Блог Артёма Краснова
Пятница, 19.04.2024, 19:12

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2014 » Июнь » 23 » Какую из современных машин будут вспоминать через 30 лет?
20:39
Какую из современных машин будут вспоминать через 30 лет?

Новый Jeep Cherokee разочаровал меня дважды. Первый раз – когда я увидел дизайн в стиле бультерьера с маленькими глазенками и хитрым прищуром. Ладно, пережили. Но хуже того, теперь это не внедорожника, а… Это даже страшно произносить. Новый Jeep Cherokee – это автомобиль с базовым передним приводом, подключаемыми задними колесами, поперечным мотором и платформой от Alfa Romeo Gulietta, пусть глубоко модернизированной.

Я вовсе не к тому, что это плохой автомобиль. Может и хороший. По потребительским меркам, подозреваю, он гораздо лучше всех прошлых «Чироков» вместе взятых, потому что в счет утраты некоторой проходимости у него наверняка лучше компоновка, комфорт и экономичность. В конце концов, даже первый «Чироки» концептуально был на полпути к паркетникам, а в прошлом поколении машина обзавелась паркетным полным приводом. Обычная эволюция.

Но все-таки минус один. Минус один яркий автомобиль. Оборвалась еще одна геналогическая ветвь узнаваемой модели-бренда, еще одна машина попала в бурлящий котел унификации всего со всем.

На волне этого шока я даже задался вопросом, какие из современных машин наши внуки будут разглядывать с пиететом, расспрашивая нас о том, что это был за время, когда музейные шедевры ездили по улицам?

Если оглянуться назад, то статус культовой машина приобретала обычно по трем причинам. Во-первых, если становилась элементом образа жизни, «лайфстайла».

Лучший пример – это два Volkswagen’a, хиповый Transporter и оригинальный «Жук». Они не стоили состояний, для многих были первыми машинами в жизни, олицетворяли свободу и новый уровень бытия. Они были ценны не только сами по себе, но и в привязке к впечатлениям своих владельцев, отчего до сих пор их можно встретить в теплых странах с конопляным листком на передке или в обвесе для путешествий.

Вторая причина – эстетика. «Богиня» - Citroen DS – никогда не казался мне автомобилем красивым в общепринятом смысле слова. Это была красота не автомобильной закваски, это было что-то привнесенное извне, из области живописи и архитектуры, что-то очень французское и абсурдное. Такие машины остаются в истории вопреки логике.

Эстетика не сводится к погоне исключительно за формами, например, облик Jaguar E-Type был нарисован линиями воздушного потока, обтекающего некий «идеальный» кузов, и может быть, поэтому его профиль стал каноническим.  

Третьей причиной обычно были успехи на гоночных трассах и формирование имиджа спортивной легенды: этим путем прошли Porsche 911, Lancia Stratos и тот же Jaguar E-Type.

Но есть ли современные аналоги? Вообще разглядеть шедевр с близкого расстояния – то еще искусство. Понятно, что тот же «Жук» или Mini воспринимались современниками вполне утилитарно, и чтобы машина обрела знаковый статус, нужен флёр времени. В ретроспективе мелочи стираются, а крупные вещи заполоняют пространство и обретают монументальность. Какая из современных машин ближе всего к тому, чтобы остаться в истории?

Честно говоря, у меня нет кандидата, на которого я бы рискнул поставить пусть даже коньяк. Самый очевидный путь – выбрать какой-нибудь из современных суперкаров, скажем, тот же Bugatti Veyron, фактически, первый серийный автомобиль, превзошедший порог скорости 400 км/час и порог мощности в 1000 л.с.

Но при всем при том есть в «Вейроне» привкус искусственности. Мир «Вейрона» ограничен корпоративным гламуром, он никогда не блистал на гоночных трассах и все его сумасшедшие цифры – это просто сумасшедшие цифры. Это какая-то технологическая самовлюбленность, гонка вооружений без любви к человечеству. Как любая дорогая машина с небольшим тиражом, он, безусловно, пропишется в гаражах ценителей и будет расти в цене, но на статус подлинной легенды нашего времени не тянет.

