Росс Браун, босс Mercedes-Benz AMG F1 делает вид, что так и было задумано
Мой любимый спорт – «Формула 1» - относится к весьма
интеллигентным видам состязаний, где ценится ум, выдержка, эрудиция, а болельщики не устраивают
потасовок. Все настолько пристойно, что даже резкие слова вызывают шумиху. Это спорт образованных, умных и высокоморальных людей. Так принято считать.
Тем интереснее наблюдать за скандалами, связанными с
мошенничеством в этом рафинированном мире. Я приведу несколько примеров.
Последний случай произошел недавно с командой «Мерседес». Событие-то
вроде мелкое – команда провела в разгар сезона тесты на гоночной трассе,
используя машину 2013 года (то есть, актуальную) и боевых пилотов. Конфликт в
том, что в тесты в середине сезона строго запрещены, и «Мерседес», по мнению
многих, включил дурака, сделав вид, будто просто предоставляет свои автомобили
и своих гонщиков поставщику шин Pirelli,
которая в равной степени была заинтересована в этих тестах. При этом «Мерседес»
не уведомил другие команды, а разрешение от FIA(федерации автоспорта) получил по
телефону. Собственно, команды «Формулы 1» всегда стремятся выжать из ситуации
максимум возможного в рамках правил, но в данном случае многие полагают, что «Мерседес»
весьма нагло сжульничала, получив преимущество и прикрывшись неким вербальным
разрешением FIA
непонятно на что. Команду наказали отстранением от будущих тестов молодых
пилотов, и кара оказалась очень мягкой – наверное, отчасти из-за ультиматума «Мерседес»
покинуть спорт в случае серьезных санкций.
Прищучить хитрого Берни еще не удавалось...
Но это так, для разгона. А вот главного управленца «Формулы
1» Берни Экклстоуна судят за взятку в размере $44 миллионов долларов, которую
он якобы дал бизнесмену Герхарду Грибковски, чтобы тот не рассматривал
альтернативные предложения во время продажи доли акций «Формулы 1» (не буду
утомлять вас деталями – сама сделка была весьма путаной). Сам Экклстоун
обвинения неоднократно отрицал, однако дело, муссируемое СМИ уже два года,
набирает обороты – весной этого года немецкий прокурор предъявил Экклстоуну
официальные обвинения.
Промышленный шпионаж – наверное, подобного можно ожидать от
какой-нибудь новой единицы в автоспорте, маленькой, гордой и безнадежной
команды, которой только и остается, что украсть чертежи конкурентов. Но в 2007
году на подобном попалась ни много, ни мало команда McLaren, одна из легенд «Формулы 1»,
причем, находившаяся в тот момент в чемпионской форме (титул они упустили в
весьма досадной манере).
Скандал с чертежами стал одной из причин досадного разрыва Алонсо и McLaren
Чертежи актуальной тогда FerrariF2008 передал техническому директору McLarenМайклу
Кофлэну обиженный сотрудник FerrariНайджел Степни. Случай закончился траги-комично, когда
супруга Майкла пошла ксерокопировать чертежи в соседний магазин, где бдительный
сотрудник узнал в них техническую (и вероятно, секретную) информацию о новой Ferrari.
- Майкл, я же просил вас купить ксерокс...
Эта досадная нелепость, кстати, наводит на мысли о том,
сколько подобных жульничеств остается за кадром. Что касается McLaren, то после массы грязных историй,
ссоры тогдашних пилотов Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмильтона друг с другом и
Алонсо с руководством McLaren,
после массы попыток извернуться, команда все-таки получила невероятный даже для
«Формулы 1» штраф в $100 миллионов. По-моему, это был самый большой штраф,
когда либо выписанный в автоспорте (хотя точно не уверен).
Но все эти истории меркнут на фоне моей любимой, случившейся
на следующий год и ставшей достоянием общественности в 2009. Когда поползли
первые слухи, все это походило на глупый, неумелый антипиар, и тем удивительнее
было узнать, что все это – правда.
Команда Renault(за которую позже ездил Виталий Петров) в тот год была не в
ударе, и даже наличие суперзвезды, Фернандо Алонсо, который вернулся в
альма-матер после скандала с McLaren,
не позволяло Renault
снова претендовать на победы, как два года назад, когда Алонсо принес ей
последний чемпионский титул.
В 2008 году проходил первый Гран-При Сингапура на городской
трассе весьма специфической конфигурации, и вот, на 14 круге гонки напарник
Алонсо по Renault,
Нельсон Пике-младший, неожиданно перестарался с педалью газа и врезался в
отбойник. Так совпало, что Алонсо в тот момент уже заехал на ранний пит-стоп, и
к моменту выезда пейс-кара оказался в самом выгодном положении, что позволило
ему сенсационно выиграть гонку.
