Блог Артёма Краснова
Пятница, 18.09.2020, 09:35

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2015 » Ноябрь » 21 » Кубинский сценарий
19:50
Кубинский сценарий

Cuban car

Куба. Я мало знаю про эту южную страну, кроме того, что она взасос дружила с СССР и была камнем в почке США. И еще, что там потрясающе колоритные женщины машины, среди которых немало американских дредноутов 50-х и советских автомобилей, вроде 21-ой «Волги» и ВАЗ-2101. Некоторые считают, что мы можем пойти по пути кубинских комрадов, вкусив все прелести экономической блокады. Сколько времени нам придется донашивать нынешние автомобили?

Да и не только их. Я гляжу на айпад и думаю, что если он повторит участь электронной книги, которую сын расколотил игрушкой, то я не пойду покупать новый, а привыкну жить без айпада. Или у меня будет айпад с трещиной по стеклу и с изолентой на лбу. Или его китайский аналог за 5% цены.

С машина еще сложнее, и средний класс, как я его представляю, уже практически лишился возможности купить новый автомобиль без приставки сверхбюджетный. Нынешняя ситуация еще не вполне показательна, потому что некоторые иномарщики, по слухам, торгуют себе в убыток, чтобы поддержать тлеющее пламя спроса, но может наступить час, когда все будут вынуждены установить обоснованные цены, правительство устанет тащить автопром, и спрос упадет до естественного уровня, то есть, в разы.

У меня уже был ментальный возврат в 90-е: зашел в какой-то автосалон, там стоит минивэнчик. Пока я ждал менеджеров, ходил вокруг него бессмысленно, потому что его ваксовые колеса и призывный запах из салона наводили лишь на одну мысль – это ж кто себе может позволить такую игрушку по цене квартиры? Последние 15 лет я невольно примерял каждую машину на себя, а теперь смотрю равнодушно. и даже ценники уже не пугают, потому что 2 млн или 3 млн одинаковы, когда у тебя нет даже 1 млн.

Впрочем, я не склонен драматизировать. Большинство из нас накопило жировую прослойку, которая позволит поддерживать нынешний уровень жизни еще какой-то время: год-два-три у нас есть. Может быть, мы лишись возможности менять машины каждые 3 года, но и жизненной необходимости делать этого не было.

В нашей жизни немало излишеств, потеря которых, возможно, принесет даже некоторое облегчение. Например, я так и не увидел принципиальных плюсов смартфонов по сравнению с примитивными кнопковыми мобильниками, и даже набор букв многократным нажатием клавиш мне давался проще, чем борьба с капризами автонабора.

Antique car, Havana, Jan 2014, image by Marjorie Kaufman

То же с автомобилями: не думаю, что нам так уж жизненно необходимо ездить на пятиметровых кроссоверах с 250-сильными моторами и полным фаршем, который включает всякую ерунду, вроде панорамных крыш и смазливых подсветок. Я по-прежнему считаю, что машины класса «Логан» вполне достаточно для практических задач. Если все ограничится массовым пересаживанием населения на «Логаны», считайте, мы легко отделались.

Средний класс горожан бурлит, но это в еще сытое бурление людей, которые стремятся сохранить привычный им образ жизни. Их возгласы еще слегка преувеличены, как и при любой панике, но жировая прослойка позволяет какое-то время терпеть похолодание без ущерба для здоровья.

Но если мороз будет крепчать, он доберется до подкожных слоев. Скажем, сломался холодильник. Ремонт в мастерской стоит треть зарплаты, новый холодильник – зарплату.  А если две? А теперь представим, что сломалось, как водится, все сразу: состарилась стиралка, умер телек, накрылся гидрач в автомобиле… И работы нет.

Я думаю, нас ждет сложный год (а может, и не год), который напомнит об уже забытых ритуалах. То, что мы выкидывали – будем хранить на всякий случай на балконах, в гаражах и чуланах. Если раньше поломка гаджета была поводом купить более современный, то теперь понесем его в ремонт. Если в сытые времена покупали официальные запчасти и делали все в мастерской, то теперь – китайские лоукосты и свои (брата, тестя) руки.

Ну а в длительной перспективе: пойдем ли мы кубинским путем? Я не думаю.

