Главная » 2012»Апрель»3 » Когда машины были доступнее: в 70-х, 90-х, нулевых или сейчас?
21:04
Когда машины были доступнее: в 70-х, 90-х, нулевых или сейчас?
Это Nana-himeвтравила меня в эту
интереснейшую тему, за что ей спасибо. Вопрос такой: сколько средних зарплат требовалось для
покупки нового автомобиля в старь и сейчас? Машины дорожали или дешевели?
Пришлось перелопатить подписку журнала «За рулем» и еще
энное число сайтов со средними зарплатами в разные периоды времени. Если у
вас другие воспоминания – пишите, интересно сравнить.
По моим данным, в средине 70-х ВАЗ-21011 стоил 6000 рублей,
ВАЗ-2103 – 7500 рублей. Сейчас мы бы сказали, что это одна и та же модель в
разных комплектациях. Средняя зарплата составляла 135-140 рублей. Итак,
запоминаем: ВАЗ-21011 обходился в 43 средние зарплаты, 2103 – в 54.
В 1995 году новая «Самара» стоила примерно $7000 (2,5 млн
рублей!!), средняя зарплата была $130. Для покупки Samara требовалось сложить в кучку
зарплаты 54 средних россиян, то есть показатель примерно такой же, как в 70-х.
Сегодня аналогом тех
машин, наверное, стоит признать «Ладу Калину»: многофункциональньый непритязательный
автомобильчик. В популярном кузове универсал она стоит порядка 292 тысяч рублей
в комплектации, как «топовые» ВАЗы прошлых десятилетий. Среднее зарплата по России –
20 383 рубля (данные Росстата за апрель 2011 года). Итого – 14 месяцев
работы! В три раза меньше, чем требовалось советскому человеку, про советские очереди в несколько лет мы тут даже не заикаемся.
Впрочем, правильнее сравнивать удельную стоимость машин в рамках
одной экономической системы, которая в России обрела некоторую устойчивость в
новом веке. Пожалуйста: в 2004 году в момент выхода на рынок LadaKalina стоила порядка $9000
при средней зарплате $234. Итого – 38 зарплат за «Калину» против 14 сейчас. О-о…
Но все равно интуиция подсказывает вам, что машины нынче
безбожно дорогие и тенденция безрадостная.
Давайте будем честными: у нас просто выросли потребности. Не
так давно я поднимал тему про кондиционер,
и почти все отписались, что покупать машину без оного – это дебилизм, и кондей
стоит тех 30 тысяч рублей, что за него просят, а то и 100 тысяч. Вы не хотите машину без пары подушек,
АБС, без пяти звезд EuroNCAP,
100-сильного движка как минимум, а еще не прочь иметь магнитолу, электропакет,
подголовники и Бог знает что еще. И вы говорите – дорого. Потому и дорого, что
каждая из этих фитюль стоит денег. А если в Советское время вы ездили на машине
с кондиционером, то были как минимум главой министерства.
Можно взять и более близкие примеры. В 2006 году я готовил
материал про владельца FordFocus
в хорошей комплектации ценой $17 000 (тогда мне казалось безумно дорого.
Парень руководил стройкой на Тополиной аллее). Сейчас такой Fordстоит
порядка 700 000 рублей. В средних зарплатах получаем следующее
соотношение: 43 зарплаты (2006) и 35 зарплат (2012). Вдумайтесь, FordFocus–
один из самых подорожавших гольф-классников последнего времени на самом деле
подешевел на 20%!
А уж с Советским временем даже сравнивать неудобно: гораздо
более современный и навороченный Focusстоит дешевле, чем в 70-х малолитражка
ВАЗ-21011. Я согласен, что по тем меркам и 21011 был за счастье, но все же Focus гораздо сложнее даже с
учетом возросшего уровня технологий.
Я думаю, считать цену автомобиля в средних зарплатах вполне
разумно. Конечно, никто не откладывает 100% заработка на автомобиль, но даже
если принять величину отчислений на уровне 10% от дохода, пропорция сохранится. Машины
становятся доступнее, и в этом выводе нет ничего удивительного. А как иначе
объяснить темпы роста авторынкана уровне 20-40% в год?
К тому же у современного человека гораздо больше инструментов
для покупки автомобиля. В Советское время не было автокредитов в привычном нам
понимании, а для покупки машины требовалось еще и отстоять очередь. Советский
человек имел гораздо меньше возможностей увеличить свой заработок спонтанно. Мы
можем организовать небольшой бизнес или взять работу на дом, допинав к доходу
недостающие для автокредита 10 тысяч рублей в месяц.
И даже обслуживание, как мне кажется, дается нам меньшей
кровью. Журнал «За рулем» за май 1995 года наполовину состоит из таких вот
заголовков, от которых у меня мурашки по коже:
«Фокусы» тормозов (стр. 54)
«Прощу объяснить: почему в двигателе «Жигулей» при зазоре
0.15 мм между кулачком распредвала…» (стр. 56)
"Про нагар" (стр. 57)
«Разбираем коробку
передач «Жигулей» (стр. 59)
« Из двух – один» (о ремонте аккумуляторов, стр. 65)
«Блокируем ошибочный пуск» (стр. 67)
«Фильтруем тонко» (стр. 68)
И так далее.
Автовладельцы того времени почти поголовно были неплохими
механиками, и пусть не все могли расточить гильзу или завальцевать подшипник,
но уж поменять фильтры или почистить карбюратор – почти все.
Так что не гневите Бога: автомобили при прочих равных стали доступнее и приятнее в обращении. А можно
сформилуровать по-другому: при одинаковом социальном статусе современный
россиянин купит машину больше и лучше, чем его предок. Гораздо лучше.
ЗЫ: есть мнение, что автомобиль не должен стоить больше 6-12 месячных зарплат, иначе его владение превратится в головняк. Выполняется ли у вас это условие?
Всё что касается "экономики" - да, пожалуй согласен. Вот только средняя ЗП в 70-х, мне кажется завышенной. Ибо вторую половину 70-х, 80-е помню карашо. Редко когда от кого услышишь про ЗП 110-120 р. Хотя возможно что в больших мегаполисах, немного по другому тогда было. Не суть важно.
А вот про "современный россиянин купит машину больше и лучше, чем его предок. Гораздо лучше." - тут батенька саврамши. ИМХО.
Щас машинки стока не живут, сколь раньше. Хоть тот же капендос возьми (был у моего деда, итальянский еще), хоть Волгарь 21-й......
Ремонтировали сами? Да. И реально, каждый второй был докой. Сопсна и дед и батя и дядьки оба - рукастые в этом плане. Многому чему научился / насмотрелся. И вот реально, иной раз многих не понимаю, кто в реальных мелочах даже не шарит...... Тот же фильтр, лампочку поменять - целая эпопея. Помню в своих первых авто, много чего сам делал - от смены масла ( с промывкой и ФИЛЬТРАМИ!!!! ) , до замены сцепух, стоек, распредвала и т.д. Так что насчет что щас машинки лучше - фраза троякая очень. Как минимум.
Чую Котейка сегодня в ударе. Щас ченить выстрелит.
На работе есть люди периодически вспоминают те времена, с их слов многие у них тогда получали ученую степень/звание и зп их были в 2, а то и в 5 раз выше приведенных цифр. И тут уже получается машина не выглядит недоступной. Да и как кажется тогда автомобиль был статусом, сейчас необходимость.
"Машрут садовый, пробег за 40 лет - 80 тысяч км," - какая провокация - 2 !!!
Избитый штамп про сады и дачи. Мошть по 20-30 тыс км в год и не накатывали, но вот у нас "в гараже" - сильно не простаивали. 3 наездника на один авто, частая картина была. И у каждого свой бизнес (спекуляция - по тем временам называлось). Накатывали в год - только дай. Да почти каждое лето на Черное море гоняли.