Oops...
А через год Пике, поссорившись с руководством RenaultF1, вдруг заявил, что авария
была не случайной – совершить подобное на благо команды его попросил тогдашний
босс RenaultF1
Флавио Бриаторре при посредничестве технического директора Пэта Симмондса. По
словам Пике, ему поставили ультиматум, и он вынужден был пойти на сие
мошенничество, причем на предыдущем, 13-ом круг гонки попытался было врезаться
в барьер, но не дотянулся (обычно у гонщиков обратные проблемы), так что пришлось нарезать еще один круг и уже
разбиться капитально.
Позже выяснилось, что итальянец Бриаторре, который
всегда слыл ловким управленцем (Renault 2005-2006 годов выигрывала титул у Ferrari, имея в разы меньший бюджет), так
вот, этот Бриаторре прикинул, что на трассе есть удобное место, где нет кранов,
и если крэшнуться именно там, непременно появится пейс-кар. А знать время
появления пейс-кара в «Формуле-1» - это равносильно обладанию самой быстрой
машиной.
Когда все выяснилось, Renaultполучила условную
дисквалификацию, а Бриаторре и Симмондс были отлучены от спорта.
Подобную фактуру интересно примерить на наши реалии. Мы
нередко думаем, что коррупция и всякие подтасовки, которыми «славятся» наши
управленцы и администраторы, это что-то присущее нам, происходящее от нашей
лени, разгильдяйства и падения морали. Но если разобраться, страсть к читерству
присуща многим амбициозным людям и организациям, и наверное, наивно полагать,
что возможна какая-то конкурентная среда, где все участники будут блюсти
моральный и реальный закон по умолчанию, на основе каких-то внутренних
убеждений. Даже если кто-то будет, найдутся и трюкачи типа «следим за руками…»
Но «Формула 1», даже несмотря на скандалы, остается весьма
интеллигентным и даже образцовым видом спорта, и, как сказал бы Глеб Жеглов,
главным является не наличие воров, а умение властей из прищучить. Чего и нашим
желаем.
Люди по природе своей везде одинаковы, и пресловутая "врождённая законопослушность" жителей развитых стран — в первую очередь, заслуга эффективной карательной системы.
Цивилизованный мир отличается от феодального именно тем, что "там" подобные инциденты, став достоянием общественности, неизбежно приводят к наказаниям. Кого-то оштрафуют, кто-то уйдёт в отставку, а кого-то и посадят. "У нас" же любая публикация абсолютно любого компромата на сильных мира сего влияет на ситуацию чуть менее, чем никак.
Справедливости ради стОит отметить, что в 2008-м Алонсо выиграл и следующую после Сингапура гонку в Японии. В этот раз уже по чеснаку, без мошенничества. А в случае с Мерседес, мне кажется, масштаб скандала был сильно преувеличен прессой. Тут я склонен доверять решению трибунала FIA — да, команда получила незаконное преимущество, но весьма незначительное. Отсюда и мягкость наказания.
Я просто ставлю себя на место биг-боссов "Мерса", чет слабо вериться в их простую "наивность". Окей, Пирелли попросила помочь с тестами, почему бы, к примеру, не потребовать делегата ФИА и представителей других команд присутствовать на этих тестах? Это логичный шаг для того, кому реально пофиг на тесты, и он хочет просто помочь Пирелли. А так ведь на машине стоит полный комплекс телеметрии, и конечно, сейчас не найти никаких доказательств, работала она или нет. Я думаю, просто ФИА почему-то дала слабину (может быть, из-за напряженности в Пирелли ФИА решила дать им такой шанс), а теперь пытается спустить на тормозах, ибо их доля вины тоже есть. Я думаю, справедливым было бы организовать трехдневные 1000 км тесты для остальных команд, кроме Мерса. Вот это было бы наказание.
При чём тут наивность? Есть буква правил, и если можно получить профит, не противореча букве, то почему бы и нет? В технических областях этот подход применяется всегда и везде — взять те же двойные и выдувные диффузоры, воздуховоды DRS, гибкие антикрылья, и т.д. Почему бы не делать так же и в смежных областях?
А насчёт 1000-километровых тестов для всех, кроме Мерседеса — думаю, у той же Маруси тупо нет денег на это. Да и для команд-середняков, мне кажется, такое решение было бы чувствительным ударом по бюджету. И телеметрию на таких тестах тоже ограничивать? Думаю, поэтому такой вариант не был выбран — слишком много новых сложностей.
Насчет бюджетов - еще раз скажу, что этими тестами середняки заменили бы энное число испытаний другими методами. На молодежные тесты у них же есть деньги, вот и провели бы вместо молодежных полноценные.