Во-первых, современные вещи совсем не так долговечны, как американские дредноуты 50-х. Это касается и автомобилей и тем более бытовых приборов или электроники, так что хотим мы того или нет, но ходить 50 лет с одним смартфоном нам вряд ли суждено. Ну и климат опять же не способствует сохранности тех же машин.

Antique Ford Truck, Havana Jan 2014, image by Marjorie Kaufman

Во-вторых, Россия при всей отсталости нашей экономики все же имеет внутренний потенциал для латания дыр. Скажем, в совсем крайнем случае у автопрома есть большой резерв по смягчению нормативов (экологических и по безопасности), чтобы удешевить автомобили и обеспечить большую их локализацию (ибо многие импортные компоненты как раз и относятся на счет систем безопасности и экологического оборудования). Да, будем ездить не на Golf VII, а на автомобиле уровня Focus I, но, если честно, не такая уж это безнадежная замена.

В каких-то областях мы неконкурентоспособны, но если возникнет вакуум, я почти уверен, этот вакуум будет с горем пополам, но все же заполняться. Успех этого мероприятия будет зависеть от стратегии и партнеров, но совсем без бытовой техники или коммуникаторов мы не останемся.  

Краеугольным камнем являются не цены или доступность каких-то вещей, а наши доходы и обеспеченность работой. И вот здесь, к сожалению, перспективы пока туманны, потому что при внимательном взгляде изрядная доля среднего класса в конечном итоге зависела от нефтедолларов, если не напрямую, то через цепочку заказчиков. Чтобы не стать Кубой, нам, как нации в целом, придется искать новые применения своим талантам.

 

Cuba Ford Camion 2014

 

Но не будем поддаваться панике. Те, кто не сидел в течение тучных 15 лет сложа руки, накопили определенные стабфонды, чтобы продержаться еще сколько-то. Что будет дальше – я на Ванга, но что-то мне подсказывает, что мы приспособимся. Чтобы там ни было, а меняться придется.

И больше меня волнует не обеспеченность населения смартфонами, а наше настроение. Настроение будет решать очень многое. Мне не нравится пораженчество, которое уже рвется наружу. Не нравится смартфонное малодушие. Не нравится, когда необходимое и избыточное измеряют одной линейкой.

Если человек лишился работы – это проблема. Об этом можно переживать и обмозговывать варианты. Если человек не смог купить очередную новую модель чего бы то ни было – то плюнуть и растереть.  

Кубинский вариант нам не грозит. Потому что у нас все серьезнее. Потому что если мы не построим дом – мы, в отличие от кубинцев, окочуримся при первых октябрьских заморозках. У нас нас меньше промежуточных вариантов и меньше времени на раздумье.

Кстати, рецессию Кубы в период санкций многие аналитики объясняют не только самими запретами, но и ленью кубинцев.

 

Категория: На злобу дня | Просмотров: 611 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: автопром, экономика, Куба | Рейтинг: 3.7/6


Всего комментариев: 18
1 antony_tv   [Материал]
Артем, а ведь в начале века сохранению жизни для корпорации BMW сильно помогла тогдашняя разработка "Изетта"- http://shockauto.ru/data....a_1.jpg Эта смешная помесь запорожца с "лягушкой-инвалидкой" стала хорошим выходом в трудной ситуации: и автопром немецкий поддержала, и людям дала средство передвижения по их финансовым возможностям. Можно сказать, эдакий автофастфуд - почти как квартиры-студии по цене "меньше, чем за лям". Делалось на потребу времени и, видимо, поэтому сработало. Может, и наш автопром что-то подобное отчебучит?  wink

12 ТотЧувачок   [Материал]
да ну нафиг, уж лучше на общественном транспорте, чем на эдаком тарантасе. )))

2 Графиня-2   [Материал]
так и хочется закончить словами "лишь бы не было войны"

3 Cиплый   [Материал]
Кубинского сценария не будет...90-х тоже не будет по разным причинам...будет исправление некоторых перекосов в экономике....оно уже началось...машины будут дороже и это несомненный плюс...

4 PsKoT   [Материал]
Коту кажется, что всё будет дороже, у нас только одно становится со временем дешевле...

5 Аяврик   [Материал]

Цитата
Кубинского сценария не будет..

