Вечером на парковке перед отелем ParkCityя
стал свидетелем зрелища, достойного мистического фильма. Куда бы я ни
кинул взгляд, отовсюду выезжали темно-синие FordFocusII со свердловскими номерами и аккуратными барышнями за рулем,
чьи ослепительно-белые летние наряды противоречили сумраку «фордовских» салонов.
Скорее всего, это был зомби-слет менеджеров
какой-нибудь сетевой компании, чье руководство пробило для сотрудников
скидку на автомобили Ford.
Атака клонов, ей богу.
Теперь несколько мыслей в порядке бреда. Это скопище
одинаковых FordFocus
вызвало у меня ощущение странной тревоги, словно сбылось предсказание фантастов
о полном уничтожении индивидуальности в пользу удобства.
Андрей Винников ездит на таком же «Фокусе». И у Анжелики из
отдела кадров такой. И даже у журналистки Chelyabinsk.ruМаши Шраменко, которую сложно обвинить в отсутствии
индивидуальности. Такой же «Фокус» стоит на парковке возле дома. И все мрачные,
одинаковые, темно-синие. Жуть.
Поэтому я не хочу FordFocus. Машина, на самом деле, отличная: работа коробки передач,
управляемость, настройка тормозов – есть много областей, где Focus, пожалуй, опережает CitroenC4. Но он же будит во мне
какой-то подсознательный страх слиться с окружающим миром, стать клоном.
Конечно, эту мысль легко задвинуть на второй план, и вряд ли
я отказался бы купить Focus
только поэтому. Ну, глупо это, согласен. Но мысль-то есть.
Более того, когда я покупал первый С4, Focus стоил практически также, и стоило выбрать его, но я не смог справиться с иррациональным желанием хоть
чуть-чуть, но соригинальничать. Когда я это произношу, звучит по-идиотски, но если уж быть откровенным - так оно и было.
«Фокус» - не
единственная жертва собственной популярности. В список я бы включил DaewooMatiz, большую часть «Лад», HyundaiAccent (сейчас уже в меньшей
степени), NissanQashqai,
второй KiaSportage,
а скоро – HyundaiSolaris.
Это машины, которые я не рассматриваю для себя как минимум потому, что покупка должна
вызывать залом на кардиограмме, а на эти машины при всех их бесспорных плюсах
смотришь с равнодушием покойника.
В обществе всегда идет борьба двух тенденций: стремления все
унифицировать и эгоистичная потребность быть индивидуальным. Первое делает
структуру подконтрольной, второе позволяет ей развиваться. Обе тенденции уживаются в каждом обществе и
каждом человеке, но есть ощущение, что унификация побеждает.
Сейчас нельзя найти идеальный автомобиль. Во время тестов мы
часто говорим: эх, взять бы подвеску «Рено», рулевое «Фольксвагена», салон «Шкоды»,
дизайн «Альфы» и двигатель BMW– вот был бы автомобиль. Ну, представим на секунду, что его
изобрели. Ну, такой, что прямо ни добавить, ни убавить. И поскольку он так
хорош, его можно выпускать в огромных количествах, значит, при прочих равных он
будет еще и дешевле своих менее идеальных конкурентов. И тогда мир пересядет на
этот perfectomobil. Или
нет?
Большинство – наверняка. Но будет немало и тех, кто принципиально
не купит товар, чтобы не быть, как все. С позиции потребителя эти люди будут
казаться чудаками и пижонами.
Конечно, индивидуальность – штука обманчивая. Взять те же
автомобили: Volkswagenсо своей чудо-платформой MQB как никогда близок к созданию «перфектомобиля», но боссы
компании прекрасно знают нашу с вами потребность отличаться от фона, поэтому не
стремятся к идеальной машине (хотя, верю, им это по силам). Вместо этого они растащат
ее качества на десяток близких моделей, и мы, покупая их, будем выглядеть свежо,
как парафиновые яблоки в витрине. И мой Citroen, если разобраться, не такой уж индивидуальный, ибо делит
платформу да и дизайн со множеством других моделей. Но хотя бы иллюзия самобытности
сохраняется, а при нынешнем ее дефиците даже этого достаточно.
«Но другого пути, вероятно, нет. Вперед это там, где красный
свет…» (с) Автомобили , конечно, не крайний пример растворения индивидуальности.