Этот вариант обсуждался перед трибуналом, но поддерживали его немногие. Бюджеты давно свёрстаны, программы испытаний прописаны на год вперёд, все эти внезапные перемены радуют не всех.
Мне кажется, эта очевидность нарушения является лишь кажущейся. Росс Браун не настолько дебил, чтобы так откровенно и по-детски косячить. Судьи трибунала 8 часов разгребали эти тонкости — не думаю, что главным мотивом их решения был страх, что Мерседес уйдёт из Ф1. Раз не наказали (а вынесенное решение фактически не является наказанием), значит, нарушение было несущественное. Могу лишь поаплодировать Россу сотоварищи — изящно и безнаказанно обходить запреты тоже надо уметь. Ведь кроме них, никто до такого простого решения не додумался.
Тогда возникает вопрос, почему бы, для примера, не дать МакЛарену право на подобные безобидные тесты, пусть даже ценой пропуска молодежных? В чем проблема-то? А Ред Булл чем хуже? Давайте уже всех желающих умников тогда пропускать. Вспомни 2009 год - Росс нашел дыру в регламенте, но когда ее признала ФИА, двойной диффузор делали все, а не только и исключительно Браун. А сейчас получается, что ему позволили, а другим ни-ни? Я думаю, никакого изящного хода тут не было, просто некоторые пытались действовать в рамках правил, а Мерс забил от безвыходности. Если вспомнить, именно им эти тесты были нужны, как воздух. Вероятно, для Росса это был "пан или пропал", ибо с домонакскими результатами он был кандидатом на вылет, и даже если бы он вылетел из-за этих тестов, хуже бы не было. Вот и решил рискнуть. Понятно, что он каким-то образом уболтал Уайтинга, что тот повелся, и тут ясно есть слабина ФИА...
Цикл разработки новинок для машины Формулы 1 занимает многие месяцы, и я думаю, успех Мерседес в Монако через пару дней после "секретных" тестов — не более, чем забавное совпадение. Ну невозможно так быстро настрогать сверхэффективные новинки.
А насчёт разрешить остальным — не всех "остальных" это устраивало. Проводить в точности такие же недотесты, какие проводил Мерседес, мало кому надо, а менять условия тестов было бы ещё более криво.
Я не связываю успех в Монако с тестами, но вот то, что Мерс получил определенный бонус, почти не сомневаюсь. Просто если у тебя есть телеметрия с 1000 км тестов, это всегда полезно. Как раз таки на анализ результатов у них уйдет время, так что, вероятно, где-то сейчас только та польза начнет сказываться, поглядим.
Победу Мерседеса в Монако эксперты предрекали задолго до шинного скандала. И прогресс команды из Брэкли в работе с шинами тоже был заметен, хоть и не во всех гонках. Сейчас уже невозможно будет разделить, какая часть успеха связана с тестами в Барселоне, а какая явилась следствием плановой работы.
Когда те же Ред Булл подняли бучу из-за двойных диффузоров, нарушение тоже казалось явным и очевидным. Но при более глубоком изучении вопроса оказалось, что никакого нарушения нет.
Ну да, и разрешили ВСЕМ, и не было стонов, что у кого-то там денег нет на разработку. В чем разница-то не пойму? Давайте и теперь ВСЕМ разрешим, а с бюджетами у всех своя ситуация.
Чисто технически невозможно разрешить ВСЕМ тесты Пирелли. В первую очередь потому, что самой Пирелли это не нужно — они не обязаны арендовать автодромы и везти шины для тестов, которые им уже не нужны. А менять условия тестов — это одно нарушение усугубить новыми, ещё большими нарушениями.
Адвокаты Мерса наверняка использовали похожие аргументы. Да, накосорезили, ну что теперь, праааастите, а? Окей, штраф миллионов 10 за нанесение урона репутации спорта тоже бы проканал
Ага, как Феттель после неспортивного обгона Веббера
Но здесь ситуация прямо противоположная. Феттелю заведомо ничего не угрожало — нет у команды реальных способов его наказать.
В случае же трибунала ничто мешало судьям вынести сколько угодно строгий вердикт, вплоть до позорного изгнания команды из чемпионата. Уламывал Браун Уайтинга, или процесс происходил как-то иначе — я не знаю, а судьи трибунала знают. Раз не стали сильно наказывать — значит, вина не настолько уж большая. У меня нет оснований не доверять судьям FIA
Я думаю, просто у Брауна была запись разговора, в котором Уайтинг дал то самое разрешение, и Уайтингу (или его коллегам) пришлось бы заодно выпороть себя. То есть нарушение есть, серьезное, но коль скоро замешана власть, спустили дело на тормозах.
