Дорога где-то в Шотландии
Во время тест-драйвов в голове поселилась вот какая странная мысль: в России не любят драйверские авто из-за ландшафта. Наши дороги построены так, что по ним скучно и опасно ездить быстро – и это даже безотносительно качества полотна.
По тем же причинам у нас мало по-настоящему хороших водителей, неразвит автоспорт, а понятие удовольствие от вождения в основном сводится к способности утопить педаль в пол на прямой.
Попади к нам этот Radical, где бы мы на нем ездили?
Я испытываю легкую зависть к английским коллегам, которые живут в стране драйверских дорог. Скажем, в центральной Англии или в Уэльсе есть трассы, петляющие между холмов, относительно ровные, пустынные, с трехмерным рельефом. На них есть медленные и среднескоростные повороты, а во многих местах дорога просматривается на несколько километров вперед – необходимое условие для полноценного отжига.
А это любительский заезд на паре Ferrari по дороге Наполеона
Если они не могут найти достойную дорогу поблизости, то есть соседняя Франция. Это здесь пролегает знаменитая дорога Наполеона (Route Napoleon), по которой он в 1815 году шел на Эльбу. Сегодня она считается одной из лучших драйверских дорог в мире благодаря уникальному рельефу и умопомрачительным видам.
Трансфэгэрашское шоссе в Румынии воспели Top Gear и журнал Evo
А теперь переносимся в Россию. Мы живем на Урале, горы здесь, может быть, не так эпичны, как Альпы, но тоже величественны. Но посмотрите, как мы прокладываем дороги. Горный участок трассы М-5, фактически, вырублен в скалах и двигаясь по нему, горную местность ощущаешь разве по уклонам. Повороты, если и есть, слишком пологи, а захватывающие дух виды открываются в паре мест под Златоустом и Симом. Ну, собственно, для федеральной трассы такая конфигурация вполне оправдана.
У нас вообще не принято строить горные серпантины, которые так здорово подходят для драйва. Серпантин хорош медленным шпильками, ведь в реальности вы вряд ли захотите испытывать судьбу в повороте, который можно пройти на 160 км/час. У нас же даже второстепенные дороги в горах, например, на участке от Чебаркуля до Миасса, не имеют по-настоящему драйверских поворотов. Те, что есть, опять же слишком пологие, закрытые, а трафик слишком интенсивный. Здесь лучше ехать без выкрутасов.
Спуск с Ай-Петри (Крым). Помимо умопомрачительной дороги это еще и очень атмосферное место
В России драйверская дорога не возможна идеологически. В том смысле, что она должна быть пустынной и качественной одновременно, а у нас если дорога худо-бедно ровная – трафик будет как на М-5, а если это какой-то аппендикс к заброшенной деревне – выбоин окажется на два порядка больше, чем поворотов.
Спуск от озера Севан в Армении - одна из самых волнующих дорог, по которым мне доводилось ездить. Тормозов гражданской машины хватает на полчаса драйва
Драйверские дороги встречались мне в изобилии в Англии, на Мальте (там, правда, суровые ограничения скорости), в Армении, Чехии, Норвегии, но не в России (Крым, когда я там оказался, еще не был российским)).
Екатеринбург - Нижний Тагил
Мы давно ездим по области в поисках подобных серпантинов, но пока не нашли. Надежду дала было трасса от Екатеринбурга до Нижнего Тагила, где прямо по лесу прорублены две параллельные односторонние дороги. Но беда опять же в слишком пологих поворотах и трафике: здесь можно ехать быстро, но приближаться к пределу возможностей автомобиля слишком опасно. Тем более, иногда за очередным изломом рельефа оказывается фура с пробитым колесом.
Иногда увлекательные дороги встречаются в гуще какого-нибудь леса, и все бы ничего, но качество… Если ты не можешь доверять асфальту, удовольствие от езды сменяется гипернапряжением – не влететь бы в яму.
Для теста BMW 3 нашли мы такую вот симпатичную дорогу, но из-за убитого полотна для быстрой езды пригодна лишь пара поворотов. Не хотелось оставить на память местным жителям подвеску
Вот почему я не очень рвусь купить драйверский автомобиль (да хотя бы Renault Clio Sport). Ездить на нем все равно негде. И владельцы спортивных моделей вынуждены выпускать пар во время стартов с места, но найти хотя бы пару связанных поворотов и попробовать машину на все деньги попросту негде.
Фото evo.co.uk
Хорошо это или плохо – я не знаю. В той же Англии, Франции и Германии тамошние дороги дали толчок развитию автоспортивной индустрии. Но наряду с удовольствием от вождения они провоцируют аварийность – от ошибок никто не застрахован, а самоуверенные владельцы мощных машин – тем паче. Может быть, горные серпантины и прекрасны, но в России, вероятно, их стоило бы приравнять к холодному оружию, не знаю.
Но чисто эгоистически мне иногда хочется иметь потайной уголок с пустой, поворотистой дорогой и качественным асфальтом. А если он еще и живописный… Если найдете такой – подсказывайте.
|