О фильме я узнал из журнала «Аэрофлот». В интервью Данила
Козловский, исполнитель роли Валерия Харламова, признался, что считает эту роль
главной в своей жизни, и что никогда еще в его карьере не было съемок, где вся
команда играла бы с таким вдохновением и единством. В общем, фильм тут же попал
в список на просмотр.
Прямо накануне похода в кино свою рецензию на фильм прислал
Ярослав Федоров (известный нам в том числе как штурман раллиста Алексея
Игнатова).
«Я, как и многие,
очень осторожно отношусь к отечественному кино, но этого фильма ждал - на фоне
повального увлечения хоккеем, переживаний за "Трактор" и активной
рекламы, фильм практически обречен на успех. И он не разочаровал ...
Хот, я больше даже переживал не за себя, а за родителей - боялся, что им не
понравится - папа смотрел "суперсерию" в 7-ом классе, доказывая
бабушке, что это "матч века" и он ГОРАЗДО важнее сна советского
школьника ;)
Конечно, в фильме много неточностей, но специально искать их не возникает
никакого желания, а относительно молодой зритель даже не заметит их. При этом
основные моменты: отношение Канады к нашей сборной, несправедливость с
Анатолием Владимировичем Тарасовым, переживания советских болельщиков показаны
достаточно ярко и эмоционально. Жаль только, что никак не фигурировал Владислав
Третьяк, но я надеюсь, что это лишь резерв для нового биографического фильма о
нашем легендарном голкипере.
Кстати, "случайных" зрителей в зале не было - каждый гол зал
воспринимал восторженными криками и аплодисментами, а в трогательные моменты
слезы наворачивались даже у суровых челябинских мужиков. А сколько восторга
вызвали события в Чебаркуле ... ;)
В общем, ОБЯЗАТЕЛЬНО сходите на этот фильм и, по возможности, возьмите с собой
родителей - им будет приятно ... а потом найдите время скачать и посмотреть
первый матч суперсерии 1972-го года и документальный фильм "Хоккей
Анатолия Тарасова"».
Расскажу свои впечатления, сразу предупредив, что не являюсь ни знатоком, ни
даже любителем хоккея.
Фильм смотрится легко и делает адскую инъекцию спортивной
злостью, из которой вытесаны чемпионы старого образца. Тут я противопоставляю
их спортивным героям нового времени, которые в большей степени уповают на
достижения спортивной медицины, четко выстроенную карьеру и природный талант.
Коль скоро хоккеистов я знаю мало, лично меня образ
Харламова подкупил схожестью с образом Айртона Сенны. Оба отличались человечностью в обычной
жизнью и невероятным напором в спорте, оба преодолевали физические недуги, оба
огорчили немало признанных авторитетов.
Данила Козловский, в котором режиссеры нередко эксплуатируют
плакатную внешность, понравился убедительным перевоплощением в простого (или
так – негламурного) парня Валерия Харламова. Но из всех актерских работ лично меня
гораздо больше впечатлил Олег Меньшиков в роли тренера Анатолия Тарасова, и
хотя я затрудняюсь установить идентичность прототипу, смотрелся он именно личностью,
гением, который «живет по законам другим». Причины успеха советской сборной вопросов не вызывают. Ну и в апогее фильма отдельное
удовольствие доставляют канадские «быки», у которых того и гляди повалит пламя
из носа – высшая степень убедительности образа.
Канадский профессионал
Но если уж быть до конца откровенным, я ждал от фильма чуть
большего. Может быть, не хватило некой трехмерности образов: например, Харламов-спортсмен
показан достаточно рельефно, но Харламов-человек – очень контурно, а ведь это
не менее интересно. Не очень понравилось изобилие стереотипных образов – девушка
Харламова, хитрый и коварный бюрократ-политикан, тунеядец-хоккеист из чебаркульской команды «Звезда»,
друг главного героя. Я не знаю, какими были их прототипы, но на экране они
смотрятся весьма заурядно, а потому скучновато.
Ну коль скоро одним из продюсеров фильма выступил Никита
Михалков, не обошлось без пафоса, особенно добила неестественная, на мой взгляд,
сцена, когда Харламов спорит с товарищем за жизнь, зацепившись руками за провод
между верхушками ТЭЦ на высоте этак 80 метров. Да и есть ли в Чебаркуле ТЭЦ
такого масштаба, как показана в фильме (не видел – может и есть…)?
В общем, сильные стороны фильма для меня смазал
современный технологический подход, когда кинемотографические штампы вставили в работу, которая, по идее, должны быть неформатной. Может
быть, не хватило чуть-чуть свежего взгляда на ситуацию – не знаю.
В этом смысле фильм про Владимира Высоцкого «Спасибо, что
живой» показался более глубокой, пронизывающей работой, и допущенный Никитой
Высоцкийм элемент противоречивости лишь добавил градуса.
Впрочем, своей цели "Легенда №17" достигает – очень захотелось
посмотреть запись того эпического матча СССР-Канада 1972 года.
PS: с нетерпением жду фильма Rush об эпических дуэлях Ники Лауды и Джеймса Ханта. Выход фильма запланирован на сентябрь 2013 года.
Мода легко объяснима, громкое имя имеет большой рекламный потенциал, так что фильм о Харламове или Круге проще раскручивать. Коммерческий расчет. Вот он, видимо, немного и испортил картину
Вчера в воскресных новостях по каналу Россия 1, целый сюжет был посвящен рекламе этого фильма...было даже примерно такое: "Если бы американцы сняли такой фильм, то выписали бы себе за него оскара"...