Не будет, согласен. Хотя бы в силу нашего положения на глобусе.
Цитата
.будет исправление некоторых перекосов в экономике..
А может, ВВП и его команде попробовать вообще не косячить, чтобы потом не переделывать? Нет, я понимаю, что с первого раза редко у кого получается, но вот уже сто лет непрерывных опытов - это перебор. На мой взгляд, огромная страна не совсем подходящий объект для экспериментов.

6 Cиплый   [Материал]
Цитата
А может, ВВП и его команде попробовать вообще не косячить, чтобы потом не переделывать?

А какие такие косяки вы усмотрели в действиях ВВП и команды? Тем более на горизонте в сто лет? И как же вы умело впихнули ухудшение своей личной ситуации, которая возможно нелегка, в образ светлого будущего для целой страны? С чего вы взяли, что это связанные вещи? или страна не может быть счастлива пока не сделает счастливым лично вас?  
Почему вы решили что в ваших личных проблемах виноват кто-то третий, а не вы лично? Я понимаю, вам кажется, что задача ВВП заключалась лишь в том, чтобы поддерживать вокруг вас постоянные тепличные условия, но извините мир меняется, и поддержание тепличных условий уже невозможно...

13 PsKoT   [Материал]
Кот поинтересуется "тепличные условия" когда были? Как-то Кот не заметил...

15 Cиплый   [Материал]
Ну дык цветы в оранжереях тоже не подозревают, что живут в тепличных условиях, до тех пор пока их не вынесут на мороз...так что Кот демонстрирует совершенно типовую реакцию, вполне характерную для млекопитающих!

16 PsKoT   [Материал]
А если постоянно на морозе без оранжереи?

17 Cиплый   [Материал]
В таких условиях даже коты не выживают! А поскольку Кот таки жив, значит условия пока еще как минимум приемлемые...похолодало конечно, но до настоящего мороза еще далеко! Отопление в оранжерее пока есть! Коту нечего бояться!

7 Black-n-White   [Материал]
Артем, такое впечатление, что ты слишком зациклился на "очистительном" эффекте кризиса, уже не первый пост выходит под этим флагом.
Настроение, конечно, имеет определяющее значение, и я не призываю к пораженчеству. Но нужно признать, что объединение капитала и трудовых ресурсов для эффективной восстановительной работы вряд ли можно ожидать.
Ресурсы и резервы есть, безусловно. А еще они, что называется, плохо лежат. Весь вопрос в том, как ими распорядятся те, кто имеет соответствующие полномочия.
А нам остается только оптимизм и некоторые возможности в пределах собственного горизонта.

8 Cиплый   [Материал]
А ты какого впечатления ждал? По мне так лучше такое, чем то, упадничество, как например на авточеле...

9 Geram74   [Материал]
вполне нормальная статья, но есть к чему придраться
в основе статьи лежит идея о "жирке у среднего класса"
вот только если речь идет действительно о кризисе, то он очень часто сопровождается таким нерадостным гиперком, и те самые жировые запасики выметает на раз-два
а потому я бы вообще эти запасики как успокоительное не рассматривал
этот жирок даст перекантоваться год-другой-третий, то какой же это кризис

ну и по поводу "блокады"
максимум что могут - поорать в СМИ всякие пиндоские шавки, что не мешает им втихоря пытаться нам втулить нужное и ненужное.

10 Cиплый   [Материал]
гиперок - это если бабло печатать пачками...пока правительство такого себе не позволяет, с 2014 года по М1, М2 даже снизилась денежная масса...вся инфляция у нас немонетарного характера...так что будет такое вот жиденькое болото как сейчас...и жирок соот-но пригодится...

18 Geram74   [Материал]
все бы ничего, но печатают бумагу тоже не от большой радости
дефляция как бы не менее ужастна для экономики, а похоже даже более.
и кстати США и ЕС пытались разогнать экономику через дешевые деньги
вот только результат строго обратный
самое ржачное что и обратно они вернуться уже не могут xD

11 kriptonus   [Материал]
А мне инфляция не так страшна: наличных нет, зато есть ипотека.

14 PsKoT   [Материал]
Кот позволит Вам напомнить, что обязательства граждан перед банками не ограничены 1,4 млн. руб. как обязательства банка перед гражданами...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 |