Эволюция флагманских Lamborghini шла в некотором смысле линейно, словно марка выполняет планы пятилетки: быстрее, выше, мощнее... Но где качественные скачки?

То же самое с продуктами двух великих итальянских фирм. Скажем, Lamborghini Aventador при всей своей запредельной мощности, ширине и стати представляется мне развитием идей Countach, а если вспомнить про Diablo и Murcielago, то Aventador и вовсе выглядит слишком предсказуемым, словно «Кашкай-2» на фоне «Кашкай-1». Если Ferrari F40 западала в душу, то Ferrari La Ferrari, не менеее востребованная и желанная владельцами, не кажется откровением, как и McLaren MP4-12 после McLaren F1. Porsche 911 при всей своей технической рафинированности в имиджевом плане не смог выйти за рамки идей 40-летней давности.  

Спортивные легенды нового времени также сложно записать в разряд «классики», например, мне нравится и внешность первого Citroen C4, и послужной список его раллийных успехов, но я не уверен, что эту машину будут боготворить через 10-20 лет. Все-таки сам С4 слишком уж далек от машины Себастьяна Лёба и слишком унифицирован с Peugeot. Он стандартен во всем, кроме внешности и пары эргономических глюков, чтобы получить золотой билет истории.

Унификация – это, конечно, серьезное ярмо для машины, которая хочет попасть в анналы истории. Сегодня в недрах автоконцернов проектируют не модели, а платформы, и зачинают их не конкретные люди, а огромные коллективы. Я убежден, что хорошие продукты создаются группами людей, а шедевры – личностями, и коль скоро сегодня в автомобильном мире существует культ «продукта», с шедевральностью становится все хуже и хуже год от года. Шедевр существует не в каталогах и учебниках, он существует в головах и питается нашими эмоциями, но платформа – это слишком рациональное понятие, чтобы мы могли поставить ее в музей личных предпочтений. Может быть, MQB войдет в учебники по автомобилестроению, но останется ли она в сердцах?

 

Ford Focus и Nissan Qashqai - два ярких представителя современных масс-авто, в свое время поведших за собой рыночные стаи. Но достаточно ли такого успеха, чтобы обеспечить себе место в истории?

 

То, что Volkswagen, Renault-Nissan, Peugeot-Citroen, Ford и Toyota плотно стали на рельсы унификации модельного ряда – неудивительно. Но недавно даже BMW объявила о необходимости срочно причесать и упорядочить модельный ряд, потому что иначе – финансовый авитаминоз, цирроз и коллапс.  

Многие знаковые машины были первыми в чем-то или одними из первых. Скажем, Mini был одним из первых сверхдоступных переднеприводных автомобилей, а Audi Quattro прославился не только спортивными успехами, но и смелой идеей использовать полный привод ради управляемости, а не проходимости.

Может быть, статус классики приобретут дерзкие новинки, вроде Tesla Roadster или Model S? Вполне возможно, если только компании в самом деле удастся довести электромобильную тему до полноценной конкуренции с традиционными автомобилями. Для шедевров вообще очень важно сослагательное наклонение, и нередко их заметно лишь в зеркале заднего вида. Они не рождаются в одночасье, а становятся иконами постепенно, в зависимости от ситуации. Не разразись топливный кризис, знала бы Америка «Фольксваген Жук»?

Войти в историю за счет дизайна современным автомобилям еще сложнее, потому что дизайн слишком уж замкнулся на функциональность. Я как-то делал сравнение новых машин с их классическими предками, и пришел к выводу, что все не так уж плохо: если сравнивать сравнимое (например, Mercedes-Benz 300 SL и современный SLR), то деградации дизайна – вопрос крайне спорный. Другое дело, что современному дизайну все сложнее претендовать на свежесть идей. Этакий кризис драматургии – все, что можно было сказать, сказано Шекспиром, остальное – вариации на тему. И если уж суперкары страдают от недостатка свежих идей, то массовый сегмент беззастенчиво копирует друг друга и мечется между банальностью и вкусовщиной.

Datsun 240Z. Его культовость во многом была связана с доступностью - это самый массовый спорткар в истории. Сегодня подобная машина стоила бы слишком дорого (как Toyota GT86) или была бы слишком унифицирована с ширпотребом

А как насчет лайфстайла, вернее, автомобиля, который мог бы стать синонимом определенного образа жизни? Тут уж проблема не столько машин, сколько образа жизни. Хиппи в прошлом, скринэйджеры (подростки, выросшие в Сети) автомобилями интересуются мало, офисный люд всеяден и ездит, на чем придется, рыбаки и охотники уповают на модели прошлых лет или меняют ареал в пользу мест, куда может добраться паркетник… Маленькие родстеры, горячие хетчи, трековые спорткары – все они слишком дороги и слишком похожи друг на друга, чтобы выйти из ряда вон.  

Классные аппараты. Но классика должна быть ближе к народу

Мне проще всего сказать, что все хорошее осталось в глубоком прошлом, мир погряз в потребительстве и хорошие идеи закончились. На самом деле, в том и прелесть шедевров, что их невозможно предсказать. Сами их создатели зачастую не знают, что машина войдет в историю - это справедливо для результатов любого творчества. В какой-то мере шедевр должен быть иррационален, подчинен нелинейной логике, дерзок. Поэтому кто знает, может быть нынешний застой идей - это лишь затишье перед бурей.

Такой шедевр виден невооруженным глазом

Если же выбирать из машин XXI века, то есть как минимум одна, которую, я думаю, будет не стыдно вспомнить и лет через двадцать. Тем более, в то время она будет настоящим динозавром. Короче говоря, я выбираю Mitsubishi Lancer Evo IX.

Ничем не примечательная внешности прекрасно оттеняет его удивительные ездовые качества: за пятую часть цены он был ровней большинству суперкаров, имел раллийные успехи и был первой машиной с хитрой трансмиссией, способной перераспределять момент между задними колесами в аномальной пропорции. Насколько могу судить, по соотношению непритязательности к скорости его не переплюнули до сих пор, а с ужесточением эко-норм вряд ли переплюнут. Lancer Evo IX был и остается чистым экстрактом скорости, лишенным даже такого козыря суперкара, как броская внешность и громкий бренд, и в этом смысле он не вписывается в реалии современного мира. С момента прекращения производства прошло несколько лет, а его уже не хватает – не это ли признак будущей классики?  

В доску инновационный BMW i3 наверняка займет почетное место в музее BMW, но вряд ли останется в памяти неспециалистов

Который год Smart пытается стать иконой. Но что-то все время идет не так. Хотя кто знает - суд истории не совпадает с оценкой автомобиля современниками. По своему Smart гениален

 

BMW Z3 - одна из не самых удачных попыток сделать культовый автомобиль-настроение

 

BMW 850i - у него было все, и бренд, и мощь, и дизайн. Но забылся он достаточно легко

 

А вот квинтэссенция классики. Lotus 7, созданный в конце 50-х, выпускается до сих пор под другими брендами (в основном, Caterham), и слывет одним из лучших автомобилей для водителя. Как Колину Чэпмену удалось создать такой простой и такой эффективный спорткар?

Интересно, как воспринимали современники Volvo 1800 в кузове shooting brake? Сегодня он выглядит очень винтажно

 

Некоторые машины стали классикой не сами по себе, а благодаря целой эпохе, которая запомнилась, вошла в историю и до сих пор терзает сердца ностальгией и сожалением, что такое возможно лишь в фильмах и шоу ретро-каров

 

 

Категория: На злобу дня | Просмотров: 1092 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: суперкар, спорткар | Рейтинг: 5.0/5


Всего комментариев: 24
1 Партизан  
Раньше небо было синее, трава зеленее, да и пиво раньше было вкуснее.....

2 Партизан  
А квас то какой вкусный раньше с бочек продавали... Сейчас жалкая пародия на него продается...

3 Black-n-White  
Пока читал, все время думал, кого из современников можно записать в кандидаты номинации "культовый автомобиль". Сам не дошел до Лансера 9, но вывод Артема поддерживаю, действительно в нем есть зачатки легендарности, причем такой неискусственной.
Еще можно вспомнить Субару Импреза, аргументы будут похожи. И, думаю, надо бы упомянуть Форд Фокус в 1 кузове. Артем так сравнял их с Кашкаем, что почти похоронил потенциал культ-авто. Мне кажется, Кашкай еще слишком молод, чтобы его рассматривать. А вот Фокус 1, по-моему, вполне кандидат.

4 Артем_КРАСНОВ  
0
Фокус 1 действительно оказался для своего времени весьма прогрессивным авто: тут и хорошая техническая основа, и смелый дизайн (даже сегодня смотрится на пять), и при этом демократичность. Как по мне, Форд несколько подпортил имидж модели следующими поколениями, оскучнив дизайн и потеряв лидерство.
Опять же, чтобы машина осталась в сердцах потомков, нужно что-то еще помимо рыночного успеха и всех объективных показателей. Не знаю, будут ли Фокус вспоминать с тем же трепетом, как первый Жук.

5 Black-n-White  
Фокус 1 стал массовым не совсем маркетинговым путем (в сегодняшнем его понимании), он как бы честно взял лидерство. В отличие от Кашкая, который по общепринятой легенде вроде бы открыл класс паркетников. Хотя до него уже был РАВ4, например, или, из доступных, Шеви-Нива.
И в этом смысле я бы сравнил Фокус с Жуком.

6 Артем_КРАСНОВ  
0
Сейчас у Кашкая смена поколений, но в расцвете сил он был самым популярным небюджетным кроссовером, скажем, по прошлому году Кашкаев продали в России >40 тысяч, Тигуанов - <28 тысяч, Yeti <14 тысяч. В последнее время к Кашкаю ближе всего была новая RAV4, но опять же, это не совсем адекватное сравнение, так как Кашик был на закате жизненного цикла.
Фактически, если брать весь его квест с 2007 года, он доминировал на рынках России и Европы, и Йети с Тигуаном могут только облизываться его рыночному успеху (я тут ничего не говорю о качествах машины, речь просто про объемы продаж).
Заметь также, что Кашкай импортируют и платят за него полную пошлину, тогда как Йети продается с изрядным дисконтом за российскую сборку ))

7 Black-n-White  
И судя по новому поколению Кашкая, он не намерен сдаваться. На мой взгляд, очень достойно выглядит. Но проблема любого массового авто в том, что он обречен быть скучным.
Особенно на фоне широкого выбора в сегменте! У Фокуса 1 такого фона не было.

8 Партизан  
Я бы наверное, мерседес е-класса, в 124 кузове, тоже добавил бы в список легендарных. Особенно купе.

9 Cиплый  
Потреблядская рефлексия...это очень легко лечится...думаю сейчас в Славянске и Донецке меньше озабочены поиском легендарного автомобиля нашего времени чем мы тут....хорошо бы эта рефлексия подольше пожила...

10 Артем_КРАСНОВ  
3
Вова как обычно зло и не в тему ))) Сиплый стайл ))

12 Cиплый  
а ведь ты прав! плюсую!

PS: хотя, если ты идентифицируешь эти слова как  зло значит они в тему!

11 Rex_1  
Мне кажется, если говорить о России, то символом десятилетия в 90е был  600-й мерс, а в 2000-е - гелик (те же бандиты пересели, плюс чеченцы, плюс спецслужбы)... Про "дветысячидесятые" вообще еще рано говорить

13 antonio1985  
ТЛК80, 100, 200. Ниссан патрол в предыдущем кузове. Этих машин уже сейчас не хватает некоторым. Хотя, по большому счету, согласен с Сиплым. Глупости это все, мелочи, труха. Ценности, шедевры и т.п. нужно искать в других местах, отличных от автопрома.

14 Vlad_Likhodievskiy  
А какой телефон останется в истории?

15 Артем_КРАСНОВ  
0
А сколько в мире автомобильных музеев и сколько музеев, посвященных телефонам?
Автомобиль - явление многогранное, в том числе иногда он становится объектом искусства. В контексте данной статьи я рассматриваю его, скорее, в этом ключе, а не сугубо утилитарном, как тот же телефон.

Уверен, телефоны тоже бывают предметами искусства, как и часы и другие аксессуары, но автомобиль в целом гораздо больше апеллирует к чувственной стороне человека. Вообще из всех материальных объектов, кроме ювелирки и произведений искусства, я думаю, автомобиль является самым эмоционально-насыщенным )))

24 Vlad_Likhodievskiy  
фетишизм?

16 AlexRostov  
ЗУБИЛО - русская легенда.

Копейку и Горбатого точно никто не забудет.

Из современных даже ХЗ на кого поставить.

18 Артем_КРАСНОВ  
0
Обе суть Фиаты (горбатый в меньшей степени), так что не знаю... В рамках российского автопрома может быть, но не мирового это точно. Слишком вторично

19 Артем_КРАСНОВ  
0
Ну просто ради справедливости можно считать классикой жанра Fiat 500 - он ей и является наряду с Mini и VW "Жук". Сам "гоработый", вероятно, мог бы стать весьма и весьма хорошей моделью, но при его проектировании было слишком много компромиссов (например,
ограничение массы, что не позволило сделать его хоть чуть-чуть комфортным).

Что касается Fiat 124... Он был автомобилем года в Европе в середине 60-х, но статус классики как-то не завоевал, к.м.к. Для России, конечно, модель знаковая, но из российских машин на роль культовой я бы, наверное, выбрал "Ниву", которая реально опередила время. И если бы АвтоВАЗ не встал на паузу на 30 лет, эволюция "Нив" вполне могла подарить миру первый паркетник раньше, чем это сделала Тойота.

ИМХО канеш, но ты смотриш болшье со стороны именно технаря. Тут спорить не берусь. Я больше упираю на эмоциональную оценку, на память в каком то смысле. 

Ну сам посуди, кто "изнаших" помнит/знает про Фиат 500/124? А Копейка - это наше всё. В ней был зачат (не исключаю), в ней вырос, на ней учился рулить. Да и сейчас, видя Копендос в толчее пробок, пусть и уставший, уважение больше, чем к любому Кадиллаку или Мерсу.

Про Ниву даже спорить смысла нет. Однозначно запомнится всем и надолго.

21 Артем_КРАСНОВ  
0
Если мы говорим о классике конкретно для нас, для россиян, то да, согласен со всем.

Просто я брал более широкий контекст, классика в мировом масштабе. Это как с музыкой: кто не слышал Таркана, может подумать, что Киркоров поет свои песни smile

Вот ты сволащь то!!!!!!!!!!!! Я только хотел сказать про подаренный тобой Цитрус Кабрио, который стоит у мну в "мужском отделе", ты про полупарней в полукедах вспомнил....

Машинка и правда задорная, и провокационная.

23 PsKoT  
Кот согласен по части ЭВО. Еще и импреза WRX туда же. Ну а если по себе - митсу галант 98-2002 годов ну и БМВ 3ей серии оттуда же :-)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |