Десять лет назад я был на открытие какого-то автосалона, по-моему, Fiat. Не помню почти ничего, кроме одной фразы, сказанной руководителем отдела продаж. Вскользь я упомянул Ford Focus, тогдашнего лидера иномарок, и РОП отреагировал с обидой и презрением: «Чтобы продавать «Фокусы», нужно только одно умение – быстро выписывать счета». Ford Focus можно считать символом уже прошедших, но материально-позитивных 15 лет. Кончился эта страница истории, и вместе с ней, похоже, кончился и Ford Focus. Это небольшой пост стороннего наблюдателя за карьерой марки Ford в России.
Я не инсайдер, и в фордовское закулисье не посвящен. Но мне, как внешнему созерцателю, представляется, что Ford просрал в России все, что можно было, словно в его ряды внедрили диверсанта из «Фольксвагена» или «Киа».
В этом феврале падение продаж – 78%, то есть в пять раз, и Ford в принципе чуть ли не единственная марка-лидер, которая последние годы падала все ниже в табели о рангах.
Даже чисто внешне Focus I был сенсацией.
Несколько лет Focus был иномаркой №1 в России. И заслуженно. Ford первым распознал плюсы российской сборки и первым в 2002 году запустил серьезное автосборочное предприятие в России. Первым занялся внятной локализацией производства, не уповая чисто на отверточную сборку. Первым перестал считать Россию рынком третьего мира и выпускал свежие модели – скоро к «Фокусу» добавился «Мондео».
Хорош был и сам Focus. Помимо сказочно низкой цены, которая во многом достигалась за счет гибкого выбора комплектаций, он предлагал четыре типа кузова (плюс кабриолет), имел широкую линейку моторов и отличные ездовые качества. Скажем, независимая задняя подвеска была редкостью для машин ценовой категории $12-20 тысяч (на заре карьеры цены «Фокуса» устанавливалась в долларах). Или вот коробка передач: по четкости работы «механики» я всегда ставил Focus в число лидеров. Не раз и не два я был близок к покупке «Фокуса».
Не было выявлено и серьезных огрехов с надежностью: проблемы в основном доставляли 1,8 и 2,0 агрегаты, страдающие «запором» дроссельной заслонки. За свои деньги Ford предлагал больше, чем можно было ожидать.
Focus успешно сменил поколение, и хотя утратил дизайнерскую смелость, по ходовым потребительским качествам остался одним из лидеров сегмента.
Про достоинства Fusion хорошо расскажет Anry: в его руках машина ездила, как иной внедорожник (я свидетель)
Флагмана поддерживал удачный модельный ряд: россиянам пришлись по вкусу и Mondeo двух поколений, и Ford Focus C-Max (впоследствии лишившийся приставки Focus), и малыш-Fusion, один из первых псевдопаркетников. Fiesta была отличным кандидатом на роль маленькой зажигалки, Ford S-Max отличался почти беспрецедентным соотношением практичности и управляемости.
Что-то сломалось в середине нулевых, и сначала тенденция была не слишком заметной. Ну, подумаешь, Focus уступил лидерство в сегменте Mitsubishi Lancer IX, который импортировался из Японии. Все равно его позиции и авторитет были несокрушимы.
Но именно в середине декады появилась новая заря – бюджетные иномарки. Сначала это были неказистые Logan, Accent да китайцы, далекие от небожителя-Фокуса, но во второй половине нулевых бюджетным проектом озаботился почти каждый крупный производитель. Каждый, кроме «Форда».
Словно в противовес общей тенденции, Ford стал вымывать из модельного ряда недорогие модели, меняя их более совершенными потомками. Если прошлая Fiesta хоть и не была лидером рынка, но продавалась стабильно и имела положительный имидж, то новая вычурная модель стала дороже, и со временем ей пришлось покинуть рынок из-за отсутствия интереса.
Focus II не возбуждал, но и не отталкивал, а по ходовым качествам оставался одним из эталонов
Поначалу бюджетные иномарки кучковались в В-сегменте, и формально не представляли угрозы С-класснику Focus. Но переростки В-сегмента, вроде Volkswagen Polo Sedan и Kia Rio, были вполне сравнимы с тесным «Фокус» по вместимости второго ряда сидений, а по размеру багажника клали его на лопатки. При этом Ford сохранял верность сложной и громоздкой зависимой подвеске, и даже при смене поколений, в третьей генерации, машина не стала просторнее. Но если в начале нулевых это не бросалось в глаза, то после наплыва бюджетных ино проблема стала прямо-таки кричащей. Зачем переплачивать за более тесную машину? А ведь еще через пару лет у «Фокуса» появились и более дешевые альтернативы С-сегмента, вроде Peugeot 408.
Я всегда подозревал, что на волне завоевания рынка, Ford продавал часть модификаций Focus себе в убыток. Наверное, поэтому зачастую сложно было купить Focus в самой пустой комплектации – в наличии их не было, энтузиазм продавцов резко угасал при упоминании машины за 350 тысяч. В свое время Focus и был тем, чем являются сейчас бюджетные иномарки, но, похоже, этот трюк нельзя было проворачивать слишком долго.
Focus III - вопросов больше, чем ответов
Поэтому с приходом настоящих бюджетников, Ford изменил позиционирование модели. Focus – это больше не машина для закредитованного офисного планктона, а полноценный игрок С-класса наравне с Toyota Corolla, Volkswagen Golf и набирающими силу корейцами. Focus стал избавляться от елейно-дешевых комплектаций, лишился трехдверного кузова, прибавил в цене. Смена поколения не принесла облегчения: сохранив все плюсы предшественника, Focus сохранил и все минусы, дизайн стал более спорным, а цена ядреной. Корейцы, над которыми наверняка посмеивались «фордовцы», очень быстро обогнали Focus по субъективно воспринимаемому качеству и объемам продаж.
В новом амплуа машину не восприняли. То, что игнорируется при цене в 500 тысяч, может стать предметом раздражение для машины за 800 тысяч. Навязчивый дизайн центральной консоли, все та же теснота, трясковатая подвеска, не идеальная шумоизоляция, посредственный звук магнитолы, дохловатый базовый мотор – вдруг все это стало слишком очевидно. Но симптомы скорого краха почему-то не вызвали в Ford горячего желания адаптироваться к рыночной ситуации.
Дизайн, хитрая "антикреновая" подвеска и турбомоторы были визитной карточкой первой "Куги", но цена делала ее уделом любителей Ford
Со второй половины нулевых в России было проблематично выжить без среднеразмерного кроссовера, а лучше парочки, но Kuga стоила слишком дорого и имела специфический набор моторов (дизели и 200-сильный турбо с хорошим аппетитом), не став сколь-нибудь заметным игроком рынка. Смена поколений затянулась, а когда вышла новая модель, на фоне лидеров сегмента она выглядела вторично и не имела ярких черт, ради которых нужно было отказаться от RAV4, Tiguan или Sportage. А потом из модельного ряда Ford исчез и устаревающий Fusion, который после паузы заменили на куда более дорогой EcoSport – концептуально это совсем другая машина. А главное, EcoSport, как и новая Kuga, оказалась в кильватере десятка уже признанных моделей – на рынке были Skoda Yeti, Opel Mokka, Nissan Juke и т.д.
Ford EcoSport: нужная машина, но рынок уже попилен
Ford не пытался предложить бюджетную машину или модель «специально для России». Ford не пытался сыграть на эффекте новизны, открыв свой класс, как когда-то поступил Nissan с «Кашкаем» и «Джуком». Даже новые модели компания выводила с непонятными паузами: Mondeo третьего поколения только-только приехал в Россию, а в США продается с 2012 года, хотя многие спрашивали меня об этой модели. Интерес к ней был – такой дизайн! – но, боюсь, время опять упущено.
Много раз анонсировался некий «бюджетный седан для России», но, по последней информации, это будет что-то вроде Nissan Sentra и Peugeot 408, то есть уже не совсем бюджетно, и не совсем свежо.
Для меня, например, непонятно, почему Ford не попытался выпускать удлиненную и чуть упрощенную версию предыдущих поколений Focus, наподобие того, как Skoda делала с «Октавией» - новая модель продавалась бок о бок с версией Tour прошлой генерации. Почему на базе Fiesta не был создан небольшой седанчик с высокой степенью локализации? Почему компания не предложила какое-нибудь четырехдверное купе на базе Mondeo – Volkswagen снял неплохие сливки с моделью Passat CC. Не будучи знатоком внутренних интриг российского «Форд», я могу лишь предположить, что успех «Фокуса» вызывал в сотрудниках компанию религиозную веру в избранность пути. А бурный автомобильный рынок такого не прощает.
Новый "Мондео" эстетически безупречен, и почему бы не выпустить его в Россию на пару лет раньше? Ведь доминирование японцев в сегменте D/E приобрело угрожающие масштабы
Грядущий год, похоже, подведет черту под былыми успехами Focus и золотым периодом материального достатка россиян. Компания не стоит на месте: анонсированные цены на новый «Мондео» по меркам времени конкурентоспособны, летом начнется выпуск обновленного Focus с более строгим дизайном, ожидается приезд в России масл-кара Mustang. Но ни одна из этих моделей не порвет рынок в манере первого «Фокуса», так что год для марки практически потерян. Отреагирует ли Ford на вызовы судьбы? Я надеюсь. Мне всегда импонировали эти машины: одни из самых драйверских среди недорогих.
|