В Волгограде автомобилистка выразила благодарность сотрудникам ГИБДД, чем вызывала дискуссию о том, стоит ли хвалить людей за то, что они обязаны делать безо всяких респектов. История простая: в Lexus, стоящий на парковке, въехал другой автомобиль и скрылся. Владелица вызвала сотрудников полиции, нашлись свидетели. Скрывшийся водитель был пойман на выезде из города, отпираться не стал. Теперь помимо компенсации ущерба ему грозит лишение прав. Довольная потерпевшая направила в адрес ГИБДД города благодарность сотрудникам за добросовестную работу.
Но многих не устроил этот гладкий сценарий. Быстро выяснилось, что автомобилистка непростая — во-первых, она сама является бизнесменом, во-вторых, ее муж имеет отношение к таможне. Машина дорогая. Работа у сотрудников, опять же, была несложной — свидетель заполнил номер злодея. Один из автоюристов Виктор Викторов так прокомментировал ситуацию нашему волгоградскому сайту: «Сам себя не похвалишь – никто и не вспомнит о тебе. Не исключу, что, стремясь как-то оправдать свои зарплаты и минимум служебных усилий, полицейские и намекают гражданам о таких «благодарностях». После очередного сокращения полицейских, особенно сотрудников ГИБДД, на «земле» их стало в разы меньше, о какой серьезной работе может идти речь? Опера завалены делами настолько, что разобраться с каждым нет просто физической возможности. А это уже повод для некоторых вообще ничего не делать: «все равно не успеем со всеми разобраться». На этом фоне слишком неправдоподобно выглядит такое оперативное раскрытие правонарушения, наверняка у женщины была серьезная возможность воздействовать на службу ГИБДД для того, чтобы ее делом занялись безотлагательно».
Как оно было на самом деле, мы не знаем. Но мне представляется, что если бы потерпевшей пришлось задействовать мощные рычаги, она бы не была так уж сильно благодарна.
Впрочем, гадать тут бесполезно, а сути дело это не меняет. Мое мнение такое — выражать благодарность в таких случаях нужно всегда, если это вообще уместно. Даже когда сотрудник сделал небольшую работу, которую он обязан выполнять по должностной инструкции и за которую платят деньги. Но если он ее сделал быстро, толково, если вел себя корректно, если был действительно заинтересован в успехе дела, то нужно благодарить. И лично, и официально.
Обсосанная, как леденец, тема профессионализма сотрудников разнообразных госструктур, медработников, преподавателей неизменно сводится к двум перспективам: наращивать зарплаты и вводить жесточайший контроль. Все это правильно, очевидно и лежит на поверхности.
А давайте займемся рефлексией. Заглянем себе в душу. Правильно ли говорить, что нас самих мотивируют лишь деньги и страх? Вы сами, выбирая работу, исходите только лишь из уровня оплаты? А бывает такое, что человек по каким-то причинам предпочитает менее оплачиваемую и рискованную работу более оплачиваемой и тихой? Что это за причины?
Те, кто зациклен на уровне заработка, в полицию, пожарные, сотрудники МЧС или «Скорой помощи» не идут. Вообще абсурдно считать уровень оплаты или спроса единственными факторами, которые могут держать нас на острие профессионализма. Если отбросить совсем случайных людей (которых отчасти отбросила аттестация), то любая из этих профессий требует и чего-то такого в душе, что не сводится только и исключительно к цифре в графе «Итого».
Колоссальным мотиватором является ощущение нужности того, что ты делаешь. Колоссальным демотиватором является безусловная критика того, что ты делаешь. Есть масса примеров, когда люди совершают то, что вообще невозможно монетизировать. Зачем им это?
