обсуждают философы уже тысячи лет...

12 Аяврик  
Всегда казалось, что интеллект предполагает наличие чувства юмора... Опять ошибся...

3 PsKoT  
По предварительным роликам в виде рекламы уже с 99% случаев можно определить про что фильм и надо ли его смотреть. Кинематограф нынче не торт... Что наш, что зарубежный...

10 ТотЧувачок  
те это типо "географ глобус пропил"? хотя в географе жадных чиновников нет. наверно поэтому там концовка не такая унылая и тоскливо-беспросветная. ))

11 Артем_КРАСНОВ  
0
"Географ глобус пропил"  - это книга/фильм про людей. В "Левиафане" люди удивительным образом исчезли из уравнения. Остались только стереотипные "боты", необходимые для иллюстрации некой идеи.

13 монгол  
Все намного проще. Все фильмы у него сняты не для нас.

14 Skela  
Вот поймал себя на мысли про актера Мадянова, когда смотрел. Подумал - а какой он на самом деле актер, вроде же неплохой, умеет ли играть кого-то другого или, как в свое время Ульянов застобил за собой образ Жукова, просто не сможет сыграть кого-то другого? Такое впечатление, что он специально готовится к подобным ролям - вес набирает стабильно, лысеет, потеет, в общем, собирает штампы. А в жизни, поди, семьянин и добрый самаритянин. Кстати, по актерам удивило наличие сразу двух актрис из "Географ глобус пропил". Интересно, больше нет или у них теперь амплуа "актрисы, снимающиеся в соверменном русском кино"?)

Что по самому фильму - ты прав, что, может, фильм и какой-то идейный и правдивый, но это совсем не повод делать его скучным. Где-то в середине я просто начал проматывать секунд по сорок, чтобы поскорее закончить. Понятно, что так артхаус не смотрят, но Звягинцев вроде его таким и не делает.

15 Артем_КРАСНОВ  
0
Насчет Мадянова: возможно, его просто режиссеры не хотят снимать в других ролях. Стал заложником удачного образа. А может быть, он и сам не слишком рвется, потому что платят хорошие деньги. Но вообще он актер театра в том числе, так что, подозреваю, человек более разноплановый, просто в популярные кинушки его зовут на одну и ту же роль.
Хотя даже образ чиновника можно было хоть чуть-чуть проработать. Мне все время казалось, что он щас заорет: "Гнида, Тведохлебов, ты на советскую власть пасть разиваешь..."

16 kriptonus  
Посмотрел фильм. Какого-то отвращения не возникло. Может, и несколько   мрачновато, но эта гиперболичность подчеркивает реальность изображаемого. Поцарапали штампы: русские только и делают что пьют. И чем хуже, тем больше. Это слишком избито. Зритель-иностранец после таких кадров будет ждать ушанок, балалаек и медведей. Вот это да, выпирает. В целом же осталось ощущение некоторой безысходности: есть незащищенность от власть предержащих для обычных людей и  ничего с этим не сделать ни сейчас, ни ранее, ни позже.

18 Артем_КРАСНОВ  
0
Ну в целом такие же ощущения

17 Аяврик  
Попытался посмотреть. Покоробило обилие мата в диалогах. Понятно, режиссёр пытался добиться реалистичности, как и в случае с поголовным пьянством, но здесь перебор. Актёры неплохие, но видимо, не преподают им "сценический мат". Любой сантехник делает это органичней и талантливей. smile

19 Артем_КРАСНОВ  
0
Антуражная часть мне в целом понравилось, узнаваемость есть, видимо, я тоже не эксперт в художественном мате, хотя люблю послушать, если талантливо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |