Представьте, что вы решили заняться автобизнесом. Какую марку
выберете, чтобы заработать побольше? Пока не прочитали дальше,
загадайте бренд и проверьте свою бизнес-интуицию.
К примеру, АвтоВАЗ продает больше
всего автомобилей, но они дешевые, а в городе-миллионнике у вас может быть 2-3-5
конкурентов, торгующих "Ладами".
Дилеры Renault
уже который год отбиваются от клиентов, жаждущих купить Logan, Sandero, а теперь и Duster, но нас снова точит червь
сомнения – машины-то дешевые, а квот вечно не хватает.
А может, взять премиальный бренд? К примеру, в 2009 году
московские дилеры зарабатывали на продаже одного Infiniti около
350 тысяч рублей (данные агентства Integs), а на Renault – порядка 30 тысяч рублей. Но ведь Infiniti и продается намного меньше…
К сожалению, я не могу привести вам точную информацию о
прибыльности всех марок – многие аспекты засекречены. Однако на основе разнообразных
статистических данных выделить лидера несложно.
Итак, в 2011 году в России
выгоднее всего было торговать автомобилями Toyota. Кто-нибудь угадал?
В прошлом году Toyota заняла второе место по объему выручки ($5,77 млрд,
АвтоСТАТ), уступив лишь АвтоВАЗу ($5,92 млрд). Однако у АвтоВАЗА эти деньги
делили 433 дилера, у «Тойоты» всего-то 85. В итоге выручка на один дилерский
центр Toyota составила $67,9 млн, при этом марка лидирует и по количеству
машин, реализованных одним дилерским центром – 1400 (среднее значение для всех марок
– 600).
Но вы скажите, что выручка – это еще не прибыль. Я неоднократно слышал, что «Тойота» отличается
хорошей маржой дилеров, что косвенно подтверждается данными агентства Integs: так, в первой семерке
марок по валовой марже на один автомобиль первые семь мест занимают премиум-бренды,
кроме одного исключения – на четвертом месте расположилась Toyota. То есть в среднем на каждом автомобиле
Toyota
зарабатывает примерно на уровне люкс-брендов, продавая через каждый
дилерский центр гораздо больше машин.
Для сравнения, дилеры АвтоВАЗа хоть и собирают всем кагалом
чуть больше, но выручка на один дилерский центр составляет $13,67 млн, то есть
в пять раз меньше «тойотовского» показателя. Предполагаю, что и вознаграждение
за продажу «Калины» поменьше, чем за «Камри» и в процентах, и тем более в
абсолютных цифрах.
Естественно, этот расчет прибыльности весьма условен, так
как требования к дилерским центрам все же различаются (у Toyota они весьма жесткие), да и
конъюнктура местного рынка сказывается. Однако вывод о прибыльности Toyota я слышал и до этого.
Из других лидеров по объему выручки на один дилерский центр
можно назвать Nissan и Volkswagen. Неплохо чувствуют
себя корейские бренды Kia,
Hyundai и Chevrolet (экс-Daewoo).
Очень грубо я прикинул вознаграждение дилеров Toyota: получилось на уровне
6-7 млн рублей в месяц на один автоцентр. Это еще не прибыль, а разница между
выручкой от продажи автомобилей и суммой, за которую они были выкуплены у
дистрибьютора. Из этих денег нужно платить зарплату сотрудникам, обучать их,
содержать дилерский центр, выплачивать кредиты, покупать тестовые машины,
страховать их и так далее. Плюс, разумеется, заплатить налоги.
Допустим, за продажи отвечают 30 специалистов
(менеджеры по продажам, маркетологи, девушки на рецепшене и так далее), со
средней зарплатой 25 тысяч рублей. Вот миллион (с учетом налогов) и улетел. Затрудняюсь
сказать, сколько из этих денег оседает в карманах учредителей, да это и не
поддается усредненному вычислению.
Но есть вероятность, что не очень много. Дилеры в один голос
говорят, что заработать на продаже автомобилей практически невозможно. Ну или так: возможно, но результат носит
вероятностный характер, ведь в вопросах продаж дилеры скованы по рукам и ногам.
Объемы реализации определяет, скорее, рынок; цену на автомобили и маржу –
дистрибьюторы; квоты – они же или производители. В итоге действовать приходится
в узком коридоре возможностей: можно провести удачную рекламную кампанию или мотивировать
клиентов покупать топовые комплектации с высокой маржой (что мы нередко ощущаем
на себе). Но выше головы не прыгнешь: если дистрибьютор зарядил ценник или
задушил дилера квотами, можно уйти в минус даже при горячем желании заработать.
Конечно, дистрибьютор не заинтересован в истреблении дилеров, поэтому между ними
идет постоянный диалог и поиск компромиссов, однако человеку свойственно
ошибаться, так что гарантий тут никаких. А теперь представьте, что вы сидите на
кредитах, а год выдался неудачным…
Несколько свободнее дилеры чувствуют себя в вопросах
постпродажного обслуживания. Для гарантийных автомобилей отсечь львиную долю
конкурентов удается угрозами снятия с гарантии, а значит, появляется
возможность повысить маржу на допоборудование и запчасти, а также установить
хорошую стоимость нормочаса (трудоемкость работ опять же определяется из
центра).
Хотя и тут не все так просто. Вы обязаны закупать оборудование,
обучать сотрудников (за результат не скажу, но деньги в это вкладываются с
маниакальной настойчивостью), содержать помещение автоцентра и так далее. Скажем,
стенд для проверки амортизаторов MAHA 3000 стоит порядка полумиллиона рублей без доставки и монтажа.
Вам еще понадобятся подъемники, наборы инструментов, компрессоры для сжатого
воздуха, стенды для кузовных работ, окрасочная камера и так далее.
При этом автомобили через 2-3 года слетают с гарантии, а их
хозяева почему-то перестают нести деньги в кассу официалов. Приходится
изобретать программы лояльности для владельцев подержанных машин, проводить
сервисные кампании и вкладывать деньги в рекламу.
Я не к тому, что зарабатывать на автобизнесе невозможно.
Возможно, и еще как. Другое дело, что бизнес этот достаточно хлопотный,
многофакторный и рискованный. К примеру, если у вас есть магазин, в котором вы
продаете шоколад «Россия», в случае каких-то проблем с производителем вам
ничего не стоит перейти на «Альпен Гольд». Это поставщик будет уговаривать вас
взять его продукцию, да еще и откатик привезет. Я знаю владелицу магазина,
которая получает сигареты, водки, колбасы в виде сувениров от благодарных поставщиков.
Это как если бы дилерам вместе с автовозом иномарок одна, подарочная для
директора, приезжала бы своим ходом в полиэтиленовом конверте.
С автомобильными
марками переход с неудачного бренда на удачный – процесс гораздо более муторный,
а откаты платятся в обратном направлении, но об этом тсссс.
По сути, одиночный дилерский центр слишком уязвим, поэтому
собственники автобизнеса стараются расти вширь, получая дилерство новых брендов.
Это придает холдингам устойчивость и увеличивает вес перед дистрибьюторами: те заинтересованы
в расширении дилерской сети, а в партнерах хотят видеть надежные и проверенные
компании.
И вроде бы вот он, рецепт успешного автобизнеса – укрупнение.
Но тут подстерегают другие риски: управлять сетью сложнее, что порой
сказывается на качестве и приводит клиентов в суды. Холдинги стараются вводить
единые стандарты качества, и прогресс в этом направлении чувствуется, но
контроль качества снова требует расходов.
Как-то один директор автоцентра сказал мне, что по
соотношению нервных затрат к прибыли автомобильный бизнес находится в глубокой ж... яме по сравнению с продажей товаров
народного потребления или обслуживанием нефтянки.
Но если вы все еще желаете заиметь собственный дилерский
центр, то карты в руки: Toyota
как раз подыскивает партнеров в Пскове, Бийске, Чите и Улан-Удэ.
|