В начале было слово. Для дизайнеров это актуально, потому
что дизайн начинается с вербальной формулировки. Например, философия новых «Шкод»
выражена шестью словами: Functional,
Clever, Strong, Clear, Crystalline, Poetic (функциональный, продуманный,
сильный, чистый, кристальный, поэтичный). Вот представьте: имея в распоряжении
эти слова, длину колесной базы и еще несколько наметок, вы должны нарисовать
машину, которая станет бестселлером через четыре года.
Работа дизайнера начинается с эскиза на бумаге,
напоминающего рисунок в школьной тетрадке. Ей богу, покажи эти наброски
обывателю, и не каждый определит в них работу профессионального дизайнера.
Эскизы Skoda Vision D Иржи Хадащока
Экстерьерщик Skoda Иржи Хадащок уточняет: некоторые из коллег рисуют сразу на
мониторе-планшете. Тут уж кому как нравится, но он предпочитает ловить
вдохновение перед листом бумаги.
Рисование эскиза – самая творческая часть в работе дизайнера.
Набросок лишен деталировки, размеров, технологических элементов, поэтому
оставляет простор фантазии. Ради одной машины делаются сотни эскизов в
различных ракурсах, как всего кузова, так и отдельных элементов, чтобы из многообразия
полуабстрактых контуров выделить ДНК будущего прототипа. Эта ДНК может быть
заключена буквально в трех-четырех ключевых ключевых идеях, вроде формы
радиаторной решетки, особой подштамповке на двери и поясной линии, которые
отражают ключевые слова из первого абзаца. Впоследствии эти элементы будут
воспроизводится во всей линейки нового поколения моделей, чтобы у машин было
узнаваемое «лицо».
Первоначальные эскизы могут выглядеть неопрятными: это вроде
записок на полях, которые должны быть понятны самому творцу. После того, как
идея найдена, делают более реалистичные эскизы для презентации идеи руководству
или моделистам.
Иржи говорит, что иногда он придает реалистичный вид
бумажному эскизу с помощью фломастеров. Они хранятся у него в специальном
футляре и разложены в виде палитры: в первом ряду оттенки красный-желтый, во
втором – зеленый-синий и так далее. Подозреваю, он может вытащить нужный цвет с
закрытыми глазами.
Бумага используется двух типов: одна плотная, лощеная, а
другая очень тонкая, похожая на папиросную. Последняя интересна тем, что
фломастер просвечивает через нее, поэтому эскиз раскрашивается с двух сторон.
Если нужен насыщенный тон, Иржи красит с лицевой стороны, если же требуется
приглушить цвет, переворачивает листок и «заливает» с изнанки. Это позволяет
получить реалистичный свето-теневой рисунок.
Раскраска эскиза фломастерами. Свинью на экране "подложили" журналисты
То же самое можно делать на компьютере: эскиз сканируется и
обрабатывается в Photoshop
или подобной программе. Можно наложить тени, приладить настоящую эмблему,
зажечь фары, а потом проверить, как кузов смотрится в разных цветах. «Но самое
приятное, что у компьютера есть кнопка Undo (Отмена действия), - смеется Иржи. –
Вот раньше, бывает, рисуешь эскиз и видишь небольшую ошибку – приходится начинать
с нуля».
Иржи отсканировал эскиз и расцветил на компьютере
Даже на стадии эскиза дизайнер не свободен полностью. Собственно,
перед ним лежит техническое задание, в котором обозначена длинна колесной базы
машины и требования по безопасности пешеходов (высота и форма передней части).
Дизайнер учитывает пожелания технологов, аэродинамиков, компоновщиков, но
поначалу лишь заочно, исходя из собственно опыта. Фаза главных «боев» с другими
отделами наступит позже, когда он презентует свою концепцию коллегам.
Конечно, в дело постоянно вмешиваются маркетологи. Петер
Олах, коллега Иржи, говорит, что почти любая современная машина делается как глобальная,
однако в зависимости от приоритетного рынка некоторые национальные элементы
могут возобладать. Скажем, в Европе красивым скорее сочтут автомобиль с
минимумом декора, а в Китае, наоборот, любят кричащие формы, обилие хрома,
сложные линии, в общем, все то, что мы называем азиатским дизайном. В Европе
бежевый салон – это признак роскоши, в Китае – повседневный вариант. Соответственно,
маркетологи формируют набор требований к дизайну, чтобы автомобиль «пошел» на
ключевых рынках. Впрочем, та же Skoda
хотя и считает Китай практически самым приоритетным направлением, подстраиваться
под китайские вкусы не спешит. «Мы обнаружили, что в Китае есть много
поклонников нашего подхода, когда в дизайне автомобиле нет ничего лишнего, и он
отражает внутренние ценности автомобиля: надежность, практичность,
продуманность», - говорит Питер Олах.
Питер Олах По словам Питера "ролевой моделью" в области дизайна для "Шкодовцев" является продукция компании Apple: простые, функциональные формы, которые ассоциируются с высокими технологиями. Ничего лишнего, но при этом все на своих местах.