Кинематограф, успех которого измеряется сборами за уик-энд. Музыка, которую, не
исключено, сочиняет Windows.
Книги, по названию которой можно угадать весь сюжет.
Опять же нытье про нереализованную индивидуальность – весьма
распространенный причал для тех, кто побоялся индивидуальности настоящей. Это способ
переложить ответственность и позиционировать себя непризнанным талантом: мол,
задушили жаворонка.
В современном мире индивидуальность стоит денег. Хочешь индивидуальности
– инвестируй в нее. Покупай «Лянчи», не работай в крупной компании, будь
эксцентричным, посылай продюсеров, создавай вдохновенные произведения (которые,
скорее всего, не принесут денег). Вероятность жить в бочке и питаться китайской
лапшой будет весьма высока, зато «… тебе повезло, ты не такой как все». Может
быть, через десять лет таких скитаний ты достигнешь нирваны, но 999 шансов из
тысячи – что нет. Кто готов к поиску настоящего «Я» такой ценой? Большинство людей
в возрасте от 30 лет – конформисты, и для тех, кто ими управляет – это большое
благо.
Даже сохранять это «Я» в мире тренингов, рейтингов и
стереотипов становится непросто. Быть как все – гораздо комфортнее. Это правила
игры. Острые углы мешают упаковке.
Может быть, наш перенаселенный и истощенный мир достиг той
точки, когда большая часть проявлений индивидуальности несет негатив?
Индивидуальность – это противоречия, столкновения, расходы. Обществу проще
обеспечить своих членов одинаковыми «Фокусами»
и развлечь блокбастерами, создав иллюзорные отличия, чем провоцировать дорогостоящие проявления настоящего эго. Что в этом неправильного или плохого? Я бы не рискнул
предложить в качестве альтернативы свободолюбивую анархию.
И все-таки, как жутко смотрелась эта вереница «Фокусов» с
белыми дамами за рулем. Если унификация победит, пульс жизни остановится. Мир
станет таким же одинаковым, как повторяющийся паттерн обоев.
Вот такие мысли посещали меня еще минут двадцать, как я
покинул парковку отеля ParkCity.
Потом я включил кондиционер, в салоне стало прохладнее, и странные мысли
улетучились. Ford Focus?
Прекрасный автомобиль. Прекрасный!
Во многом согласен. Но я думаю, отличаться мы должны не при выборе машины... Не знаю, как это объяснить. Возможно, мы просто обманываем себя, "выбирая" что-то не как все. Ну купил я Альфа Ромео и что? Чем по сути я отличаюсь от владельца фокуса? Да ничем по жизни-то! Отличать надо Личностью, я так считаю. И пофиг, какая там у тебя машина.
Да, я согласен. Также одевшись в цветастую рубашку ты не становишься автоматически нон-конформистом. Автомобили просто навели меня на мысль этого поста, но тут смотреть нужно шире, на разные проявления, и особенно связанные с деятельностью человека, а не его материальным окружением. Но, как не крути, а разнообразные мелочи, вроде той же машины, рубашки, обстановки в доме влияют в том числе на творческие способности. В 31-ом лицее директор Александр Евгеньевич Попов разукрашивал стены, потому что был уверен - это заставляет мозг постоянно работать. Серые стены - серое мышление. Учитывая количество гениев, которые вышли из стен лицея, может быть, он в чем-то был прав. Офис гугла кто-нибудь видел? По нашим меркам шокирующее зрелище.
Самого-самого не бывает Как печально выглядел однажды Bentley Continental GT, когда на парковку перед тем же Park City заехал Ferrari 599 Fiorano. И каким убожеством кажутся популярные у нас там "Крузеры", когда наведывается ебуржский Rolls.
Детям, которым еще предстоит осознать себя личностями, это помогает. И я уверен это крутой приём. Со взрослыми другая ситуация. Если человек не считает себя индивидуальностью, потому что он ездит в фокусе, я даже не знаю, как ему помочь :). В общем, я за яркие личности!
Кстати, сам Попов - отличный пример нон-конформиста. У него, по-моему, и машины нет, что само по себе уже чудно для нашего времени, но проявлений его необычности - тысячи, и они гораздо глубже. Можно книгу писать.