"Если что-то разваливалось, никому в голову не приходило писать в газеты гневные письма и в сердцах продавать машину, чтобы купить новую." - тада граница на замке была. Заразой потребляццтва болели не сильно.Это чичас эпидемия. Поменял производитель шильдик на решетке / поставил гомосяццкие лампочки - всё ППЦ - новый авто. Тут же бегут продавать "старый", на котором еще масло ни разу не меняли, брать еще один, третий кредит, и покупать "обновленную" версию, дабы не быть лохом. Зачем и на что раньше было менять то??? Купил в магазе запчастюгу - вечером апосля работы с мужиками перекинул ее. Усе готово. Но проблем.
"Уверен, что если бы у моего деда вместо ГАЗ-21 был Ford Focus c оцинкованным кузовом и ресурсом по самым скромным подсчетам 120 тысяч км," - у моего деда, Волгарь и был с оцинкованным кузовом. И на момент продажи, пробег был около 200 с чем то км. Это точно помню. Про капендос не скажу, малой еще был.
Артем, Вы забыли про инфляцию и про покупательскую способность. И зарплаты и цены разных лет надо индексировать и приводить к одному знаменателю. К примеру, 1:За период с начала 2006 до конца 2011 потребительские цены выросли на 72.92 %. 2:Те же самые товары, что стоили 20000 рублей в начале 2006 года, стоят 34585.18 рублей в конце 2011. 3:А то, что стоит 20000 рублей в конце 2011 года, стоило 11565.64 рублей в начале 2006-го. считается при помощи онлайн калькулятора http://planetcalc.ru/250/. А средняя зп по стране в том же 2006 году составляла 10634р.
Если есть данные по стоимости конкретного авто в 2011 и в любом другом году, то приведите их к одному знаменателю и посмотрите подешевел ли авто или нет с точки зрения покупательской способности. Я тут уже пол инете перелопатила, но то ли поздно-и я туго соображаю, то ли реально никак не найду стоимость одного и того же авто в ценах 2006года и в ценах 2011. У кого сохранились буклетики аль статьи какие архивные - киньте данные - посчитаем. Желательно вспомнить стоимость авто типа Короллы, Сида - так как они как раз с 2006 года выпускаются и по сути одно и то же, что тогда, что сейчас Ну и если уж совсем серьезно, еще нужно учитывать процентные ставки по кредитам, стоимость страховок и т.д.
Причем тут инфляция, если я беру соотношение цены автомобиля в 1975 году к средней зарплате именно в 1975 году? Инфляция в данном случае учитывается по умолчанию. Я же грю, в 1995 году Лада стоила 2,5 млн рублей - вот вам и инфляция. Но и зарплаты были в сотнях тысяч.
важна не номинальная стоимость авто и зарплата, а покупательная способность, поэтому надо их приводить. Смысл же посмотреть стали авто доступнее или нет, т.е. к примеру, пакет молока стоил 1р. в 1990, 5 в 1996, 10 в 2004 и т.д., посмотреть, соответственно зарплаты и, вуаля, выяснить, мы сейчас со своей зарплатой можем купить больше молока или нет.
Первая ссылка в статье - там есть измерение зарплат в килограммах картошки. Но измерять машины в картошке, по-моему, это еще менее точный способ. Можно заморочиться, вычислить потребительскую корзину, учесть много всяких факторов, но результат, боюсь, будет тот же. Машины не то что бы дешевле, уровень жизни просто вырос ощутимо. Мы живет гораздо лучше, чем родители в наше время, это факт. Почему - это уже отдельный вопрос для нас с Сиплым.
"Мы живет гораздо лучше, чем родители в наше время, это факт. Почему - это уже отдельный вопрос для нас с Сиплым." =========================================
Херассе ты поделил!!!!!!!!!! На нещщастных негров и щщщастливых вас с Сиплым!!!! Скромненько аднака.
ПыСы - а для Генаралиссимуса найдеццо место в "трамвайчике желаний"???
А я на работе проболел ..... Из Москвы какуюто плохую заразу привезли. 3 недели умирал.... Ща вот ангину добиваю.... Остатки. "Стопангин" неплохо помагает. Ну и народные ср-ва .......малина, мёд,облепиха, водка с перцем.
Кароче ТАГ!! Кто то один из нашей пиздабратии заболевает, заезжаем к нему в гости с благим намереньем "проведать больного" - на прощанье ручкаемся / и трижды лобызаемся (по старинной русской традиции) и вуаля..... Через пару дней в лес, клещей заражать!!! Сразу 5 зайцев убьем: - и соберемся таки наконец - и отгул с работы - и нервы подлечим - вотка папьем - и клещей выведем в отдельно взятом лесном массиве.
Помню отец в 1997 году покупал ВАЗ 21099 за 42 млн. руб. Но после кризиса 98-го три нуля убрали соответственно 42 тыс. руб. сегодняшними деньгами. В 2007 году он отдал её мне и в 2009 году я уже продал её за 75 тыс. руб.
у меня папа покупал москвич 412 за 130 тыщ, через пару лет продал за 3 млн и купил москвич 2141 за 6 млн. по годам не помню, начало 90-х. продал 2141 за 25 тыс по моему (или 45), году в 99 примерно.
Абсолютно неправильный подход. Надо считать все необходимые траты - коммуналка, продукты, платежи по кредитам и т.п. и только потом оставшуюся сумму учитывать при покупке авто. Сдается мне, сравнение будет не в пользу нынешнего времени.
Вопрос стоял так: сколько зарплат тогда требовалось и сколько зарплат сейчас. То, что структура расходов разная - это понятно. Я уточнил, что сравнивать нужно в рамках одной экономической системы, и привел два примера, что машины дешевели даже за последние шесть лет.
А ещё нужно учитывать структуру расходов тех лет и сейчас. Сейчас коммуналка, питание обходятся в процентах от зарплаты гораздо дороже, чем раньше. Т.е., "свободных" денег от доходов после вычета обязательных расходов нынче в процентном соотношении получается даже меньше, чем раньше. ЗЫ: есть мнение, что автомобиль не должен стоить больше 6-12 месячных зарплат, иначе его владение превратится в головняк. Выполняется ли у вас это условие? Я полностью поддерживаю это условие, словом и делом.
ЗЫ: есть мнение, что автомобиль не должен стоить больше 6-12 месячных зарплат, иначе его владение превратится в головняк. Выполняется ли у вас это условие?
До этого не задумывался но оказывается выполняется. Год откладывать всю зп и можно купить того же пыжика. Т.е. я почти оллигарх. Спасибо Артем, я просто вырос в своих глазах. Теперь даже стыдно жаловаться на свою нищенскую зарплату. Родители так не смогли бы. Хотя надо сравнивать машины не только по з/п но и по другим товарам. Типа перевести стоимость машин в например стоимость 1 булки хлеба(хотя наверное хлеб непойдет изза сдерживания цен на гос уровне) Потому что может машины и подешевели относительно зарплат но подорожали например относительно остальных товаров. Ведь никто не может просто так взять и отложить всю з/п в сторонку. Надо еще кушать и т.д. Родители взяли в 86 году ВАЗ21063 за 8900 рублей. Насколько помню проблема была не скопить деньги а дождаться своей очереди. З/п была у отца примерно 250 рублей у матери побольше. Врачи в деревне хорошо получали. И получалось большую сумму откладывать потому что все стоило недорого. И откладывали и ездили каждый год в сочи по месяцу жили там и банки в холодильнике стояли с красной и черной икрой( а я дурак не любил икру :)) Проблема была достать товар а не скопить сумму.
"Тогда" вы быил самими собой, а сейчас - жертвы маркетинга. Вам в головы вбили, что красная и чёрная икра - это очень круто, и поэтому вкусно, и поэтому вы должны жизнь положить за возможность схавать это.
Та не....не так немного. Просто раньше ее много было и недорого. Как кабачковой почти. Потом чутка повзрослее я очень даже любил икру, особенно чёрную, паюсную. Реально, чуть ли не ложками ел. А потом чет как то перерыв был. А позже стала стоить неимоверно дорого. При чем если раньше, литровая банка что чёрной, что красной стоила практически одинаково, то сейчас кило черной и красной - как велосипед и Майбах..... Почему так стало, хз. Так что маркетинг тут савсема не причем.
Хм.....Чет твоя теория не работает.... Раньше бананы редкость была, да и дорого. Да и не любил их вовсе. А чичас ими хоть свиней откармливай.....дёшево. Да и сам чавкать стал охотно.
Совсем не пойдет. Икра вполне доступна, хотя конечно не купаться в ней но если хочется то всегда купить можно. Желания совсем изменились. Если что то не доступно то это не значит что я прям буду выбиваться из сил ради этого. Мне на икру фиолетово. И вообще на вещи материальные. Больше стал ценить свободу, время, вопщм нематериальные ценности. Просто раньше по молодости не ценил то что имелось. Тогда были другие приоритеты
Со многими согласен и нет. Объясняю. 1. Согласен с Артёмом, что машины в абсолюте стали дешевле, чем были. Но тут же не соглашусь с Артёмом и соглашусь с Анонимусом - доступнее?? Не уверен. 2. Абсолютно некорректно сравнивать кондей 70х и кондей 00х. Ибо технологии во времени дешевеют и становятся доступнее, и в свете этого совсем некорректно сравнивать цену кондея тогда и сейчас. 3. Нана права - если сравниваются цены одной эпохи (постсоветской), то необходимо проводить корреляцию цен и зп в стоимость денег 2011 года с учётом инфляции для более чёткого представления. При сравнении Сейчас и Советского времени вполне пойдёт соотношения зарплат и цен. 4. Показатель средняя з/п по стране тогда и сейчас вообще абсолютно неинформативен. В прошлом во всех уголках страны зп была примерно одинаковая и в отдельных ЗАТО и прочих "трудных" местах зп была значительно выше чем по стране и тем боле чем в Москве. Сейчас же Москва необоснованно всосала в себя колоссальные денежные потоки. И зп в Москве - это вообще не показатель уровня жизни по стране. А ведь именно московские зп дают "такой" средний показатель. В то время, когда в тех же Туле или Клине (которые очень близко) средняя зп запросто может составлять СЕЙЧАС всего 15000р... 5. Повышение "напичканности" авто абсолютно независимая величина и не от чего не зависит, корме как от развития технологий. Поэтому это просто данность и оперировать ей в плане "тогда нихрена не было, а сейчас вон сколько всего" - от лукавого. Какой средний парк машин в данный момент времени есть - такой есть, и другой быть не может, просто потому, что история не знает сослагательного наклонения. Завтра будет другой парк с другими опциями, и что? К показателю средней цены его нельзя относить, даже припоминая "так ёпт эти же плюшки произвести надо!". Так ёпт и производство становится более оптимальным и дешёвым! - технологичнее! Так вы никогда не найдёте конца, потому как это бесконечная петля и приплетать это, просто "маркетинговая" уловка журналистов
Про среднюю з/п соглашусь, но мы не найдем более надежного критерия. Я бы еще ввел з/п специалиста (в прошлом посте обсуждалось), но где взять такие данные для разных периодов... боюсь, их и нет. Так что надежнее всего привязаться к средней з/п, хотя поддержу, что сейчас "флуктуации" по з/п значительно выше, чем в советское время.
Кстати, Артём, а ты не пробовал смотреть статистику стоящих на учёте авто в разный период и их средний возраст? Вот тоже интересно бы было. Понятно что количество растёт. Но каков средний возраст? Уменьшается - тогда точно авто именно доступнее становятся. С другой стороны уже говори о долговечности авто разных эпох.... В общем ХЗ
Я согласен со всеми, кто здесь написал про сравнение коммуналки и прочих расходов, однако это усложнит расчет и сделает его еще более абстрактным. Приоритеты общества вообще поменялись, способы ценообразования, структура расходов и много чего еще. Придется признать, что за 35 лет сама жизнь настолько поменялась, что сравнивать что-то бессмысленно - нет единого базиса. Поэтому мой расчет - сугубо ориентировочный, призванный развеять миф, что все только дорожает. Я вспоминаю, сколько лет копили мои родственники на машины в то время, и насколько просто взять автомобиль в кредит сейчас, даже не имея олигархической зарплаты, и вполне очевидно, что сейчас с энтим делом гораздо проще.
КАРАУЛ!!!!!!! КАРАУЛ!!!!!!! КАРАУЛ!!!!!! Артем, а теперь перечитываем тему про строительство транссиба от уфы до златика, и мои камменты к ней, а потом ваши с одином....ВЫ БЛИН ТУТ 20-30 ЛЕТ НЕ МОЖЕТЕ СРАВНИТЬ, А ТАМ БЛЯ 150 ЛЕТ СРАВНИВАЛИ И ДОКАЗЫВАЛИ ЕЩЕ ЧТО ВЫ ПРАВЫ....лбом об стену
Поздравляю...тебе удалось сделать качественный вывод на основании, измерений в попугаях и потом сравнить их с измерениями в мартышках+1 попугайское крылышко....
Да. Вот посчитал стоимость авто в своих зп. Первый авто стоил 12 зарплат. Второй - 12 Третий - 21 Четвёртый и последний пока - 10-12
Соглашусь и считаю абсолютно бессмысленным иметь более дорогой авто. Даже уже сейчас думаю, что надо и ещё подешевле иметь авто и не париться. У меня кстати другой немного градиент - не в ЗП, а в % от ЗП который я могу отдавать на машину (копить или кредит). Так вот пока мне жалко отдавать более 20% на это чего и стараюсь придерживаться и уменьшать. А вот на 1-3тью машины отдавал около 50% тогда и вроде не парился. Сейчас бы не смог Тут ньюанс - имею ввиду только свою ЗП, а не доход семьи
Я с тобой согласен, что для 70х и 10х сравнение зп и стоимости вполне чёткое. В сравнении цен 90х, 00х и 10х интереснее привести цифры к одному показателю - нагляднее.
Да вот сейчас езжу месяцок на более дорогом и посвеже драндулете - БМВ 1... Ну хз, стал бы я менять свою на эту или нет.... Скорее нет. Короче всё зависит от конкретных требований к авто. И мои требования сейчас вполне вписываются в авто стоимостью 12 зп И самое главное что не просто вписываются, а на итог вполне себе являются даже очень неплохими автомобилями
Чет какая то зараза по Ленинскому пошла, с этими Бэхами однёрками.... 2 соседа из подъезда, тош взяли по единичке. Вродь ниче, симпатяшный пепелац, ток низковастый какойто.
Короче жёсткая, но очень управляемая. Прям очень прикольно как она в повороты вкручивается. Особенно я гоняю с отключённой DTC (противобуксовкой) - оооо этот задний привод! просто полный контроль над машиной чувствуешь и всегда приятно,когда в повороте по снежку или наледи газанёшь слегка и 150 лошадок на зднюю ось передаются!!!! И ощущение ускорения с приводом на заднюю ось заметно отличаются - вот этого я не знал и не ожидал.
Но блин, даже простоя летная коляска (клюшка) в сложенном состоянии не влезает в багажник без снятия задней полочки - ахтунг
З.Ы. Что отчётливо опять понял - порой электронника зло в безопасности! Вот нет (отключена) противобуксовка на заднеприводном авто. Так что? А блин ты чётко понимаешь, что у тебя заднеприводный авто и как он ведёт себя в каких ситуациях! Перегазанул - занос. А когда ты этого не чувствуешь, то создаётся обманчивое ощущение управляемости и контроля над машиной! И я очень много видел заднеприводных авто (бэхи и мерсы) в кюветах на примых дорогах. А дело в том, что умники, считая себя явно не хуже Шуми, сначала жмут на гашетку до упора, а потом выворачивают для обгона.... Даже в мануале к бэхе написано, что DTCка "только помогает, но НЕ ОТМЕНЯЕТ ЗАКОНЫ ФИЗИКИ! Будьте внимательны!" Очень кстати удивился такой надписи
Так тебе после твоей корейской перины любая машина костоломом будет. ИМХО, в таких машинах нужно чувствовать каждую кочку пятой точкой. Вот семейному минивэну такие настройки во вред, а единичке - нет Кстати, новая "единичка" идет весьма комфортно, вообще ощущается машиной более высокого класса, но прежняя как-то... честнее, что ли.
А я заминусую. Х1 одна из самых бестолковых машин БМВ. Вы в ней сидели? Х1 - это та же обычная единичка с бОльшим клиренсом только. Сзади места чрезвычайно мало. Простые комплектации за 1,2 ляма идут только заднеприводные. Просвет тоже далеко даже не паркетный,а меньше. Короче на итог получается сомнительная проходимость (не лучше обычного переднеприводного авто) плюс теснота в отличии от бычных паркетников. Ну и ценник.
Чистый маркетинг и желание покупателя купить "внедор". А ему продают обычный, заметьте маленький и тесный, хетч.
Очень сомнительно. По мне так за эти деньги из БМВ лучше смотреть трёшку или ауди 4.
З.Ы. Х3 совсем другое дело. У друга новый дизельный - охренительный аппарат.
"Машины ездили долго, потому что по другому никак." - интересно, почему они и сейчас продолжают ездить? Ась? Мошть в том числе потому, что делали раньше лучше и какчественнее? Без всяких там "программ по самоуничтожению"....
"я бы тоже на Ситроене 20 лет отъездил" - ты это тоу своему Ситроену не говори. Ато сбежит от тебя ночью.
Ну и я закину полешко. На мой взгляд нельзя измерять машины наших родителей одними деньгами. Машина являлась неким статусом семьи, её гордостью что-ли. Семья с автомобилем как-бы автоматически причислялась к благополучной и преуспевающей. Мало было просто накопить на сам автомобиль, нужно было ещё дать "на лапу" что-бы её тебе выделили, а потом в автосервисе ещё какому нибудь инженеру, что-бы машина нормальная досталась. Машина была полноценным членом семьи. Вспомните как жили автослесаря из автоцентра. Сливки общества, небожители можно сказать. Не каждый директор магазина мог себе позволить так жить. Кино есть такое"Инспектор ГАИ" называется. Да много таких фильмов . А что сейчас? Покупка автомобиля вполне обычное нормальное явление. Имеешь нормальную работу, даже копить не надо. Пришел увидел и купил. Надоела, пошёл продал. Мне мой дед сказал однажды после того как я за 2 года четвёртую машину поменял, " Чего ж ты их как девок меняешь? Её ж любить как жену надо." Да и у автослесарей статус поменялся. Не всегда себе могут позволить купить машину даже там где работают.
+ 1 ! Отлично сказанул Партизан, фдесяточку. Нынче сплошное блядство не только с деффками, но со всем и вся, и с авто в том числе. Эдакая распущенность и показуха. И к сожалению это уже становится нормой для большинства.