Кто-то из журналистов спрашивает, почему дизайнеры не делают
сразу трехмерные модели в программах, вроде 3D-Studio.
Ведь инженеры уже давно забросили плоские чертежи и работают сразу в трехмерке.
«Потому что форма
автомобиля слишком сложна, чтобы воспроизвести ее в 3D-программе, - объясняет Иржи. – Кроме
того, это очень трудоемко, а для поиска базовых идей фотореалистичности не
требуется».
Но она потребуется потом, равно как и виртуальная 3D-модель автомобиля. Как
перевести плоский чертеж в трехмерный объект? С помощью моделистов, по сути,
скульпторов. Основным способом создания трехмерных макетов до сих пор остается
лепка.
Моделист делает выемку в сиденье с помощью специальной ленты
Моделист – профессия рутинная и, как мне показалась,
достаточно тяжелая. Никакого креатива от него не требуется, зато над душой
постоянно висит дизайнер, который хочет, чтобы его идеи были воспроизведены
максимально точно. Первая модель кузова делается в масштабе 1:4, причем моделист
изготавливает половину объекта, после чего он сканируется, и вторую половину фрезерует
станок. В некоторых случаях лепят две чуть-чуть разные половины, чтобы оценить
вариации дизайна, а потом делают симметричный «клон» наиболее удачной из
них. Небольшие элементы, вроде сидений, могут сразу воспроизводить в более крупном масштабе, как на фотографии.
Лепят из специального пластилина, который при комнатной
температуре становится твердым, как дерево. Поэтому перед работой его нагревают
феном до 60 градусов. Но даже в горячем состоянии пластилин упрям - нужны сильные пальцы. Каркас моделей обычно деревянный, а большие
полости запенивают, чтобы не тратить пластилин.
Инструментов у моделиста – как у хирурга. Есть эллипсные
пластины, есть прямоугольные. Есть специальные жгуты, которыми можно выдавить в
макете линию разъема деталей. Есть разнообразные резаки и заостренные палочки
сложной формы.
Работа занимает много времени: на одну модель может уходить
до нескольких недель. Моделист лепит, дизайнер или руководство смотрит и
постоянно вносит изменения. Собственно, задача не просто скопировать плоский
чертеж в 3D-реальность,
а добиться того, чтобы трехмерный кузов смотрелся на пять баллов. Если это
сиденье, как в нашем случае, помимо красоты важна эргономичность, так что
хлопот не меньше. Модель переделывается многократно, пока результат не устроит
всех.
Модель Skoda Roomster Scout
Масштаб 1:4 удобен тем, что, грубо говоря, входит на стол.
Он не требует слишком много материалов, но позволяет воспроизвести все значимые
элементы дизайна без «подковывания блох».
Макеты автомобилей обычно сборные. Например, колеса, шины,
дверные ручки делаются по компьютерным моделям на 3D-принтерах, некоторые элементы
вытачиваются на фрезерных станках, управляемых компьютером. Модель могут
покрасить лаком, так что она будет выглядеть практически идентично настоящей.
Модели, "напечатанные" на 3D-принтере. Покрытый лаком диск смотрится, как настоящий
Когда модель 1:4 одобрена дизайнером, она сканируется и
переводится обратно в виртуальную реальность, но уже в трехмерном виде. После
этого готовятся презентационные эскизы, в которых машину обычно «погружают» в декорации,
чтобы показать, как она будет сочетаться с реальным миром.
Экскиз прототипа Vision D, сделанный по компьютерной модели
А дальше – длительный процесс согласования дизайна со всеми
мыслимыми отделами. Технологи настаивают на упрощении форм, маркетологи требуют
больше экспрессии (или меньше), аэродинамики хотят ниспадающей крыши,
компоновщики, напротив, просят крышу приподнять, специалисты по безопасности
желают задрать кромку капота,
руководство считает, что машине нужно придать более «чешский» вид и так далее. Создание
дизайна – процесс итерационный, пошаговый. Брифинг, изменение макета, новый
брифинг…
Со временем появляется полноразмерный макет автомобиля, и
само увеличение может внести изменения в дизайн. То, что хорошо смотрелось в
четвертном масштабе, может показаться вычурным на 100% модели.
Пластилиновые макеты удобны для дизайнеров, потому что
позволяют быстро внести изменения в форму деталей. Для презентационных целей
обычно используют более реалистичные макеты из стеклопластика на пространственных
рамах. Колеса, тормозные диски, зеркала и другие элементы могут быть уже
настоящими. Порой, в них встраивают и техническую начинку вплоть до того, что
макет может быть ходовым. Такие «мулы» ездят по автосалонам, а делают
их нередко специализированные фирмы.
