Куба. Я мало знаю про эту южную страну, кроме того, что она взасос дружила с СССР и была камнем в почке США. И еще, что там потрясающе колоритные женщины машины, среди которых немало американских дредноутов 50-х и советских автомобилей, вроде 21-ой «Волги» и ВАЗ-2101. Некоторые считают, что мы можем пойти по пути кубинских комрадов, вкусив все прелести экономической блокады. Сколько времени нам придется донашивать нынешние автомобили?
Да и не только их. Я гляжу на айпад и думаю, что если он повторит участь электронной книги, которую сын расколотил игрушкой, то я не пойду покупать новый, а привыкну жить без айпада. Или у меня будет айпад с трещиной по стеклу и с изолентой на лбу. Или его китайский аналог за 5% цены.
С машина еще сложнее, и средний класс, как я его представляю, уже практически лишился возможности купить новый автомобиль без приставки сверхбюджетный. Нынешняя ситуация еще не вполне показательна, потому что некоторые иномарщики, по слухам, торгуют себе в убыток, чтобы поддержать тлеющее пламя спроса, но может наступить час, когда все будут вынуждены установить обоснованные цены, правительство устанет тащить автопром, и спрос упадет до естественного уровня, то есть, в разы.
У меня уже был ментальный возврат в 90-е: зашел в какой-то автосалон, там стоит минивэнчик. Пока я ждал менеджеров, ходил вокруг него бессмысленно, потому что его ваксовые колеса и призывный запах из салона наводили лишь на одну мысль – это ж кто себе может позволить такую игрушку по цене квартиры? Последние 15 лет я невольно примерял каждую машину на себя, а теперь смотрю равнодушно. и даже ценники уже не пугают, потому что 2 млн или 3 млн одинаковы, когда у тебя нет даже 1 млн.
Впрочем, я не склонен драматизировать. Большинство из нас накопило жировую прослойку, которая позволит поддерживать нынешний уровень жизни еще какой-то время: год-два-три у нас есть. Может быть, мы лишись возможности менять машины каждые 3 года, но и жизненной необходимости делать этого не было.
В нашей жизни немало излишеств, потеря которых, возможно, принесет даже некоторое облегчение. Например, я так и не увидел принципиальных плюсов смартфонов по сравнению с примитивными кнопковыми мобильниками, и даже набор букв многократным нажатием клавиш мне давался проще, чем борьба с капризами автонабора.
То же с автомобилями: не думаю, что нам так уж жизненно необходимо ездить на пятиметровых кроссоверах с 250-сильными моторами и полным фаршем, который включает всякую ерунду, вроде панорамных крыш и смазливых подсветок. Я по-прежнему считаю, что машины класса «Логан» вполне достаточно для практических задач. Если все ограничится массовым пересаживанием населения на «Логаны», считайте, мы легко отделались.
Средний класс горожан бурлит, но это в еще сытое бурление людей, которые стремятся сохранить привычный им образ жизни. Их возгласы еще слегка преувеличены, как и при любой панике, но жировая прослойка позволяет какое-то время терпеть похолодание без ущерба для здоровья.
Но если мороз будет крепчать, он доберется до подкожных слоев. Скажем, сломался холодильник. Ремонт в мастерской стоит треть зарплаты, новый холодильник – зарплату. А если две? А теперь представим, что сломалось, как водится, все сразу: состарилась стиралка, умер телек, накрылся гидрач в автомобиле… И работы нет.
Я думаю, нас ждет сложный год (а может, и не год), который напомнит об уже забытых ритуалах. То, что мы выкидывали – будем хранить на всякий случай на балконах, в гаражах и чуланах. Если раньше поломка гаджета была поводом купить более современный, то теперь понесем его в ремонт. Если в сытые времена покупали официальные запчасти и делали все в мастерской, то теперь – китайские лоукосты и свои (брата, тестя) руки.
Ну а в длительной перспективе: пойдем ли мы кубинским путем? Я не думаю.
Во-первых, современные вещи совсем не так долговечны, как американские дредноуты 50-х. Это касается и автомобилей и тем более бытовых приборов или электроники, так что хотим мы того или нет, но ходить 50 лет с одним смартфоном нам вряд ли суждено. Ну и климат опять же не способствует сохранности тех же машин.
Во-вторых, Россия при всей отсталости нашей экономики все же имеет внутренний потенциал для латания дыр. Скажем, в совсем крайнем случае у автопрома есть большой резерв по смягчению нормативов (экологических и по безопасности), чтобы удешевить автомобили и обеспечить большую их локализацию (ибо многие импортные компоненты как раз и относятся на счет систем безопасности и экологического оборудования). Да, будем ездить не на Golf VII, а на автомобиле уровня Focus I, но, если честно, не такая уж это безнадежная замена.
В каких-то областях мы неконкурентоспособны, но если возникнет вакуум, я почти уверен, этот вакуум будет с горем пополам, но все же заполняться. Успех этого мероприятия будет зависеть от стратегии и партнеров, но совсем без бытовой техники или коммуникаторов мы не останемся.
Краеугольным камнем являются не цены или доступность каких-то вещей, а наши доходы и обеспеченность работой. И вот здесь, к сожалению, перспективы пока туманны, потому что при внимательном взгляде изрядная доля среднего класса в конечном итоге зависела от нефтедолларов, если не напрямую, то через цепочку заказчиков. Чтобы не стать Кубой, нам, как нации в целом, придется искать новые применения своим талантам.
Но не будем поддаваться панике. Те, кто не сидел в течение тучных 15 лет сложа руки, накопили определенные стабфонды, чтобы продержаться еще сколько-то. Что будет дальше – я на Ванга, но что-то мне подсказывает, что мы приспособимся. Чтобы там ни было, а меняться придется.
И больше меня волнует не обеспеченность населения смартфонами, а наше настроение. Настроение будет решать очень многое. Мне не нравится пораженчество, которое уже рвется наружу. Не нравится смартфонное малодушие. Не нравится, когда необходимое и избыточное измеряют одной линейкой.
Если человек лишился работы – это проблема. Об этом можно переживать и обмозговывать варианты. Если человек не смог купить очередную новую модель чего бы то ни было – то плюнуть и растереть.
Кубинский вариант нам не грозит. Потому что у нас все серьезнее. Потому что если мы не построим дом – мы, в отличие от кубинцев, окочуримся при первых октябрьских заморозках. У нас нас меньше промежуточных вариантов и меньше времени на раздумье.
Кстати, рецессию Кубы в период санкций многие аналитики объясняют не только самими запретами, но и ленью кубинцев.
|