Отличный пост!!! Очередной раз , каким то чудом угадываешь / читаешь "больные" мысли. Если тему немного сузить до ИА (идеальный авто), то та формула которую описал (движка от ххх, корбка от ууу ну и т.д.), она очень и очень интересна. Единственно, концовку этой формулы поправил бы. То есть, не создавать один единственный (или 5-10) одинаково напичканных авто, а сделать что то типа "конструктора". Как сейчас есть в Пиццериях - создай свою пиццу. Т.е. , есть база (две, пять, десять), далее, полет фантазии из возможностей того, или иного производителя. Надо полный привод? Ставим галочку в заказе по интернету. Далее выбираем из типов кузовов - седан/универсал/хэтч/минивэн и т.д. Движки - на выбор, от и до..... Тип подвески. Ну и вплоть до "оперенья" (с кучей вариаций) и цвета. И тут же тебе ценник. Ессно, тут совсем индивидуально не получится. Ибо вариаций, того или другого, все равно будет ограничено. Но зато у тебя будет именно ТОТ кузов, именно ТА движка/трансмиссия/салон/экстерьер.... И тут, до идеального набора автомобильных потребностей каждого, будет совсем, совсем рядом. Да и индивидуальности буде т поболе. Нечто подобное, Ё билевцы и предлагают, чем опять же, они мне импонируют. Много интересностей у них.
Интересно, что идеи подобной индивидуализации автомобиля чаще всего проваливались: можно вспомнить "Смарт" с двухцветной раскраской кузова или малолитражки (вроде Ситроен С3) со всякими росписями по кузову и пестрыми салонами. Или Форд Фокус с его 1,5 миллионами комплектаций (на заре карьеры) Парадокс в том, что получив право выбора, люди все равно выбирают мейнстрим. Посмотри на Смарты, которые ездят по городу и продаются на мобайл.де: там не так много по настоящему ярких вариантов, все больше серые, черные и черно-серые (ну синие). Об это я и говорю: массам подавай нечто универсальное. А нон-конформист от этого испытывает дискомфорт. Но нон-конформистов мало, кроме того, у них слишком разнородные вкусы, чтобы ориентироваться на них при массовом производстве. И запускается такой цикл: производителям проще делать массовые машины, а клиенты все больше привыкают к мысли, что перфекто-мобил - это гут. Потом новый виток и так далее...
Блин, комнату что ли проветрить... Чет Остапа понесло
Чет ты только в цвет упор делаешь. Смотри ширшее! "Разукрасить цвяточками" - это совсем мизер. Я про более "глобальный" констркутивизм имею ввиду. Ибо даже по ТТХ, много чего не нравится в авто, и много чего добавил/убавил бы. Ну и общий дизайн, экстерьер, тош не на последнем месте. А Смарчки.....потому на них и не смотрят, что это горшки с педалями.
"Блин, комнату что ли проветрить... Чет Остапа понесло"
Лишь бы Остапа не пронесло......ато проветривание не поможет... )))
Почему цвет? Вот пример Форда Фокус I, у него было штук пять моторов, пять кузовов, куча опций, все это с возможностью выбора без привязки к комплектации И не сработало: люди все равно заказывали нечто среднее: 1,6, кондей, магнитола, седан, серый металлик. Но индивидуалисты наверняка до сих пор скучают по возможности делать автомобиль под себя в он-лайне. Сейчас даже не знаю, кто такое меню предлагает
Это хорошая иллюстрация того, как вредно обществу массового потребления ориентироваться на оригиналов
Фокус и в самом деле не плохой авто. Но ему вряд ли эта формула уже поможет....
А кстати, ты С-МАХ не тестил? Не свежий имею ввиду, а прошлый. Чет последнее время поглядываю на него... Как то вгляделся чтоль. И кузов вполне, и движка. Как вот только автомат у него, и динамика? Да и обслуга наверно не дешева.... Мордяха ток совсем простеццкая.
Кстать на днях видел чёрный Дустер. Совсем другой видок, скажу я вам. Реально, другая машинка !!!
Ежели был они были совершенно одинаковые, то да. А тут все равно и одеты чутка по-разному, и машины немного разных оттенков, номерные рамки разные. Полное впечатление, что это личные машины
Не не - енто корпоративная индивидуальность Ну, а вообще человеку же свойственно стадное чувство, типа "вместе мы сила" ("Мы можем многое" - улыбает откровенно) и прочее. Вот объединяются же люди, к примеру, в клубы по одинаковым моделям машин и вполне там сосуществуют. И даже таки Кот думает, что каждый из них не считает себя "клоном"
Соглашусь с Котом. Я еще вот о чем подумал: такая массовая машина, как VW Beetle (первый) должна была растворить индивидуальность, а сейчас большинство американцев 50-х-60-х имеют о ней самые теплые воспоминания, ведь на ее массовость наслоились их личные, уникальные переживания: у кого-то любовь, у кого-то путешествия. Да и хиппи на "Транспортере" вряд ли считали себя клонами. Сам по себе факт обладания массовой машиной мало что значит. Другое дело, если это проявления общего настроя "хочу быть в стаде".
даже с синим фокусом можно выделиться, аэрографию забабахать например. или тюнинх какой. сабвуфер в багажник. )) было бы желание и деньги. сейчас то уж можно такого насочинять - за ваши деньги любой каприз. хендмейд - пожалуйста, только в три раза дороже. а массовое производство на то и массовое, что рассчитано на массы. как можно массовое производство рассчитывать на индивидуальность, если она у каждого своя? а выбор двигателей, подвесок, и прочей лабуды осознанно может сделать только технически подкованный пользователь-водитель. а таких опять же 5 процентов, ну 10. большинство не разбирается в технических тонкостях и разбираться не желает. надо чтобы ездило, не ломалось, бензин мало потребляло и пр. те хоть люди и разные, от машины им надо одно и то же, вот и выходит какой то усредненный вариант.
Аэрография - еще один пример того, как сложно быть индивидуальным. Тратят 200 тысяч на машину, а что изображают? Неразборчивые батальные сцены, хищников, апокалипсис. Нет в этом индивидуальности, есть попытки косить под нее. Хорошая аэрография должна отражать настрой владельца машины. Пусть это будет даже не рисунок, а сочетание цветов, какие-то яркие всполохи, абстракция, но выражающая суть человека. С другой стороны, мало кто хочет выставлять свою истинную суть напоказ, вот и рисуют ненастоящих монстров. Есть идея покрасить машину (желательно, купе) в текстуру шкуры тигра. Черно-желтое, насыщенное, чтобы глаза ело, с хорошей проработкой деталей. Фиг знает, может в реальности получится шняга, но нравится
если владелец действительно индивидуальность - нет проблем и с сюжетом для картинки на машину, и вообще индивидуализации продуктов массового потребления под свои вкусы. у реально ярких, творческих личностей достаточно для этого и вкуса, и стиля, и креативных идей. а если менеджер среднего звена с потугами на индивидуальность - херня и выходит.
кстати, если кто сильно хочет индивидуальности - ведь можно собрать тачку своими руками, такую, какую тебе надо, или заказать постройку в кастом-ателье. с мотоциклами такое очень часто практикуется.
Ага, только судьба этой тачки - стоять во дворе страшно гордого владельца, ибо поставить ее на учет по сложности примерно такая же задача, как построить
Часто в описании опций, попадается " Подогрев лобового стекла". Не всегда понятно, что именно имеют ввиду. То ли такая же фича как у Фордов, когда полностью все стекло греется, что очень удобно в холодное время при прогреве. Или имеют ввиду подогрев дворников?
У Форда есть подогрев всей поверхности стекла (даже для Фокуса). "Змейки" нитей обогревателя видно при определенных углах. Удобная опция. Зимой не надо скрести стекло - просто щетками смахнуть
Имел ввиду, что скорее всего путают подогрев стекла, с подогревом щеток. Тем самым вводят в блудню. Хотя возможно и ошибаюсь. Просто мне кажется, что настоящий, полноценный подогрев стекла, есть у очень ограниченного числа моделей. Хотя казалось бы, делай стекла на любой авто, и ставь как доп опцию. Куда востребованне было бы, особенно на Урале, нежели всякие хомосяццкие "неоновые глазки" и парктроники.
Халява. Оригинальные стекла на новые ино в разы дороже. На Гелик 90 тыров. Один знакомый уже страховую разорил - стекла плоские, от песчинки трескаются
Честно говоря, сам очень удивился. Тош ориентировался на 15-20. Даж немного пугает такой ценник. Как бы не искажало. Даже сейчас, если бы был выбор, между 5 тыр и 15, чисто интуитивно, взял бы за 15.