Ну глупо ведь рассуждать в двоичном формате — чисто/грязно. Чем больше вина, тем больше наказание — так ведь логичнее.
Да и Уайтинг тоже не дурак, не дал бы на это разрешение, будь оно явно противоречащим правилам. А если бы его ввели в заблуждение, спросив разрешение на одно, а сделав другое — хитрецам досталось бы по самое не балуй.
Так что я склонен считать, что речь идёт о спорной трактовке серой зоны. Вина команды есть, но незначительная. Команду пожурить, серую зону закрасить чёрным или белым.
Чисто эмоционально я рад, что для Мерса обошлось, ибо а) Жалко Росберга с его классной победой. б) Наказали бы Мерс - доминирование Ред Булла только бы усилилось, а так есть шанс, что они оттянут у быков очки уже в следующей гонке.
Так что если бы было народное голосование, я бы вообще оставил Мерс без наказание. Выше дискутировала моя бюрократическая часть
Я так и понял, ты ж на самом деле не такой злобный и кровожадный
А объяснения официальных лиц показались мне вполне убедительными. Правда, тут моё отношение предвзятое — и команда кажется интересной, и за Росберга болею ещё со времён Вильямс. Да и нигра в последнее время иногда вызывает симпатию — то ли я старею, то ли он взрослеет...
Ещё попадалась на глаза теория, что кто-то внутри Мерседеса специально слил инфу о секретных тестах, чтобы подставить Брауна, чтобы его место занял Падди Лоу.
Возможно, Эд, ты не заметил, но в каментах к статье мы не дымим, а обсуждаем собственно статью! Насяльнике вывесил тему на стадион — пардоньте, имеет право, на то он и хозяин
Да и статью я постарался сделать доступной для понимания не-формулистов, плюс, думал Сиплый с кем-нибудь за тему коррупции закусится Но холиварщики нынче не те уже, стареют...))) Эд вон пытается, да чет вяло как-то)))
Что-то много гонщиков гибнуть стало, в Ле-Мане вот, и украинский еще спортсмен во время тренировок в пустыне от обезвоживания умер, вообще дикая смерть. Такое ощущение, что было что-то нарушено по технике безопасности (не было запаса воды, тента) или помощь пришла очень поздно. В чем был смысл уходить от машины, тоже неясно
Такое ощущение, что экипаж был совсем не готов к такому развитию событий, так-то даже в обычном путешествие по области берешь запас воды. Хотя, конечно, если в пустыне +60, можно недооценить масштаб возможной угрозы
Жара, сухой воздух, активная работа мышцами... Наверное, обезвоживание может застигнуть врасплох.
В самом деле непонятно, зачем было куда-то идти, если есть связь и спасательная бригада. Говорил как-то со спасателями — уйму проблем доставляют спасаемые, когда начинают перемещаться. Перевозбуждённый мозг принимает совершенно непредсказуемые решения.
Я с торрентов качаю полноценные видеоотчёты со спутниковых каналов. Если повезёт, то отдельно по каждому дню ралли, в HD и с русской озвучкой (с канала Авто Плюс). Последнее, в принципе, не обязательно.
А я за всю жизнь ни одной трансляции раллей не смотрел, может быть, поэтому как-то не сильно ими увлекаюсь, хотя считаю раллистов исключительными водителями. Мне легче понять, как инкубаторные Феттели ездят в Ф1, чем мастерство раллистов.
Ооооо, ты чо, это же просто песня! Длительные онборды вообще не могу смотреть — буквально в каждом повороте полная уверенность, что ВОТ СЕЙЧАС ТОЧНО УБЕРЁТСЯ НАХ!!! Эта уверенность на уровне рефлексов подкрепляется тем, что когда онборды показывают по ТВ, с вероятностью 100% в течение полуминуты там происходит что-нибудь феерическое. Но как эти чуваки дубасят между деревьев и камней — кольцевики просто рядом не стояли
А там еще комменты его прикольные после гонки почитай, типа "Я на тренировках стоял и смотрел за машинами соперников, вроде, у них стопари не горели в этом месте, ну и решил дриснуть... А может я в пыли не разглядел..."
Эдуард, а как вы относитесь к системе добавляения балласта для гонщиков кузовных чемпионатов с целью уравнивания шансов команд с разными бюджетами и техническими возможностями для повышения зрелищности гонок ради увеличения зрительского интереса? Просто интересно, разделяете ли вы саму концепцию?
Конечно запрещают, там скорости такие, что нужно еще на гонку оставить хоть полкило. Вот видишь, и ты уже втянулся в нашу тему. Посещение Аркаима дает о себе знать. Скоро на плакат МакЛарена молиться будешь и Форца Феррари петь