Люди таких профессий, как гаишник или сотрудник АвтоВАЗа, вообще говоря, толстокожие и давно привыкли к тому, что их принято критиковать по умолчанию и однообразно высмеивать в КВН. Отчасти заслуженно, во многом — по инерции. Но нам нужно понять одну простую вещь: идеал сотрудника полиции, АвтоВАЗа или районной больницы, который мы рисуем себе в воображении, недостижим за счет одной лишь финансовой мотивации. У нас просто денег не хватит. Но кое-что мы можем сделать без посредства государства, сделать сами, как общество.
Я уже писал, что любой активный блогер параноидально зациклен на количестве лайков под своими постами (это не всегда правильно, но факт). Приходя в магазин, мы машинально говорим спасибо кассиру за то, что он просто делает свою работу. Если нам нравится шеф-повар, мы оставляем запись в книге посетителей. Понимание нужности того, что ты делаешь, иногда позволяет вообще не думать о таких мелочах, как гонорар. Блогер жаждет лайков, почему сотрудник полиции не имеет право получить свой лайк? И поверьте, для людей, задубевших от критики, лайк значит гораздо больше, чем очередная жалоба.
Благодарность и похвала — это не только витамин для самолюбия, но еще и обратная связь. Что нужно обществу? Каким оно видит полицию? Что ценит? Почему мы считаем, что написать жалобу на имя начальника управления — это дело сугубо благое, а вот благодарность сотруднику — это постыдный поступок, прогиб, расхалаживание и т. п.? Это равноценная форма обратной связи. Почему на туалетах пишут «М» и «Ж» - ну писали бы тогда только «М», а где «Ж» сами догадывайтесь. Если мы говорим «туды не ходи, убьет», то должны обозначать куда нужно ходить. Почему-то каждый уважающий себя элемент гражданского общества считает своим долгом на любое сообщение о профессионализме сотрудников набычиться и сказать что-нибудь из серии: «ну им за это платят» или «галимый пиар», тогда как сам наверняка бесится, если его работу взвешивают сугубо на весах коммерческой значимости результата или принимают как должное.
К тому же образ некоторых профессий в России демонизирован чересчур сильно. Сдается мне, иные сотрудники полиции, МЧС и горбольниц на порядок более достойные члены гражданского общества, чем те, кто с планшетом на коленях с утра до вечера формулирует рецепты создания гражданских обществ. Скажем, за последние годы мне встречались и профессиональные врачи и удивительно корректные полицейские (за что я их благодарил — это, кстати, обычно вызывает удивление. Не привыкли). Покажи таких в кино, скажут — авторский вымысел. Или вот мусорщик у нас во дворе, страшный такой здоровый дядька с красным лицом. Но работает как хирург: когда в Новый год некая ленивая скотина забила мусоропровод, он прочистил его 1 или 2 января.
Идеал, будто коп должен быть робокопом, не ведающим ничего, кроме директив, не вполне соответствует тому, что нам действительно нужно. Любой коп — это человек, и мы ждем от него человеческого отношения в дополнение к его профессионализму, ибо одно другое совсем не исключает, а здорово дополняет. Но штука в том, что невозможно добиться человеческого отношения финансовыми инструментами, а тем более запугиваниями. Это как говорить с китайцем на эстонском. Это разные плоскости и они не пересекаются. Профессионализм, сведенный только к инструкциям и графикам чаще всего скрывает имитацию деятельности, причем такую, что и не прикопаешься.
Невозможно требовать от человека чего-то сверх его формализма, если мы сами отмеряем ему лишь то, что положено формально. Откуда возьмется личная заинтересованность, если общество только и талдычит: «вы никто и нам не нужны»? Я не говорю, что нужно хвалить без повода или по бартеру (в обмен на раскрытие дела), но когда нам нравится, как работает человек — любой человек — невредно дать ему или его начальству это понять. В конечном итоге это создает в обществе атмосферу, когда люди нужны друг другу не только для перекладывания денег из кармана в карман.
Так что если есть за что похвалить — надо хвалить, публиковать в блогах, писать благодарности. Приятно понимать, что твои действия не только оплачиваются, но еще и замечаются.
|