Я никогда не ездил на Saab, а теперь, вероятно, и не поезжу. Компания признана
банкротом, а имущество будет продано с аукциона в счет погашения
долгов кредиторам.
В 90-х, когда я только увлекся автомобилями, Saab стоял особняком от «традиционных»
производителей. Не могу сказать, что их странный дизайн казался мне красивым,
но был в нем интересный нон-конформизм. «Саабы» можно было без труда отличить по силуэту – кузов типа комби-купе был уникальной фишкой «Саабов» еще с
90-х. И когда по улице проезжал темно-зеленый 900, трудно было не завидовать
владельцу такой экзотики.
Сегодня никого не удивишь бензиновым турбомотором, но в 90-х
«Саабы Турбо» казались очень смелыми. Изюминкой была система наддува, которая выдавала
максимальное давление с учетом интенсивности детонации в цилиндрах: если она
была высокой, давление автоматически снижалось. Поэтому "турбо-Саабы" были не так
чувствительны к качеству топлива и отличались неплохим ресурсом. 140-150 л.с. с
2 литров сегодня снимают безо всякого наддува, но в те годы "Саабы» были
горячими штучками.
Авиационные корни компании придавали машинам технологический
шик: мы охотно верили, что инженеры одной рукой чертили «Саабы», а другой
нажимали на пусковую кнопку катапульты нового «файтера».
Что погубило Saab?
Многие эксперты винят материнский концерн GeneralMotors, которому Saab принадлежит с 1989 года.
И дело даже не в том, что «ДжиЭмовцы» наложили вето на спасительную покупку «Сааба»
китайской Yongman,
опасаясь утечки технологий в пользу азиатских конкурентов. Это решение выбило
табуретку из-под ног «Сааба», но петля на шее затянулась гораздо раньше.
Saab– компания маленькая. К примеру, в 2008 году она выпустил
менее 100 тысяч автомобилей по всему миру. Для сравнения, питерский завод Hyundai в следующем году
сделает 150 тысяч "Солярисорио".
Соответственно, для GM шведская компания была чем-то вроде падчерицы. Мозги – вот что
ценно в «Саабе», и мощный инженерный центр активно использовался при создании
новых платформ.
Но горе, как известно, бывает и от ума. Saab любил инженерию, сложные и красивые
решения. GM был
озабочен рентабельностью всего процесса, поэтому активно навязывал «Саабу» свои
компоненты. Но непокорные шведы умудрялись уже существующие платформы, вроде
базы OpelVectra,
заинжинирить до неузнаваемости, с одной стороны, сделав их технически изящными,
с другой – достаточно дорогими. Чем больше GM пыталась обуздать Saab, тем больше страдал его имидж люксового производителя, и тем
сильнее шведская компания искала простор для самовыражения.
Ситуация напоминала работу талантливого художника
в крупной корпорации. Талант – это хорошо, но биг-боссы почти всегда предпочтут
серого, расторопного исполнителя яркой, своенравной звезде. Отношения
обострялись, и хотя это не подтверждается официально, по слухам, были
прецеденты, когда GM-овские
босы с психу отменяли запуск слишком креативной модели «Сааб», то ли пытаясь
проучить компанию, то ли опасаясь внутренней конкуренции.
«Склонность GM
консервировать «саабовские» модели в последний момент, вероятно, беспрецедентна
для автомобильной индустрии, - пишет в блоге на autocar.co.ukХилтон Холлоуэй. – В начале прошлого
десятилетия Saab
спроектировал собственную, фактически уникальную, версию CadillacSRX, которая сама по себе
была весьма сложным автомобиля, и дилеры Saab в США буквально жаждали ее. Но GM похоронила проект в последнюю минуту».
При этом, как и положено художнику, зарабатывать деньги «Сааб»
не умел. В результате, финансирование предоставлялось по остаточному принципу,
что еще больше усугубляло проблемы.
К тому же, у Saab
были трудности с самоидентификацией. Он был дороже массовых автомобилей и
претендовал на некую эксклюзивность. Но использование GM-овских платформ и компонентов, а
также бюджетные ограничения не давали построить автомобиль, который был бы премиальным не
только уровнем технических решений, но и в плане ощущения качества,
рафинированности, внимания к деталям.
Модельный ряд из пары хетчей был явно недостаточен, попытки
выпускать перелицованные Subaru
успехом не увенчались, а несколько перспективных проектов забанил GM. Неудивительно, что во
время кризиса 2008-2009 годов Saab
оказался первым на выбывание, и GM выставила его на продажу.
Но за два года никто из лидеров автопрома «Саабом» не
заинтересовался, россиянин Владимир Антонов из числа кандидатов выбыл по
причине подозрений в связях с мафией, а китайская интервенция не устроила самих
«ДжиЭмовцев». В результате Saab
обанкротился.
Мне вот интересно, почему то, что прекрасно работает у Volkswagen-AudiGroup, совершенно не покатило
в случае с GM-Saab? Ведь шведское крыло
могло стать для GM
чем-то вроде Audi для Volkswagen.
Наверное, проблема в четкости субординации. VAG, как опытный
руководитель, разграничивает зоны ответственности
своих филиалов, не поощряя излишнюю самодеятельность. Любое решение
взвешивается сточки зрения выгоды всего
концерна, и каждая компания хорошо понимает свою роль во всей пьесе. С другой
стороны, все они получают из общего котла то, что необходимо им для статуса, и Audi никогда не будут
строиться на старых платформах Volkswagen,
вроде того, как Saab
9000 начала 90-х создали на платформе устаревшего ChevroletCavalier.
Философия истинного «Сааб» романтична и старомодна. Время смелых инженерных решений в прошлом, и на первое
место вышел прагматизм. А с этим у «Сааб» всегда были проблемы, так что
вариантов оставалось два – исчезнуть или вписаться в конъюнктуру. К сожалению или к
счастью, Saab выбрал
первый вариант. И умер непокоренным.
Тош читал про это сегодня. Хотел сцыль тиснуть в "новую тему", но чет как то запечалила тема.... Пару раз в 90-х катался на 9000-м Саабе, правда в качестве пассажира. Ощущение что находишься в салоне маленького самолета, не покидало всю поездку. Причем в те года, знакомый гонял ее на плановое ТО в Москву. Вот именно такие машинки я имею ввиду, когда говорю об эксклюзивности, "незаезженности", харизме, индивидуальности авто...
"Философия истинного «Сааб» романтична и старомодна. Время смелых инженерных решений в прошлом, и на первое место вышел прагматизм. А с этим у «Сааб» всегда были проблемы, так что вариантов оставалось два – исчезнуть или вписаться в конъюнктуру. К сожалению или к счастью, Saab выбрал первый вариант. И умер непокоренным. "
Отлично и точно сказано. Пожалуй самый честный и откровенный некролог. Художник и коммерция абсолютно разные понятия....... Жалко Саабчика.
Как говорится помним, любим, скорбим. Всегда относился с симпатией к шведам. Красивые, какой-то своей особенной красотой, мощные и тёплые машины, хорошо подходящие под наш климат. Жалко что нету у них минивэнов. Эд, кстати, знакомого твоего не Евгением зовут случайно?
Вот очередная победа маркетологов над инженерами. Нет в мире счастья и технического прогресса. Только потребительство. Жаль. 9000 это было первое в Че, на что мы смотрели как на "шикарную тачку". Прям привет из детства
Вот Эд и Anry сокрушаются, что вокруг засилия маркетологов. Но вопрос с подковыркой: а вы разве выбрали креативную, харизматичную, техническую смелую тачку или все-таки порождения маркетологов, просчитавших ваши потребности? Как я уже говорил, на креативные тачки приятнее смотреть, чем ими владеть Это не маркетологи убивают креатив, скорее, сами потребители. И это в целом нормально.
В гробу я видал этих маркетологов, в белых Икеевских пушистых тапках... Это ипанутое засилье, касается абсолютно всех потребительских товаров. Простой пример - одеться. Мне всегда было сложновато подобрать те же джинсы. Пока найду то что надо, то что удобно, качественно, много воды утекало. Если еще 5, 3 года назад, было боль менее, в основном проблема сводилась к выбору того или иного, то вот уже 3-й год подряд, немогу найти впринципе, модель джинс, более менее классическую, и чтоб "жопе удобно" было. Недели 2 назад, облазили все магазины в городе, я был в шоке. Одно и то же штабелями лежит, гомосяцко/хохляцкие джинсы, с "кривыми ногами" и мотнёй до колен, либо дудки как лосины. Смотреть жутко. Если попадается что то больменее приличное, на жопе не сидит, то давит, то висит то... При этом везде ДОЛБИТ музыка по черепу.....Через 5 мин присутствия в магазе, хочется выбежать от туда. И этой глямурно гомосяцкой хрени, забиты все мгазины. Тьфу-тьфу-тьфу.....вот уже второй год подряд, покупаю джинсы в одном и том же магазине. Только там нашел своё..... Лекало брюк, сделано удобно, только одеваю, сразу чувствую себя "влитым". Жопа поет серенаду от щастья. Помимо лекала, нравится качество самого материала, модель и т.д. Стоит канеш дороже, чем в среднем по городу, но оно стоит того. Хапнул в этот раз три пары брюк, зима+осень/весна+лето, по акции. 2 вещи покупаешь, 3-я в падарок. Каждый раз под НГ у них так. Если бы не они, точно до дыр носил бы старье... То есть в погоне за массовкой для гомосяцкого молодняка, совсем убили классику, индивидуальность. Качество материала зачастую такое, что руками трогать не приятно, голимая синтетика.... Просто во главе угла, стоит бабло и оборот.... Все остальное вторично стало..
Эд, ну ты же говоришь о ситуации, когда маркетологи как раз недоработали, не задушили "креативщиков" (а они все гомики, как известно), не обнаружили нишу для клиентов, как ты.
"Кот по-старинке ходит на рынок за джинсами..." - а зимой как?? Там жиж холодрыга нечеловечья... Пару раз натянул ледяные портянки, и иички так окалеют, что окажутся в районе гланд.
Я плюсую Эду, мир сошел с ума :). Та же тема с джинсами каждый раз. Так мне еще и размер приходится большой искать. Вообще морока. С машиной точно так же, я буду ездить на том что мне удобно и нужно (естественно по деньгам). А не то, что пиарят.
интеллигентный человек когда-то должен был уметь отличать Гоголя от Гегеля, Гегеля от Бебеля и дальше по тексту, а терь вон как все повернулось... маркетолог создает спрос на товар, рекламщик его продает клиенту, а пиарщик заботится о репутации продукта и компании, угадала?
Не отличаю,суть их в том, чтобы не тянуть клиента в царствие небесное инженерной мысли, наполнить корыто массового потребления. Журналисты, они другие. Суть их раскрывать массонские заговоры маркетологов и прочих и прочих. Открывать нам, так сказать, глаза. З.Ы. Интересно найдется смелый, кто не поставит плюсик к сообщению?
а тут тоже интересный момент: среднестатистический клиент (может и не дурак в какой-то сфере) редко разбирается в "инженерии" авто, и на вопрос об отличие одного двигателя от другого ну никак не расчитывает услышать 2х недельный курс лекций МАДИ, ему нужно что-то, во что он врубится, причем сразу. Журналисты-тестеры (многие из которых пришли в профессиию из картинга или ралли) загоняют авто в очень жеские условия, что тоже не всегда понятно потенциальному покупателю, скажем вы часто отправляете намеренно свой авто в занос?
Тут немного другое. Маркетинг, как мы видим из статьи, запрещает развитию техники в "сомнительных" направлениях. В результате мы получаем монитор выполненый по нанотехнологиям, на котором воспроизводятся буквы придуманные Кириллом и Мефодием. ИМХО это бред. Или машину вольво напичканную электроникой, но работающаю на старом добром ДВС.
А про журналистов это вообще закос в сторону подхалимажа
Про гибель сааба, есть мнение, что там не только маркетологи душили художников, но и зарплаты у товарищей шведов, работающих именными отвертками были просто космос, урезать не давал профсоюз, рентабельность вылетела в трубу.\ Кстати, к 2013 году даймлер обещал пристрелить мейбах, т.к. они себя так и не окупили...
Я когда выбирал форд, не выбрал раскрученный фокус а взял менее напичканый прибамбасами фьюжик, но устраивающий меня по параметрам. Хотя они были в одной ценовой категории. Так что моя совесть чиста
Когда я выбирал Форд, выбрал Фокус, хотя уже в это время все от него нос воротили, мол, не хочу как все, частью обезличенной толпы фокусоводов, жертв рекламы и маркетинга. Потому что после длительных изучений предложений на рынке ничего более подходящего для себя не нашёл. Так что и моя совесть чиста.
Андрей, тут не противоречия, не нужно считать маркетологов злыми гениями, они просто изучают ваши потребности и следят, что "творцы" делали все сообразно Твой фьюжик - это стопроцентный продукт маркетологии. Закосик под минивэн и паркетник, чтобы привлечь клиентов, которые еще не готовы купить полноценные варианты и ищут удачного компромисса по деньгам и размерам. Ничего смелого, прорывного, креативного во фьюжине нет, но тебе ведь этого и не нужно. Иначе бы ты ездил на Alfa Romeo. Или Сааб 900 Продукт маркетлогии - совсем не значит, неудачный продукт Неудачный продукт - это результат неудачной маркетологии. А потому списываю вашу критику маркетологов на лукавство
а вот интересно, что первично, изучение наших потребностей или навязывание нам идеи о наших потребностях. К примеру, в семье рождается 2й ребенок и народ тут же начинает хотеть паркетник, чтоб впихнуть туда детей в креслах, коляски, собак и себя любимых. Т.е., человеку объективно нужна машина побольше или в его нынешний седан весь этот балаган и так радостно помещается, но из каждого утюга его убеждают, что без паркетника ему терь да дачи просто не доехать?
"А что было раньше, яйцо или курица?" - истина как известно по середине. Так что ответ - петух. У него все сразу есть....два в одном так сказать. Из серии про ребро Адама, из которого слепили Еву.
Это тема для отдельного холивара. арабская вязь не отличается от киррилицы. В современном мире нужны иные более быстрые и емкие способы передачи информации. Лучше чип вживить в голову, чем в монитор.
Ну как енто не сделать миллион продаж навязыванием? А АвтоВАЗ чем не показатель? 40 лет пятерке/семерке и шо продаж нету? У Кота вот мысль иногда проскальзывает в виде теории иллюзии выбора. Т.е. выбор как бы есть, но выбор определяется не тобой, а тем товаром, который в наличии. Более понятно: допустим есть пицца на заказ - выбор казалось бы есть, но в одной пицце оливки и помидоры (а первые вы терпеть не можете), во второй каперсы и ветчина (от каперсов у вас изжога), в третьей что-нить еще и тока четвертую вы можете употребить на радость своему желудку. Вот это и есть иллюзия выбора. Хотя умные товарищи уже делают робкие попытки "собери сам" той же пиццы - вот это и есть настоящий выбор, когда сам напихиваешь того чего тушенка твоя желает! P.S.: если маркетологи определяют и формируют спрос, заточенный на потребностях клиентов, то каким макаром? Опросы и анкетирование? Скорее всего да (минус очевиден, не правда ли - выборка мелкая очень). Потом из этого всего делается нечто среднее - ибо всех удовлетвоирть не получится - товар то один. Ну и шо имеем в конечном итоге?