Читатель Владимир прислал любопытное видео собственного производства, в котором проиллюстрировал известную челябинскую проблему — отсутствие зеленых волн. В ряде случаев справедливее даже говорить о красных волнах, ибо в иных случаях запрещающий сигнал ждет чуть ли не на каждом перекрестке.
Я уже анализировал настройку светофоров в Челябинске, и некоторые особенности оказались любопытными. Теперь я адресовал накопившиеся вопросы в СМЭУ ГАИ — организацию, которая занимается настройкой светофоров в Челябинске.
Асинхронные светофоры
Чтобы получить зеленую волну, светофоры должны работать с единым периодом (временным циклом), тогда как в Челябинске соседние объекты могут «светить» вразнобой. Взять Свердловский проспект: периоды работы светофоров на пересечениях с Воровского, Либкнехта, Сони Кривой и пр. Ленина — 94, 84, 89 и 100 секунд. А вот дальше начинается длинный отрезок, где цикл работы светофоров составляет 100 секунд.
Для чего это разнообразие? В СМЭУ ГАИ пояснили: цикл светофора выбирается в зависимости от нагруженности перекрестка, и если она невысокая, цикл делается меньше, чтобы сократить время ожидания разрешающего сигнала светофора. Правда, это исключает создание зеленых волн "чисто математически".
Светофорная сеть
А правильно ли говорить, что в Челябинске каждый светофор работает индивидуально вне связки с остальными объектами? Оказалось, нет. «В нашем городе, одном из немногих, все светофорные объекты подключены к автоматизированной системе управления дорожным движением, что позволяет контролировать их работу и своевременно принимать необходимые меры», - пояснили в СМЭУ ГАИ.
Например, организовывать «зеленую улицу» при сопровождении спецколонн или проведении массовых мероприятий, либо же оперативно менять режим работы светофорного объекта в зависимости от обстановки на перекрестке.
По субъективным наблюдениям, светофоры в Челябинске действительно адаптируют под дорожную ситуацию, что особенно видно по новым объектам: в первые дни, как правило, они собирают пробку, но с течением времени алгоритм оптимизируется.
Так есть ли в Челябинске «зеленый волны»?
По мнению специалистов, все-таки есть. Как и есть и пара нюансов. Во-первых, зеленая волна настраивается под скорость 55-60 км/час. Во-вторых, в Челябинске нет «сквозных зеленых волн», которые позволяли бы пересечь город без остановок. Причина — в пересечениях с другими крупными магистралями, где идет сопоставимый по интенсивности поток. Здесь используется другой принцип: формируются пачки транспорта, которые пропускаются поочередно.
Обеспечить зеленые волны на всех возможных маршрутах одновременно невозможно. Более того, идеальная зеленая волна вдоль одной крупной магистрали может негативно отразиться на пропускной способности перекрестков в поперечном направлении, и это уже вопрос приоритетов: отдать ли первенство какой-то конкретной улице (проспекту) или добиваться равноправия всех направлений.
Наконец, зеленые волны эффективны при сравнительно невысокой интенсивности движения. Если же у перекрестка накапливается хвост автомобилей, в приоритете оказывается максимизация его пропускной способности, что порой требует отклонения от правила зеленой волны.
Потенциал для роста
Субъективный опыт (в том числе, инициатора темы) показывает, что даже на крупных магистралях города есть потенциал по «озеленению» транспортных волн.В Челябинске довольно распространена ситуация: трогаешься на зеленый и тут же упираешься в красный. Пример — улица Красная на участке от Труда до пр. Ленина (перекрестки с Карла Марка, Коммуны). На проспекте Победы есть участки, где поток дробится пешеходными светофорами, хотя их-то можно настаивать в свободном режиме.
Признают это и в СМЭУ ГАИ: «Оптимизировав работу светофоров в режиме «Зеленая волна» для различных скоростей движения, в разное время суток, в зависимости от дня недели, можно значительно улучшить транспортную обстановку в городе, уменьшить заторовую и предзаторовую напряженность, сделать более комфортным движение всех видов транспорта. Это требует значительно меньших затрат, чем постройка новых дорог и расширение существующих».
Умный Челябинск
Несколько лет назад в Челябинске анонсировали систему интеллектуального управления транспортными потоками, которую журналисты прозвали «Умный город».
Уточню, что сейчас светофоры хоть и включены в единую сеть, однако требуют тонкой настройки, например, в зависимости от времени суток. «Умные» светофоры умеют реагировать на актуальную обстановку, причем степень их ума может быть разной: продвинутые системы учитывают не только нагруженность магистралей, но и, например, метеорологические условия. Они вычисляют оптимальный алгоритм с помощью сложных математических моделей, например, добиваясь снижения времени проезда контрольных участков.
«В Челябинске внедрение интеллектуальной системы управления потоками ведется с 2011 года, - рассказали в СМЭУ ГАИ. - Частично смонтированы видеодетекторы, волоконно-оптические линии связи, программное обеспечение. Многие элементы только разработаны: метеостанции, подсистема управления содержанием дорог и другие элементы интеллектуальной транспортной системы. В настоящее время в связи с отсутствием финансирования работы не проводятся и не планируются».
А жаль...
Зеленые волны являются не самоцелью при настройке светофоров, а лишь одной из форм их взаимной оптимизации. Важнее не столько наличие этих самых волн, сколько снижение среднего времени проезда между контрольными точками. «Умный город» позволяет добиться именно этого.
Нынешние «жесткие» алгоритмы светофоров, даже включенных в единую сеть, не позволяют оптимизировать их под все возможные ситуации. Скажем, алгоритм, обеспечивающий зеленую волну в сухой день, приведет к заторам во время гололеда.
Можно усложнять алгоритмы в зависимости от времени суток, дней недели и так далее, но в конечном итоге система без обратной связи не обеспечит оптимальных алгоритмов всегда и везде. Она будет компромиссна и «равнодушна» к изменению значимых параметров.
И напоследок: настройка светофоров — очень непростое занятие. Стоя на конкретном перекрестке, всегда хочется открутить фазу зеленого до максимума. Однако транспортные потоки движутся по алгоритмам с крайне сложной математикой, и небольшие изменения на одном перекрестке могут привести к возникновению проблем за несколько километров от него. Поэтому не всегда правильно судить о качестве настройки светофоров, передвигаясь по фиксированным маршрутам: правильнее оценивать ситуацию в масштабе города.
У меня часто стало получаться самому красить волну в зеленый цвет. Но только там где езжу часто и поток авто не большой, или удается протиснуться к "стартовому" светофору первым/вторым. Удается проехать 3-4 светофора на зеленый. При этом надо знать на каком отрезки подтошнить, на каком притопить.
Но днем или в час пик это не реально. Да и все маршруты и алгоритмы работы светофоров наизусть не выучить.
Чисто субъективно, в Челябинске в принципе мало что выигрываешь в зависимости от скорости движения. Т.е. не так важно, 80 или 40 ехать. Куда принципиальней выбранный ряд - вот тут потенциал огромный. Заметил у земляков фобию в отношении правого ряда. До смешного доходит: три ряда, два левых - по пять машин, правый свободный. Еду по нему и думаю - да в чем же подвох? Знаки не запрещают, аварии нет... Нет подвоха, но многим стремно в правый ряд, они лучше лишние минуты в левом постоят, чтобы потом обосрать настройку челябинских светофоров
А я вообще рад, что правого ряда многие чураются. Иногда здорово выручает. Причем я перестал уже бояться "затячек", вроде троллейбусов или большегрузов. Если в соседнем ряду, скажем, 5 и более машин, смело встаю за рогатым. С манерой троганья наших автомобилистов, десять раз успеешь вклиниться без стресса. А вот левые ряды не люблю - обязательно кто-то налево поворачивать затеет.
Посмотрел видос...автор не понимает базовых вещей...сравнивает с Москвой, где транспортная схема вообще-то радиальная, предлагает настроить светофоры "под него", чтобы появились недовольные по другим направлениям. Сильно сомневаюсь, что даже "умный город" что-то заметно изменит...уже сейчас пропускная способность основных магистралей равна или даже превышает максимальную...Нужно вводить дискриминационные меры для автомобилистов, развивать ОТ, снижать маятниковую миграцию, вести разъяснительную работу, а не настраивать зеленые волны.
Во-первых, зеленая волна настраивается под скорость 55-60 км/час. Чтобы попасть в "зеленую волну" надо ехать со скоростью более 80 км/час. Выяснено экспериментальным путем на относительно пустых улицах. Если ехать медленней то будешь неизбежно попадать к началу красного интервала и ждать. Во-вторых, в Челябинске нет «сквозных зеленых волн», которые позволяли бы пересечь город без остановок. Отговорка не более. Можно выбрать основные направления на которых настроить "зеленую волну", весь город подстраивать под "зеленую волну" никто не предлагает. Тот же проспект Ленина кто мешает настроить на скорость 60 км/ч?
Да, согласен, Свердловский и Ленина явно просятся на зеленую волну, причем на Свердловском фаза 94 секунды против базовых 100 секунд ну вряд ли большой смысл имеет, а зеленую волну уже не сделать
Проехал по проспекту Ленина в качестве эксперимента. От ЮУрГУ до ул. Пушкина все светофоры работали четко в зеленой волне, затем два перекрестка (Пушкина, Свободы) пришлось постоять, потом до Комсомольской площади также в зеленой волне.
Обратно ситуация похуже, например, на Энгельса пришлось постоять, хотя когда едешь от ЮУрГУ, этот перекресток в зеленой волне. В общем, есть зеленые волны в Челябинске
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]