Vision D
Прототипы можно разделить на несколько видов по их
концептуальности. Вот, к примеру, Skoda Vision D. Что это за модель – будущая «Октавия» или «Суперб»? Ни то, ни
другое. Вернее, и то, и другое. Vision D – это альманах дизайнерских идей для Skoda следующих поколений: новой «Октавии»,
нового «Суперба», нового «Йети». Это как
бы концентрат мыслей, новая эстетическая парадигма компании. Фактически, с
чистого листа создавался именно Vision D, а
серийные машины Skoda
будут рисоваться в рамках его концепции, так что там творчества будет гораздо
меньше.
Такие ручки неудобны, зато не отвлекают внимания от концепта
У Vision D
очень резкие грани: технологи бы такие отбраковали. У него неудобные дверные
ручки, зато их почти не видно. Его эмблема сделана из чешского хрусталя и
стоит, наверное, дороже капота. Его двери хлопают с пластмассовым звуком. Но это
нормально, потому что Vision D
никогда не будет производиться серийно. Он нужен лишь для фиксации ключевых
идей, и глядя на него, вы можете представить всю модельную линейку «Шкода» 2015
года.
Mission L
А вот другой макет, Mission L, фактически, реальный автомобиль. Он не
такой эффектный, как Vision D, но
имеет с ним сходство по ключевым моментам, например, форме решетки радиатора,
поясной линии, соотношению размеров фар и противотуманок. Любопытно, что
последний параметр, который, казалось бы, мог быть выбран случайно, горячо
обсуждался дизайнерами «Шкода», и было решено принципиально делать
противотуманки практически соразмерными с основными фарами. Это тоже часть
дизайнерского ДНК новой «Шкоды».
Задняя дверь с клыком - очень стильно
Кое-какие элементы Vision D до «Миссии» не дошли в силу ее невысокой цены. Например,
характерная форма задней двери у «дэшки», по словам Питера Олаха, будет
воспроизведена в других моделях Skoda,
но «бюджетный» Misson L
получил традиционные двери.
Впрочем, даже Mission L не тождественен серийной машине.
Дверные ручки у нее будут традиционными, изменится форма фар, палитра салона и
так далее. Так что «Миссия» тоже в некотором смысле альманах идей, концепция,
разве что для одной конкретной модели. В недрах «Шкоды» над ней уже колдуют
технологи, чтобы довести машину до конвейера (в том числе, Калужского). Предсерийный
макет покажут уже позже, и он будет идентичен реальной машине.
Volkswagen не пытает наложить руку на вдохновение "шкодовцев"
Я задаю Иржи неприятный, возможно, вопрос: контролируют ли
дизайнеров Skoda их
коллеги из материнского VW?
Он отвечает подчеркнуто политкорректно: «Никакого жесткого контроля нет. Нам не
говорят: делайте только так, и не делайте вот так. Но главная задача для всех
подразделений концерна - избежать каннибализма, то есть не строить модели,
которые будут конкурировать друг с другом. И эта задача ложится, в том числе,
на дизайнеров: мы должны отразить во внешности наших моделей их
индивидуальность, отличность от автомобилей других подразделений VAG».
Изобилие требований к
внешности автомобиля создает впечатление, что работа у дизайнеров весьма
нервная. «Нет, - говорит Иржи. – На самом деле, процесс четко регламентирован
по времени: к такому-то числу мы должны предоставить плоские эскизы, к
такому-то – трехмерную модель, к такому-то – полноразмерный макет. Плюс-минус
два дня ничего не решают, но в любом случае наступает момент, когда мы говорим «Достаточно»
и переходим к следующему этапу. И здесь нет места для суеты и волнений, нужно
на каждом этапе выживать из ситуации максимум, вот и все».
Задняя часть Vision D ассоциируется с премиум-автомобилями, вроде некоторых Mercedes-Benz или Porsche Panamera
Иногда мы смотрим на
дизайн автомобиля и говорим «Фу, неужели нельзя было сделать так или вот так?».
Но если разобраться, дизайнеры никогда не гонятся исключительно за
эффектностью, чистой эстетикой. Они стараются сохранить традиции фирмы, обеспечить
технологичность, экономическую эффективность и много чего еще. По сути, задача
дизайнера «загрузить» в себя все мыслимые требования к автомобилю, и
постараться облечь их в как можно более красивую оболочку. Иногда требования
таковы, что сделать это несложно, порой наоборот. Скажем, спорткар ценой $200
тысяч куда проще сделать соблазнительным, чем бюджетный авто за $10 тысяч. Бесполезно
ругаться на «эстетику» Renault Logan – для своих денег, вероятно, он неплох.
Питер Олах презентует салон Vision D
Напоследок мы спрашиваем Иржи, какой из автомобилей, кроме продукции
VAG, произвел на него
впечатление в последнее время. Он отвечает: «Range Rover Evoque. Дело даже не в самом дизайне, в том, как здорово «Лэнд
Роверу» удалось довести эффектный прототип до серии без радикальных изменений
дизайна. Поверьте, это непросто».
Благодарю компанию "Легион Моторс" за предоставленную возможность, и Skoda Motor RUS за безупречную организацию проездки (в третий раз без единой накладки, кстати).
|