Я гляжу на нее сквозь слезу. Lada Granta Sport — слышите? Это же песня про «Прекрасное далеко...», которая щемит в груди бликами сбежавшего детства. Она будит ностальгию по временам, когда иномарки еще были мечтой, а любой мотор мощнее 100 л.с. провоцировал болезненное желание рвать всех на светофорах. Времена, когда мы с аппетитом разглядывали любой нестандартный бампер. Когда вазовские двигатели точили до объема 1,8 л и портили их прямотоками. Заниженные подвески, огромные диски, увеличенный кастер... Эх...
Ну вот, полюбуйтесь: Lada Granta Sport — это тюнинг в заводском исполнении. Хотя, признаться, по меркам самых отчаянных самодельщиков перед нами, конечно, вариант мягкого, почти интеллигентного тюнинга. Новые бампера, спортивные сиденья и псевдо-кожаная отделка салона. По «железу»: перенастроенная ходовая часть, короткая главная пара и двигатель, выдающий 118 л.с. вместо стандартных 106 л.с. Вообще говоря, на революцию не тянет, и разгон до сотни за 9,5 секунд — это чуть лучше среднестатистического значения.
Зато ее дерзковатая внешность заводит. По крайней мере, если обычная «Гранта» провоцирует в душе импортозамещающее уныние, то «Гранта Спорт» соткана из мажорных нот и фотографировать ее интереснее.
Выхлоп, кстати, не прямоточный, но бубнит призывно, а на разгоне рявкает так, что я затылком чувствую осуждающие взгляды. Да, я малолетнее чмо на верченой «десятке». Ну или чем-то подобном.
16-клапанный двигатель форсирован по оборотам до 118 л.с.: пик момента приходится на 4750 об/мин. Очень много! Выхлоп перенастроенный и достаточно громкий.
Первое впечатление от Granta Sport: неадекватно-чумовой разгон с места. Едва я отпускаю сцепление и поддаю газа, шины срываются в пробуксовку, и машину швыряет вперед, как подсеченную рыбу. Монстр! Вторая передача, бросаю сцепление — снова визг шин, но уже придушенный. Третья передача — устаканилось.
Парадоксально, что кроме стартового рывка динамика машины не кажется азартной, а на обгонах и вовсе ниже ожиданий, которые порождает диковатый начальный разгон. Собственно, «Гранта Спорт» построена по относительно простому рецепту: главная пара с отношением 4,3 (вместо 3,7) да форсированный по оборотам мотор (на языке тюнеров — распредвал с «высокими» кулачками). Первая передача получилась короче лета, но уже со второй, не говоря про высшие, ощущается дефицит момента на средних частотах, ведь его пик сосредоточен где-то после 4500 об/мин.
Активная езда на Granta Sport требует некоторой эквилибристики с рычагом КПП, поскольку зазоры между некоторыми передачами большеваты, а мотор уж слишком «верчен». Поэтому перед сменой передачи нужно открутить его этак до 6000 об/мин, а на обгонах выбирать наименьшую передачу из возможных. Это, как я уже говорил, провоцирует акустические спецэффекты и заставляет окружающих ненавидеть очередного «расера», мечущегося в поисках своего столба.
Впрочем, все ведь познается в сравнении, и по мерках обычных «Лад» динамика Granta Sport незаурядна, а главное, она подначивает тебя ехать активно. По другому вообще сложно, и на малом ходу, например, двигатель вянет вместе с осенней листвой. На проселочной дороге казалось, что он вот-вот заглохнет — высокие кулачки, мать их... Короче, «тошнотикам» она противопоказана, зато от увлеченного водителя требует качественной работы рычагом и педалями и вообще склоняет к самодисциплине. Вот опять бросил сцепление резковато — машина огрызнулась.
По жесткости подвески Granta Sport превосходит обычную «Гранту», примерно как Lancer Evo — обычный Lancer. На участке дороги со срезанным асфальтом Granta Sport растрясла нас с Глебом так, что руки начали зудеть, как от езды на велосипеде. Впрочем, на более-менее вменяемом асфальте я бы не назвал ее откровенно дискомфортной, и даже рельсы с выбоинами она пролетает сосредоточенно и ровно. Длинноходная и в целом энергоемкая подвеска «Гранты», помноженная на увеличенную жесткость упругих элементов, создала бронебойных коктейль. Нет, это не вариант для неженок, которые устанут изучать дорогу пятой точкой. А вот для увлеченного водителя вибрации — что допинг, ведь надо же чем-то занять пятую точку.
Просвет уменьшился, но остался достаточным для езды по грунту
Обращают на себя внимание даже не сами толчки, а вторичное подзуживание, которое, подозреваю, связано со средней жесткостью кузова «Гранты». В остальном ее подвеска сурова, но ведь мы любим суровость в спортивных машинах.
Но спортивна ли Granta Sport? Я прошу прощения у водителей, которые могли видеть мои пируэты, но в данном случае мне нужно было немного позлить машину (и их), чтобы понять ее возможности.
Определенно, это лучшая «Лада» с точки зрения управляемости и удовольствия от вождения. По крайней мере, до выхода более заряженной версии NFR и какой-нибудь оспортивленной Vesta.
Она не раскачивает на волнах, как «Калина» или «Гранта». Она дает неплохую обратную связь во всем диапазоне с поправкой на легкую затертость руля, которая чуть прорезинивает ощущение. Она довольно цепко держится за асфальт и, что важно, демонстрирует предсказуемость повадок. В целом, зажигать на ней приятно, и если обычная продукция АвтоВАЗа — это антитезис всему, что мы называем фан-ту-драйв, то Granta Sport не имеет характерной ватности.
Кстати, на фоне самопальных тюнинг-каров управляемость заводской Granta Sport почти рафинирована. В иных экземплярах, помнится, было ощущение, что управляешь не «типа спортивной» машиной, а грузовиком, до того тяжелым и бессмысленным было рулевое. К Granta Sport можно придираться по мелочам, но общий баланс управляемости здесь гораздо цивильнее.
И она провокационна. Вот чего не отнять — на ней хочется не ездить, а носиться. Она требовательна к водителю, и вынуждает его быть сосредоточенным, чтобы поддерживать темп езды, оправдывающий наклейки по кузову. Но, в конце концов, это один из аспектов удовольствия за рулем. Она прочищает мозги, как утренний кофе.
При этом Granta Sport не стала экстремальной настолько, чтобы ее нельзя было использовать каждый день. Прикупив картошки в районе Байрамгулова, я в очередной раз оценил ее классный багажник. Потом поездил по семейных делам, и кости не рассыпались от вибраций.
Если подытожить, это самая собранная и точная в управлении из «Лад». Но именно из «Лад», потому что в автомобилю не хватает вышколенности, которая отличает настоящие горячие хетчи. Она явно требует индпошива в области трансмиссии, чтобы не только главная пара, но и весь ряд передаточных чисел соответствовал характеру мотора. Она нуждается и в более мощном и моментном двигателе, который бы позволял активнее нагружать шасси. Наконец, в идеале хотелось бы чуть более деликатных настроек подвески, ведь оригинальная «Гранта» очень самоуверенна на разбитых дорогах, а Granta Sport тяготеет все же к гладкому асфальту.
В ней, если хотите, есть дерзость молодого спортсмена, который еще не овладел техникой боя, но уже готов выступать против лучших. А задор, в конце концов, это уже полдела.
Цена автомобиля составляет 539 тысяч рублей, комплектация сразу топовая, включая изыски, вроде подогрева лобового стекла, тачскрина и всевозможных электроприводов. А вот ESP нет, и, с учетом ее возможных владельцев, напрасно.
Вот только жаль, что целевая аудитория, которая раздувала крылья и щеки, уже давно выросла, остепенилась и пересела на иномарки. Да и не клюнула бы она на Granta Sport, ведь помимо технического доминирования им хотелось самовыражения.
Пока АвтоВАЗ созревал, целевая аудитория быстрых "Лад" состарилась и равнодушна к "Гранте Спорт"
Granta Sport ориентирована даже не на тех отчаянных парней, а обычных водителей, которые хотят не слишком дорогую машину с едва заметными нотками эксклюзивности. Пожалуй, такие нотки у Granta Sport есть и во внешности, и в характере.
Жду NFR с интересом.
Под прямотоком и холод не страшен...
|